Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"
материал на тему

Прокофьева Татьяна Николаевна

Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1._vystuplenie_na_seminare.docx81.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное   учреждение                                                      детский сад №76 «Капелька»

                                                   

Доклад

«Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                         Прокофьева Т.Н.

                                                                                                                                                                         

                                                                                 

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DI01.566\_ 5_2.png

Cургут-2015

Доклад.

«Воспитание гуманных чувств и доброжелательных отношений – одна из задач формирования личности дошкольника»

     В настоящее время проблемы социально - нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества.

Моральные нормы- это обобщённые понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.

В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре. Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми. На третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные переживания и к младшему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже относительно богатый эмоциональный опыт. Дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях. Наибольшие возможности для воспитания гуманных чувств и отношений создаются при наличии эмоционального комфорта для ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание. Ведущая роль в создании обстановки эмоционального комфорта принадлежит взрослому.

 Взрослый идёт навстречу желаниям детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует своё эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.

     Положительное эмоциональное состояние ребёнка - одно из основных условий становления доброжелательных взаимоотношений со взрослым и с детьми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха; неудовлетворённость потребности ребёнка в общении может вызвать пугливость, замкнутость, нерешительность, агрессию.

     Рассмотрим примеры общения с детьми.

Дети строят из конструктора дома. У одного мальчика постройка разрушается. Он огорчён, прекращает строить. Ребята начинают смеяться над ним. Мальчик

волнуется, краснеет, слёзы на глазах. Подходит взрослый. Ласково обращается

 к ребёнку: « Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова. Это ошибка. В такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение, показать некоторые приёмы конструирования, объяснить причину неудачи и тем самым снять ситуативный дискомфорт в эмоциональном состоянии ребёнка.

     Приведём ещё один пример.

Девочке не удаётся сложить понравившийся узор из мозаики; она огорчена,

волнуется, прерывает свою игру, грустит. Взрослый замечает изменения в

эмоциональном состоянии ребёнка, подходит к нему, предлагает сложить

узор вместе.  Девочка охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор

она хочет сложить. Взрослый поддерживает её замысел, незаметно подска-

зывает необходимые приёмы, облекая их в форму совместного обсуждения.

Ребёнок становится более уверенным в себе, её состояние заметно улучшается.

Она достигает успеха, радуется и берётся за составления нового узора.

В этом примере взрослый увидел причину дискомфорта (недостаточное владение навыками) и помог достичь положительного результата.

Дети нуждаются в непосредственной эмоциональной форме общения со

взрослым, которому следует либо удовлетворить просьбу, либо объяснить

причину, по которой её невозможно в данное время выполнить, уточнив

при этом, когда он сможет выполнить просьбу. В то же время нельзя допустить

развития зависимости от взрослого. Ребёнка следует заинтересовать другими

детьми, помочь ему найти занятие, желательное для всех.

У детей трёх лет воспитывается умение самостоятельно преодолевать ситуации

собственного эмоционального дискомфорта: сдерживать слёзы, огорчение,

справляться с собственной оплошностью, обращаться за помощью ко взрослому.

Воспитывается отзывчивость. Понятие «отзывчивость»  характеризуется как

умение ребёнка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие в восстановлении эмоционального благополучия «страдающего» малыша.

     Приведём пример.

В песочнице дети лепят куличики. У Саши сухой песок высыпается из формочки,

как только он переворачивает её. Рядом Коля кладёт в формочки сырой песок,

ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заме-

тив неудачу Саши, он показывает свои куличик: «Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею» - и не оказывает Саше никакой помощи, радуясь своему успеху.

Настя увлечена своей игрой и не обращает внимания на затруднения Саши.

И лишь Оля помогает Саше, приносит воду и поливает песок, объясняя причину

неудачи.

     Активным приёмом воспитания отзывчивости является демонстрация таких

ситуаций с помощью настольного(кукольного) театра. Перед детьми разыгры-

вается ситуация из жизни детей. Например: кукла пытается построить домик,

но кубики рассыпаются, и она плачет. Взрослый  спрашивает: « Почему кукла

плачет? Как её можно успокоить?» Предлагает обратиться к ней с ласковыми

словами, помочь восстановить разрушенный домик. Положительная оценка

поступка ребёнка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей

действовать также.

     Подобным образом могут быть использованы и наборы картинок: одна картинка

демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребёнок малыш, разбивший

тарелку), на 2-3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение

( невнимание, сочувствие, помощь) к ребёнку. Последовательно рассматри-

вая эти картинки, взрослый задаёт вопросы: «Что случилось? Как надо помочь?

Как поступают эти дети? Чей поступок успокоит ребёнка? Почему?» Такое

обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявле-

ние отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.

Ребёнок пятого года жизни способен проникать в чувства других.

     Пример. Демонстрируется картина, на которой изображены мальчик, разбивший чашку, и девочка, собирающая осколки. Взрослый обращает внимание детей на эмоциональный дискомфорт мальчика: «Посмотрите, как мальчик испугался! А девочка- молодец! Увидела его, скорее подбежала к нему, чтобы

не только осколки собрать, но и успокоить малыша.»  Как вы думаете, какие слова успокоят мальчика?

Такие разъяснения позволяют детям понять нравственную сторону поступка

девочки, проявившей сочувствие.

Для накопления детьми опыта решений, отражающих гуманное отношение

к сверстникам, может быть использована методика « незаконченного рас-

сказа». Взрослый прерывает чтение рассказа в том месте, где описывается

поступок персонажа в ситуации неблагополучия героя и задаёт вопрос: «Что

было дальше?»

     Деятельность детей старшего дошкольного возраста принимает коллективный

характер и потому задача воспитания гуманных чувств и отношений преобра-

зуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудни-

чества. Наиболее активным средством является объединение детей в общей

деятельности. В целом содержание работы по обучению детей способам

сотрудничества заключается в том, что взрослый:

-помогает детям приходить к общему согласию, выслушивать  мнения парт-

нёров, выражать своё отношение к их предложениям, не прибегая к нетактич-

ным замечаниям, обижающим партнёров;

-одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказа-

ние им помощи;

-положительно оценивает результаты работы всех детей, подводя общий

итог, подчёркивая значимость совместных усилий.

     Следует отметить, что вступление детей в совместное обсуждение нередко

приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Средством разрешения этих

конфликтов становятся моральные правила, сообщаемые взрослым и усваива-

емые детьми, осознаваемые ими как значимые и справедливые. Моральные

нормы упражняют детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходи-

мых  поступков, формируют собственный опыт, позволяют ликвидировать раз-

рыв между знанием моральных норм и реальным поведением. Конфликты по-

буждают ребёнка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют

нравственному воспитанию.

    Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу

моральных норм с целью формирования соответствующего практического

опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок,

соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно зна-

чимым.

Литература:

Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.2012

А.В.Запорожец Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой

М.:Просвещение,1985.

Р.С.Буре Как поступают друзья? Воспитание гуманных  чувств и отношений.

СПб.2004 Детство-прес.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...

СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>

Информация для педагогов и родителей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию гуманных чувств и отношений «Хотим быть добрыми»

Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки....

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений

В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте...