Презентация педагогического опыта
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Ковалева Людмила Ивановна

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечёт за собой его развитие. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

627250,Тюменская обл., Юргинский район, с. Юргинское, ул. 25 партсъезда, д. № 1, тел.\ факс 8(34543)2-38-68, adou-urga@mail.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Обучение грамоте как условие успешной подготовки к школе

Ковалева  Л.И.

Воспитатель первой категории

Актуальность

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечёт за собой его развитие. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «буква».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей  к обучению звуковому  анализу слов.

Задачи:

-знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

-знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

-формировать у детей умение называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

-формировать у детей умение сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

-формировать у детей умение слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

-формировать у детей умение различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

-Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам как:

-развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии);

-четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное звукопроизношение);

-знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой;

-выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

Опыт работы

В настоящее время существует масса разнообразных методик обучения детей грамоте. Содержание работы по подготовке воспитанников обучению грамоте основано на «Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей шестилетнего возраста» Авторы: Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 

Довольно часто родители сами пытаются научить ребенка читать. К сожалению, подобный опыт в большинстве случаев не очень удачен, т.к. детей побуждают (или что хуже - принуждают) запоминать буквы, а затем сливать их в слоги и слова. И это является главной ошибкой, т.к. буква - всего лишь графическое изображение звука, т.е. первичен звук, а буква вторична. («Вначале было слово»!)

Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой стороны слова по его графической (буквенной) модели. Другими словами, чтобы прочитать слово, ребенок должен знать звуковое значение букв.

Вот почему необходимо предварительное    знакомство детей именно со звуками речи, а потом уже с буквами. На практике не всегда удается достаточно четко проработать этапы в средней и старшей группах. Поэтому в подготовительной группе свою работу я начинаю с того, что пытаюсь дать детям целостное представление о структуре речи, которое поможет им осознанно относиться к чтению.

Чтобы поддерживать детский интерес к такой «бестелесной» субстанции как речь, мы с первого занятия пускаемся в путешествие по огромной стране «Речь», которой нет на карте, но которая скрывает в себе много тайн, сюрпризов, игр и пр. Помогает нам схема речи, находящаяся рядом с учебной доской весь учебный год и  помогающая детям усваивать знания о составе предложений, о слого-звуковом составе слов, о разнообразии звуков и их отличии. Помимо данной схемы над доской находится «лента букв», на которой живут гласные (Красная улица) и согласные (Синяя улица) буквы и маленький  «Белый переулок» с двумя буквами, не имеющими звукового значения; Занятия проходят в игровой форме с использованием:

- художественного слова (стихи, рассказы, сказки и загадки о буквах);

- предметных картинок;

- звуковых пеналов;

- слоговых и звуковых  схем;

- букв;

- счетных палочек для выкладывания букв;

- пластилина для лепки букв;

и многого другого.

Кроме того, не обходится без «злодеев», помогающих осуществлять проблемное обучение: Звукоед, Буквогрыз, Путанка. И, конечно, Незнайки, чьи ошибки детям приходится исправлять постоянно.

Дети любят и игры, для которых не нужны никакие атрибуты - только собственные ладошки. Это, например, «Кулачок-ладошка», «Звук в ладошке», «Подружи звуки». «Наушнички»

Очень полезны и любимы детьми загадки о буквах, которые дети придумывают сами, и которые помогают детям лучше усвоить звуковое значение букв.

Полученные на занятиях знания закрепляются дома с родителями с помощью тетрадей, в которых дети учатся писать печатные буквы и выполняют много интересных и полезных заданий.

В помощь родителям, помимо устной консультации воспитателя, в группе организован «Уголок Грамотея», где объясняется, как следует правильно выполнять задания.

Кроме того, с помощью ниже указанной памятки родители проинформированы о конечной цели обучения в детском саду в данной области.

Положительную оценку в практике по обучению грамоте получили иттегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»

В  публичной презентации педагогического опыта по теме «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»  представлена система работы педагога-психолога в детском саду, кот...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ» ...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Презентация педагогического опыта воспитателя МБДОУ № 143 Барановой Елены Юрьевны

В данной презентации отражены основные принципы и направления моей работы в д/с "Тулячок" Пролетарского района г. Тула...

Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"

В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...