Православные праздники как средства приобщения дошкольников к истокам духовной культуры
статья на тему

Мишина Светлана Владимировна

Статья предназначена для музыкальных руководителей муниципальных и частных  детских садов. Обосновывает включение в образовательную программу детских садов проведение православных праздников как источника духовности и нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православные праздники как средство приобщения дошкольников к истокам духовной культуры

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательную программу дошкольного образования  включен раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Каждый год в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации рекомендован  перечень образовательных событий, в том числе праздников, для проведения в образовательных организациях в новом  учебном году. По классификации на сегодня можно выделить следующие разновидности праздников, проводимых в муниципальных дошкольных образовательных организациях:

  • Международные (Международный женский день, Международный день толерантности, Международный день инвалидов, Международный день защиты детей и др.);
  • Государственные (Новый год, День народного единства, День матери в России, День защитников Отечества и др);
  • Региональные праздники
  • Городские (День города);
  • Праздники народного календаря;
  • Праздники детского сада (Дни рождения воспитанников, праздник мыльных пузырей, день рождение детского сада и т.д.)

Из перечисленного больше всего вопросов вызывают праздники народного календаря. На просторах Интернета можно найти множество календарей народных праздников, примет и суеверий. И в перечне праздников в них, наряду с Масленицей, Днем Ивана Купалы, мы видим и Рождество Христово, и Пасху, и Покрова Богородицы и другие православные праздники.  Правильно ли это?                                                                        Еще испокон веков наши предки праздновали свои языческие праздники. С приходом христианства на славянские праздники были наложены  христианские праздники, в рамках осуществления христианизации Руси.        Сегодня множество старых праздников забыто славянским народом, и мы празднуем христианские праздники, которые, по сути, являются языческими.  Так, например вся страна празднует Новый Год с 31 декабря на 1 января. В язычестве - это праздник Щедруха.  Как и в языческом празднике на Новый год  накрывается богатый стол, который обеспечивает благополучие в грядущем году. Это всемирно любимый праздник не только язычников, христиан, но и многих народов и религий.                          Также мы отмечаем такой языческий праздник, как Коляда, который в христианской календаре совпадает с  Рождеством Христовым. В этот день девушки и парни ходили по домам и пели тропари, колядки, в которых благословляли Бога, желали хозяевам благополучия. Хозяева же одаривали колядников деньгами, конфетами и другими дарами. В старые времена, так и сейчас все праздновали  Масленицу. В христианстве  - это подготовка к Великому посту Праздник длился целую неделю. В этот праздник пекли блины, угощали друг друга, но мясных продуктов уже не употребляли. Было принято ходить в гости к родственникам, а в конце масляничной недели просить друг у друга прощение. Провожали Масленицу в последний день праздника, величая Масленицу (куклу, наряженную в женское платье), а затем разрывали на части и бросали на поля, чтобы вырос богатый урожай.                  История же  православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное          время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших        событий из  жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых        угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. П Сообразно этому была устроена  вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. Таким образом,  в православных праздниках нет той бесшабашной разухабистости, шумного веселья, духа  соревновательности присущих народному гулянию. Ядро православных праздников – Иисус Христос как эталон духовного совершенства. Каждый православный праздник включает в себя элементы духовного очищения и это реализуется через покаяние, проявление милосердия, прощение, благотворительность.                                        Таким образом,  было бы целесообразно внести коррективы в классификацию праздников в детском саду и дифференцировать народные праздники и православные церковные праздники, т.е. в планах выделить православные праздники в отдельную строку. Тогда при планировании детских праздников и развлечений в дошкольной организации станет ясна форма их проведения, цели и задачи.                                                                  Одним из воспитывающих элементов народной педагогики является культура народных праздников.  Сегодня  праздники народного календаря традиционно включены в образовательную программу   детских садах, как форма приобщения к социокультурным истокам своего народа.  Это прежде всего веселое и любимое детьми  развлечение Масленица, проводы Зимы, с песнями, плясками, соревнованиями, блинами. Это праздник русской березки, который проводится на Троицу. Это зимние забавы с элементами Коляды. Но наряду с тем, в практике многих детских садов проводятся и православные праздники: Рождество, Покров Богородицы, Пасха. Главное, правильно выбрать форму проведения праздника. Отличительной чертой православных праздников, прежде всего, является нравственное начало, духовная культура, сдержанность, милосердие и благотворительность. Например, праздник  Рождества Христова в детском саду может включать в себя следующие мероприятия:

  • Беседы с детьми о милосердии, добре и зле, благотворительности;
  • Организация выставки рождественских поделок;
  • Организация выставки детских рождественских рисунков;
  • Рождественский утренник;
  • Детский или совместный с родителями рождественский концерт для детей и  социума;
  • Детский или совместный с родителями рождественский спектакль для детей и  социума;
  • Благотворительные акции (сбор игрушек для детских домов – интернатов, сбор игрушек для младших групп детского сада, поздравления воспитателей – ветеранов, письма – рисунки для стационарных пациентов медицинских учреждений, рождественские поделки для детей младших групп и др.);
  • Встреча – беседа со священнослужителем.

Праздник Рождества может длиться целую рождественскую неделю. Святки, светлые святые дни,  наполненные особой духовностью, добротой и милосердием – должны стать для детей  истоком духовной культуры. И в этом заключается главная задача православного праздника в детском саду.

 Особое внимание хочется уделить  значению в формировании духовной культуры дошкольников праздника ИМЕНИНЫ в детском саду.

Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности.  Именины – это праздник имени. По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых. Не всегда дата именин совпадает с днем рождения, хотя некоторые родители стремятся называть младенца таким именем, чтобы дата рождения и именины совпадали. Поздравляя человека  с именинами, воздают почести святому, по которому назван человек. Потому, что именины – это день памяти святого, чье имя было дано человеку при Крещении.

Празднование именин в 20 - ом веке долгое время не отмечалось. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поют песенку: «как на… именины испекли мы каравай». Между тем, именины – праздник особый, который можно назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят наши небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен о здравии, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин.

После революции 1917 года с именинами начали серьезную борьбу: обряд крещения был признан вредным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Борьба с «пережитками» доходила до крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин». Лишь в конце 20 – ого века в нашу жизнь возвращается этот чудесный праздник – именины.         Празднование именин в детском саду имеет большое нравственное и воспитательное значение. Дети узнают, что они, например, не просто Саши и Димы, а носят имена  святых защитников земли русской Александра Невского и Дмитрия Донского, знакомятся с понятием «святой человек», узнают в доступной форме о житие святых и получают импульс, мотивацию подражать им, совершать добрые поступки, сдерживать агрессивные проявления в меру своих возрастных особенностей. Одни имена встречаются в календаре имен (Святцах) только раз в год, другие очень часто. Значит, ребенку в детском саду чаще будут напоминать о его небесном покровителе и его добрых поступках, чаще приобщать к истокам духовной культуры. Разнообразны и формы проведения именин: это может быть чаепитие в группе, тематическое интегрированное занятие, концерт – поздравление. Всё зависит от творческого потенциала  педагога, возраста детей и реализации поставленной задачи – приобщения дошкольников к духовной культуре.

Таким образом важно, при проведении праздников в детском саду, правильно расставить смысловые акценты, выбрать  формы проведения праздников, правильно подобрать репертуар и соблюсти меру. Например, сразу сместятся смысловые акценты, если  в Масленице обыграть обряд прощения (по аналогу «прощенного воскресенья») В Рождественские святки, если  их проводят в детском саду, славить,  прежде всего, младенца Христа, это его день рождения, а уж потом  славить в колядках  всех коровок. овечек, свинок и др. По форме это могут быть и зимние забавы, и досуговое развлечение, а может быть и праздник Рождества или Пасхи, требующие определенной предварительной работы с детьми и сдержанности по стилю. Но и при проведении православных праздников следует соблюдать меру и деликатно выбирать сценарий и  детский репертуар. Наверное, не стоит превращать детский православный праздник в подобие  богослужения в храме. В репертуар утренников должны быть включены песни, тексты которых понятны и доступны  детям. И безусловно, православные праздники требуют проведение педагогом предварительной работы, чтобы дети поняли основную суть праздника. И тогда, наряду с другими праздниками,  детские православные праздники могут занять достойное место в жизни детского сада, как  неиссякаемый источник духовности, нравственности, милосердия и чистого, светлого Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные праздники как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Че...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

«Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»

laquo;Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития твор...