Досуг "Веселая ярмарка" (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чухрай Мария Константиновна

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной культурой.

Задачи:

·         систематизировать знания детей о ярмарке;

·         развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

·          способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;

·         развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;

·         закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов;

·         закрепить значение слов: ярмарка и коробейник;

·         воспитывать интерес к быту и обычаям России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_yarmarka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая ярмарка

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной культурой.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о ярмарке;
  • развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
  •  способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
  • закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов;
  • закрепить значение слов: ярмарка и коробейник;
  • воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Оборудование: мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства,  коробок.

Предварительная работа:

  • Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.
  • Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.
  • Уточнение значения слова промысел.
  • Изготовление изделий из глины.

Ход занятия

Дети входят в зал. У каждого ребенка к одежде приклеплен бейджик. Воспитатель встречает детей.

  • Здравствуйте, дети! Меня зовут Наталья Михайловна, а как зовут вас, я вижу. Я – воспитательница из другой группы. Мне сказали, что вы очень любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я хочу пригласить вас на ярмарку.
  • А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумное большое гулянье, базар, на котором продают товары).

- Молодцы! А еще на ярмарку надевали самую красивую, праздничную одежду.  На ярмарке скоморохи веселили народ, показывали кукольные представления, где главным героем был Петрушка. Устраивали карусель, разные забавы.

  • И так,  отправляемся в путешествие. Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).

Воспитатель:

Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Расписные  самовары,
И веселые игрушки,

Тарелки, ложки, погремушки!

Петрушка:

  • Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
  • Я веселая игрушка, как зовут меня?

Дети: (Петрушка)

Петрушка:

Почтенные господа,
Пожалуйте сюда.
Открываем балаган,
Предлагаем вам товар.
Подходите, подходите
Покупайте, что хотите.

Воспитатель:

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Петрушка:

- А у нас на ярмарке разный товар.  А знаете ли  вы, названия  промыслов, которые есть в России?

Ответы детей.

  • А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлена гжельская посуда).

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

  • Молодцы!
  • Воспитатель: 
  • Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В чем? (Ответы детей)
  • В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).
  • Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
  • А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).

Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!

  • Ну идемте дальше.

Петрушка:

  • Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадаете? (хохломскую).

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

Умнички, все знают!

Воспитатель: 

  • Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
  • Какое? (золотая хохлома).

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Смотрим мы на хохлому,
Красоту невиданную.

Петрушка:  

Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах!

Воспитатель: 

А мы пойдем дальше дальше. Ой, что это такое, смотрите разбитая посуда. Наверно свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим.

Игра "Собери игрушку"

Петрушка:  

  • Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали игрушки. Вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!

Воспитатель: 

  • А какие это игрушки? (гжельские, дымковские, хохломские).

Воспитатель: 

  • Молодцы. Пойдемте поищем на ярмарке дымковские игрушки? (подходят к столу с дымковской игрушкой)

Петрушка:

Вот игрушки расписные
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

Воспитатель: 

  • Мы подошли к лотку, где продают игрушки.

Петрушка: 

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Какая же это игрушка?

Скорей назовите,  друзья!

(Дымка)

Воспитатель:

-  Как называются эти игрушки?

Дети:

- Дымковские!

Петрушка: 

  • А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).

Воспитатель:

  • Как вы думаете, почему игрушки называются дымковскими?

(Игрушки называются дымковскими, потому что появились они в селе Дымково)

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое

«Дымково» назвали.

  • Каким способом лепят дымковскую игрушку?

(Дымковскую игрушку не тянут из комка глины, а лепят по частям, соединяя части в целое, т.е. конструктивным способом)

  • Как называются элементы орнамента дымковской игрушки?

(Круги, кольца, овалы, зигзаги, колоссы, клеточки, точки. Круг-символ солнца, каравая хлеба, звезды, зигзаги - вода, дорога)

Вечера зимой длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

  • Знаете ли вы название праздника, где продавались дымковские игрушки?

(Праздник назывался «Свистопляски». В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, музыкальный свист, песни, пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных свистулек и игрушек.)

  • Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные?

(Лепят и разрисовывают игрушки веселые мастера)

  • А как, по-вашему, что, глядя на эти игрушки, делать хочется? (танцевать)

Воспитатель: 

На Руси была потеха
Пляску русскую плясать.
Становитесь в круг, ребята,
Будем пляску исполнять.

Русская народная пляска

Воспитатель: 

  • А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти изделия.

Посмотрите каковы

Удивительно белы

Мастера, скорей за дело

Украшай игрушку смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовал он взор.

  • Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите, какие краски возьмёте, чтобы они сочетались (под музыку расписывают образцы).

Воспитатель:

  • Ой, дети, пока вы занимались в мастерской я нашла интересный коробок. Как вы думаете, что это такое?  (достает лоток коробейника)

Воспитатель:

- Мне кажется, что это - лоток коробейника.

- Ребята, а вы  знаете кто такой коробейник? (Ответы детей)

Воспитатель:

  • Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.
  • Ребята, коробейник, наверно потерял свой товар. Посмотрите, чего только нет в коробке? (разный товар).

Появляется коробейник с шарами.

Воспитатель: 

- А, вот, и коробейник, весельчак да затейник.
Продаёт игрушки, баранки да ватрушки.

  • Здравствуй, коробейник!

Коробейник:

  • Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: 

Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.

Коробейник:

  • Вы обошли  всю ярмарку. Вам понравилось? (ответы детей) Расскажите, что же было на ярмарке? Я же опоздал.

Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.

Коробейники продают свой товар с лотков.

Устраивали карусель, разные забавы, пляски.

На ярмарку надевали праздничную одежду.

Воспитатель:

- А еще пока мы ходили по ярмарке мы нашли лоток с товарами. Это случайно не ты потерял?

Коробейник: 

  • Ой, спасибо вам, ребятки! Увидел я эти красивые шарики и побежал за ними, а лоток свой забыл.

Воспитатель:

  • Возвращаем тебе коробейник твой товар, а нам пора возвращаться домой.

Коробейник: 

- Подождите, подождите!

- А эти шарики я хочу подарить ребятам, за их умения и хорошие знания.  До свидания!

Дети:

- До свидания!

Дети вместе с воспитателем выходят из зала.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое

"Дымково" назвали.

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Смотрим мы на хохлому,
Красоту невиданную.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

(Дымка)

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.

И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду - удивительному чуду.

Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в   педагогический процесс включать разнообразные ...

«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...