Досуг "Веселая ярмарка" (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
Задачи:
· систематизировать знания детей о ярмарке;
· развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
· способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;
· развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
· закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов;
· закрепить значение слов: ярмарка и коробейник;
· воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_yarmarka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Веселая ярмарка
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
Задачи:
- систематизировать знания детей о ярмарке;
- развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
- закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов;
- закрепить значение слов: ярмарка и коробейник;
- воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Оборудование: мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства, коробок.
Предварительная работа:
- Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.
- Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.
- Уточнение значения слова промысел.
- Изготовление изделий из глины.
Ход занятия
Дети входят в зал. У каждого ребенка к одежде приклеплен бейджик. Воспитатель встречает детей.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Наталья Михайловна, а как зовут вас, я вижу. Я – воспитательница из другой группы. Мне сказали, что вы очень любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я хочу пригласить вас на ярмарку.
- А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумное большое гулянье, базар, на котором продают товары).
- Молодцы! А еще на ярмарку надевали самую красивую, праздничную одежду. На ярмарке скоморохи веселили народ, показывали кукольные представления, где главным героем был Петрушка. Устраивали карусель, разные забавы.
- И так, отправляемся в путешествие. Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).
Воспитатель:
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Расписные самовары,
И веселые игрушки,
Тарелки, ложки, погремушки!
Петрушка:
- Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
- Я веселая игрушка, как зовут меня?
Дети: (Петрушка)
Петрушка:
Почтенные господа,
Пожалуйте сюда.
Открываем балаган,
Предлагаем вам товар.
Подходите, подходите
Покупайте, что хотите.
Воспитатель:
- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.
Петрушка:
- А у нас на ярмарке разный товар. А знаете ли вы, названия промыслов, которые есть в России?
Ответы детей.
- А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлена гжельская посуда).
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
- Молодцы!
- Воспитатель:
- Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В чем? (Ответы детей)
- В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).
- Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
- А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).
Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!
- Ну идемте дальше.
Петрушка:
- Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадаете? (хохломскую).
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Умнички, все знают!
Воспитатель:
- Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
- Какое? (золотая хохлома).
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Смотрим мы на хохлому,
Красоту невиданную.
Петрушка:
Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах!
Воспитатель:
А мы пойдем дальше дальше. Ой, что это такое, смотрите разбитая посуда. Наверно свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим.
Игра "Собери игрушку"
Петрушка:
- Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали игрушки. Вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!
Воспитатель:
- А какие это игрушки? (гжельские, дымковские, хохломские).
Воспитатель:
- Молодцы. Пойдемте поищем на ярмарке дымковские игрушки? (подходят к столу с дымковской игрушкой)
Петрушка:
Вот игрушки расписные
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Воспитатель:
- Мы подошли к лотку, где продают игрушки.
Петрушка:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Какая же это игрушка?
Скорей назовите, друзья!
(Дымка)
Воспитатель:
- Как называются эти игрушки?
Дети:
- Дымковские!
Петрушка:
- А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему игрушки называются дымковскими?
(Игрушки называются дымковскими, потому что появились они в селе Дымково)
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
- Каким способом лепят дымковскую игрушку?
(Дымковскую игрушку не тянут из комка глины, а лепят по частям, соединяя части в целое, т.е. конструктивным способом)
- Как называются элементы орнамента дымковской игрушки?
(Круги, кольца, овалы, зигзаги, колоссы, клеточки, точки. Круг-символ солнца, каравая хлеба, звезды, зигзаги - вода, дорога)
Вечера зимой длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- Знаете ли вы название праздника, где продавались дымковские игрушки?
(Праздник назывался «Свистопляски». В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, музыкальный свист, песни, пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных свистулек и игрушек.)
- Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные?
(Лепят и разрисовывают игрушки веселые мастера)
- А как, по-вашему, что, глядя на эти игрушки, делать хочется? (танцевать)
Воспитатель:
На Руси была потеха
Пляску русскую плясать.
Становитесь в круг, ребята,
Будем пляску исполнять.
Русская народная пляска
Воспитатель:
- А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти изделия.
Посмотрите каковы
Удивительно белы
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушку смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор.
- Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите, какие краски возьмёте, чтобы они сочетались (под музыку расписывают образцы).
Воспитатель:
- Ой, дети, пока вы занимались в мастерской я нашла интересный коробок. Как вы думаете, что это такое? (достает лоток коробейника)
Воспитатель:
- Мне кажется, что это - лоток коробейника.
- Ребята, а вы знаете кто такой коробейник? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.
- Ребята, коробейник, наверно потерял свой товар. Посмотрите, чего только нет в коробке? (разный товар).
Появляется коробейник с шарами.
Воспитатель:
- А, вот, и коробейник, весельчак да затейник.
Продаёт игрушки, баранки да ватрушки.
- Здравствуй, коробейник!
Коробейник:
- Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Коробейник:
- Вы обошли всю ярмарку. Вам понравилось? (ответы детей) Расскажите, что же было на ярмарке? Я же опоздал.
Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар.
На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.
Коробейники продают свой товар с лотков.
Устраивали карусель, разные забавы, пляски.
На ярмарку надевали праздничную одежду.
Воспитатель:
- А еще пока мы ходили по ярмарке мы нашли лоток с товарами. Это случайно не ты потерял?
Коробейник:
- Ой, спасибо вам, ребятки! Увидел я эти красивые шарики и побежал за ними, а лоток свой забыл.
Воспитатель:
- Возвращаем тебе коробейник твой товар, а нам пора возвращаться домой.
Коробейник:
- Подождите, подождите!
- А эти шарики я хочу подарить ребятам, за их умения и хорошие знания. До свидания!
Дети:
- До свидания!
Дети вместе с воспитателем выходят из зала.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
"Дымково" назвали.
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Смотрим мы на хохлому,
Красоту невиданную.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
(Дымка)
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду - удивительному чуду.
Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка (Интегрированное занятие в подготовительной группе)
Интегрированное занятие в подготовительной группе....
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"
НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....
Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...
Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в педагогический процесс включать разнообразные ...
«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»
Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...
Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»
Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...