Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"
материал на тему
Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1._vystuplenie_na_seminare.docx | 81.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76 «Капелька»
Доклад
«Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»
Подготовила:
Прокофьева Т.Н.
Cургут-2015
Доклад.
«Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»
В настоящее время проблемы социально - нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества.
Моральные нормы- это обобщённые понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.
В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре. Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные переживания и к младшему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже относительно богатый эмоциональный опыт. Дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях. Наибольшие возможности для воспитания гуманных чувств и отношений создаются при наличии эмоционального комфорта для ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание. Ведущая роль в создании обстановки эмоционального комфорта принадлежит взрослому.
Взрослый идёт навстречу желаниям детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует своё эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.
Положительное эмоциональное состояние ребёнка - одно из основных условий становления доброжелательных взаимоотношений со взрослым и с детьми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха; неудовлетворённость потребности ребёнка в общении может вызвать пугливость, замкнутость, нерешительность, агрессию.
Рассмотрим примеры общения с детьми.
Дети строят из конструктора дома. У одного мальчика постройка разрушается. Он огорчён, прекращает строить. Ребята начинают смеяться над ним. Мальчик
волнуется, краснеет, слёзы на глазах. Подходит взрослый. Ласково обращается
к ребёнку: « Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова. Это ошибка. В такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение, показать некоторые приёмы конструирования, объяснить причину неудачи и тем самым снять ситуативный дискомфорт в эмоциональном состоянии ребёнка.
Приведём ещё один пример.
Девочке не удаётся сложить понравившийся узор из мозаики; она огорчена,
волнуется, прерывает свою игру, грустит. Взрослый замечает изменения в
эмоциональном состоянии ребёнка, подходит к нему, предлагает сложить
узор вместе. Девочка охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор
она хочет сложить. Взрослый поддерживает её замысел, незаметно подска-
зывает необходимые приёмы, облекая их в форму совместного обсуждения.
Ребёнок становится более уверенным в себе, её состояние заметно улучшается.
Она достигает успеха, радуется и берётся за составления нового узора.
В этом примере взрослый увидел причину дискомфорта (недостаточное владение навыками) и помог достичь положительного результата.
Дети нуждаются в непосредственной эмоциональной форме общения со
взрослым, которому следует либо удовлетворить просьбу, либо объяснить
причину, по которой её невозможно в данное время выполнить, уточнив
при этом, когда он сможет выполнить просьбу. В то же время нельзя допустить
развития зависимости от взрослого. Ребёнка следует заинтересовать другими
детьми, помочь ему найти занятие, желательное для всех.
У детей трёх лет воспитывается умение самостоятельно преодолевать ситуации
собственного эмоционального дискомфорта: сдерживать слёзы, огорчение,
справляться с собственной оплошностью, обращаться за помощью ко взрослому.
Воспитывается отзывчивость. Понятие «отзывчивость» характеризуется как
умение ребёнка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие в восстановлении эмоционального благополучия «страдающего» малыша.
Приведём пример.
В песочнице дети лепят куличики. У Саши сухой песок высыпается из формочки,
как только он переворачивает её. Рядом Коля кладёт в формочки сырой песок,
ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заме-
тив неудачу Саши, он показывает свои куличик: «Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею» - и не оказывает Саше никакой помощи, радуясь своему успеху.
Настя увлечена своей игрой и не обращает внимания на затруднения Саши.
И лишь Оля помогает Саше, приносит воду и поливает песок, объясняя причину
неудачи.
Активным приёмом воспитания отзывчивости является демонстрация таких
ситуаций с помощью настольного(кукольного) театра. Перед детьми разыгры-
вается ситуация из жизни детей. Например: кукла пытается построить домик,
но кубики рассыпаются, и она плачет. Взрослый спрашивает: « Почему кукла
плачет? Как её можно успокоить?» Предлагает обратиться к ней с ласковыми
словами, помочь восстановить разрушенный домик. Положительная оценка
поступка ребёнка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей
действовать также.
Подобным образом могут быть использованы и наборы картинок: одна картинка
демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребёнок малыш, разбивший
тарелку), на 2-3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение
( невнимание, сочувствие, помощь) к ребёнку. Последовательно рассматри-
вая эти картинки, взрослый задаёт вопросы: «Что случилось? Как надо помочь?
Как поступают эти дети? Чей поступок успокоит ребёнка? Почему?» Такое
обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявле-
ние отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.
Ребёнок пятого года жизни способен проникать в чувства других.
Пример. Демонстрируется картина, на которой изображены мальчик, разбивший чашку, и девочка, собирающая осколки. Взрослый обращает внимание детей на эмоциональный дискомфорт мальчика: «Посмотрите, как мальчик испугался! А девочка- молодец! Увидела его, скорее подбежала к нему, чтобы
не только осколки собрать, но и успокоить малыша.» Как вы думаете, какие слова успокоят мальчика?
Такие разъяснения позволяют детям понять нравственную сторону поступка
девочки, проявившей сочувствие.
Для накопления детьми опыта решений, отражающих гуманное отношение
к сверстникам, может быть использована методика « незаконченного рас-
сказа». Взрослый прерывает чтение рассказа в том месте, где описывается
поступок персонажа в ситуации неблагополучия героя и задаёт вопрос: «Что
было дальше?»
Деятельность детей старшего дошкольного возраста принимает коллективный
характер и потому задача воспитания гуманных чувств и отношений преобра-
зуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудни-
чества. Наиболее активным средством является объединение детей в общей
деятельности. В целом содержание работы по обучению детей способам
сотрудничества заключается в том, что взрослый:
-помогает детям приходить к общему согласию, выслушивать мнения парт-
нёров, выражать своё отношение к их предложениям, не прибегая к нетактич-
ным замечаниям, обижающим партнёров;
-одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказа-
ние им помощи;
-положительно оценивает результаты работы всех детей, подводя общий
итог, подчёркивая значимость совместных усилий.
Следует отметить, что вступление детей в совместное обсуждение нередко
приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Средством разрешения этих
конфликтов становятся моральные правила, сообщаемые взрослым и усваива-
емые детьми, осознаваемые ими как значимые и справедливые. Моральные
нормы упражняют детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходи-
мых поступков, формируют собственный опыт, позволяют ликвидировать раз-
рыв между знанием моральных норм и реальным поведением. Конфликты по-
буждают ребёнка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют
нравственному воспитанию.
Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу
моральных норм с целью формирования соответствующего практического
опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок,
соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно зна-
чимым.
Литература:
Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.2012
А.В.Запорожец Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой
М.:Просвещение,1985.
Р.С.Буре Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений.
СПб.2004 Детство-прес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...
СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>
Информация для педагогов и родителей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию гуманных чувств и отношений «Хотим быть добрыми»
Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки....
Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал полезен музыкальным руководителям...
Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...
Выступление на педагогическом совете: консультация «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников».
Что такое гуманность? Пути решения......
Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений
В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте...