План самообразования во второй младшей группе
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ «МАЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
План самообразования во второй младшей группе
тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Воспитатель: Палагина Елена Александровна
2015- 2016 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «Вечер загадок». |
Ноябрь | Театрализованная постановка. | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с семьёй | Январь | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». | |
Май | Открытый показ нод во второй младшей группе. | Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Русские народные загадки, хорошо знакомые всем мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт — белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Каждому мальчику по чуланчику.
(Перчатки)
Скатерть бела всю землю одела.
(Снег)
Зимой и летом одним цветом.
(Ель, сосна)
Сидит на макушке, завязаны ушки.
(Шапка)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут.
(Месяц)
Не сеют, не сажают, а сами вырастают.
(Волосы)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица)
Стоит Антошка на одной ножке.
(Гриб)
Живут сестра и брат: сестру все видят, но не слышат. Брата все слышат, но не видят.
(Молния и гром)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(Облака)
Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, так прятаться начнут.
(Дождь)
На соломинке дом, сто ребяток в нём.
(Колосок)
Мальчик — крошка в костяной одёжке.
(Орех)
Длинный хвост, крохотный рост.
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)
Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь — гладко, а откусишь — сладко.
(Яблоко)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берёт и воронам не даёт.
(Огородное пугало)
Золотое решето чёрных домиков полно.
(Подсолнух)
По голубому блюду золотое яблочко катится.
(Солнышко на небе)
Не зверь, не птица, а нос как спица, летит — кричит, сядет — молчит. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.
(Комар)
В уголке на потолке висит сито, не руками свито.
(Паутина)
На грядке колобок — округлый жёлтый бок.
(Репка)
Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)
Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят.
(Забор)
Без окон, без дверей полна горница людей.
(Огурец)
Семьдесят одёжек, а все без застёжек.
(Кочан капусты)
Борода да рожки бегут по дорожке.
(Козел)
Шагаешь — впереди лежит,
оглянешься — домой бежит.
(Дорога)
Посреди двора стоит копна:
спереди — вилы, сзади — метла.
(Корова, бык)
Как змейка в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет — другой вырастает.
(Ящерица)
Растут в поле сестрички:
жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
Четыре братца под одной шапкой ютятся.
(Стол)
Ну что за госпожа, уж очень гожа:
сидит на ложке, свесивши ножки.
(Лапша)
Под ледком стоит чашечка с медком.
(Яйцо)
Под землёю птичка гнездо свила, снесла яички.
(Картофель)
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык;
шесть ног без копыт.
(Жук)
Без рук, без топорёнка построена избёнка.
(Гнездо)
Стоит Алёнка в красной рубашонке.
Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.
(Земляника)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.
(Подосиновик)
Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок.
(Пила)
В шубе летом, а зимой — раздеты.
(Деревья)
Кланяется, кланяется, придёт домой —
растянется.
(Топор)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
песни распевает, время считает.
(Петух)
Гладит всё, чего касается,
а дотронешься — кусается.
(Утюг)
Белая кошка лезет в окошко.
(Свет)
Пять братьев — годами равные, ростом разные.
(Пальцы на руке)
Сколько по ней ни иди, всё будет бежать впереди.
(Тень)
Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт,
она знать даёт.
(Собака)
Бьют Ермилку по затылку, он
не плачет, только носик прячет.
(Гвоздь)
Гладко, душисто, моет чисто.
(Мыло)
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)
По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица.
(Белка)
Дедушка мост мостит без топора и без ножа.
(Мороз)
Два блестящих коня по льду возят меня.
(Коньки)
Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
(Сосульки)
Нахмурится, насупится,
в слёзы ударится —
ничего не останется.
(Туча)
Рассыпался горох на семьдесят дорог,
никто его не подберёт.
(Град)
Летом — горька, зимой — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
На шесте — дворец, во дворце — певец.
(Скворец)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
(Овца)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
(Ножницы)
На пальце одном ведёрко вверх дном.
(Наперсток)
Конь стальной, хвост льняной.
(Иголка с ниткой)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Морковь)
Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
кто её раздевает, тот слёзы проливает.
(Луковица)
В воде родится, а воды боится.
(Соль)
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.
(Сова)
Стоит старик над водою, сам трясёт бородою.
(Камыш)
Сама ползёт, на себе дом везёт.
(Улитка)
Чашечки и блюдца не тонут и не бьются.
(Кувшинки)
Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
(Часы)
Висит груша — нельзя скушать.
(Лампочка)
Маленькая собачка не лает, не кусает,
а в дом не пускает.
(Замок)
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает.
(Дверь)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья)
По полу скок и по лавкам скок;
сядет в уголок, не шелохнётся.
(Веник)
Весной вырастают, осенью опадают.
(Листья)
Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерёшь.
(Крыжовник)
Чёрный Ивашка — деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт.
(Карандаш)
Белое поле, чёрное семя, кто его сеет, тот и разумеет.
(Грамота, письмо)
Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а расказывает.
(Книга)
Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками.
(Ёж)
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
(Березы)
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
(Берега реки)
В воде проживает, хвостом виляет, зубаста, а не лает.
(Щука)
Через речку лёг, пробежать помог.
(Мост)
3. Выполняйте эти упражнения в течении двух недель и вы заметите, как исчезает ваш животик. Всё что вам понадобится это стена! 1. Расстелите коврик. Подвиньтесь к стене, положите руки ладонями вниз на расстоянии плеч. Упритесь ногами в стену, не сгибая ног, попружиньте. Упражнение следует повторить 10 раз по 3 захода. Всего 30 раз. Так ваши ноги обретут силу и станут упругими. 2. Займите исходное положение. Подвиньтесь к стене, поднимите ноги прямо наверх. Руки должны лежать на животе. Теперь попеременно отводите одну ногу сначала в одну сторону, затем другую в другую сторону. Не убирайте ноги от стены. Повторите данное упражнение 20 раз. 3. Вернитесь к исходному положению из второго шага. Теперь держите ноги прямо, упираясь в стену. Приподнимайте одну руки и тянитесь к носочкам. Повторят 10 раз по 2 захода. 4. Упритесь одной ногой в стену. Придерживая туловище, отводите одну ногу за голову. Пытайтесь достать пол. Повторите 5 раз по 2 захода. 5. Немного приподнимите туловище, упритесь одной ногой в стену. Согните свободную ногу под углом в 45 градусов и положите её на ту, которой вы упёрлись в стену. В такой позе необходимо пробыть по 3 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развит...
План самообразования во второй младшей группе
план самообразования по теме " сенсорное развитие ребёнка"...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...
План самообразования во второй младшей группе.
Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...
План самообразования во второй младшей группе по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...