Опыт работы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Развитие познавательной активности старших дошкольников при ознакомлении с социальной действительностью на основе технологии «лента времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Голиусова Наталья Игоревна
Содержание
Раздел I. Информация об опыте…………………….……………..………. | 3 |
Раздел II. Технология опыта …………………………………..…………… | 7 |
Раздел III. Результативность опыта ……………………………………….. | 13 |
Библиографический список ……………………………………………….. | 15 |
Приложение к опыту ………………………………………………………. | 16 |
Раздел I.
Информация об опыте
1.1. Условия возникновения, становления опыта
Основная задача образовательной политики государства на современном этапе – это достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района белгородской области», функционируя в режиме развития на территории Майского поселения с 1985 года, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Являясь открытой социально - педагогической системой, дошкольная организация осуществляет сотрудничество с учреждениями, расположенными на территории Майского поселения: с МОУ «Майская гимназия»; Майским Дворцом культуры; районной библиотекой п. Майский; МБУК «Домом ремесел Белгородского района»; МОУ ДОД «Детская школа искусств п. Майский».
Взаимодействие с социальными партнерами помогает педагогам детского сада в формировании у дошкольников опыта взаимодействия с окружающим миром, осознания ими смысла социальных явлений.
Образовательная программа МДОУ «ЦРР – детский сад№4 п. Майский» нацелена на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [12]. Педагогический коллектив, организуя воспитательно-образовательный процесс, решает задачи обогащения детского развития, позитивной социализации, поддержки познавательной активности и инициативы детей в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательное пространство дошкольной организации обеспечивает максимальный психологический комфорт, создает возможности для реализации права ребенка на свободный выбор деятельности, степени участия в ней. В целях личностного роста педагогами организованы: игровые центры в группах и на территории детского сада; научно-исследовательский, экологический и краеведческий модули, зоны и центры безопасности жизнедеятельности.
Одним из приоритетных направлений центра развития является познавательное развитие дошкольников.
Мониторинг реализации образовательной области «Познавательное развитие», проведенный в мае 2014-2015 учебного года по диагностическим картам Н.В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (6-7 лет) показал достаточно высокий уровень развития интеллектуальной сферы старших дошкольников. Об этом свидетельствует их информированность и любознательность, интерес ко всему, что связано с рукотворным миром человека, любовь к экспериментированию. Однако мониторинг позволил выявить проблемы в познавательном развитии, которые связаны с тем, что у некоторых детей снижен интерес к предметному миру, многие воспитанники не всегда способны самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, не выделяют результат познания. Так, по критерию диагностических карт «Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику, профессии. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса») - средний балл в подготовительных группах составил 3,9. По критерию «Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов» - средний балл составил 3,8, в то время как нормативными вариантами развития можно считать средние значения больше 3,8 балла.
Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость повышения качества образовательного процесса по реализации образовательной области «Познавательное развитие».
1.2. Актуальность опыта
В основополагающем федеральном документе «Национальная доктрина образования в Российской федерации» сказано, что система образования призвана обеспечить «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования…».
Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит его приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.
В федеральном государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, в соответствии с которыми на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связям; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. №996-р) в качестве приоритетного выделено такое направление развития воспитания как «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, популяризация научных знаний среди детей». Это предполагает, прежде всего, создание условий для познавательного развития и «получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества» [9].
Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между необходимостью формирования познавательной активности и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в дошкольной организации современных методов и технологий, которые удовлетворяли бы образовательные потребности современных детей.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании в дошкольной организации необходимых педагогических условий для развития познавательной активности дошкольников при ознакомлении с социальной действительностью на основе технологии «лента времени».
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с апреля 2014г. по август 2017г.:
I этап. Подготовительный (апрель 2014 – август 2014 г.): подбор материалов для мониторинга, проведение мониторинга, планирование мероприятий системы нравственно-патриотического воспитания.
II этап. Основной или внедренческий (сентябрь 2014 г. – апрель 2017г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.
III этап. Итоговый (май 2017 г.) – мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта на уровне ДОУ.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой, включающей в себя: диагностические материалы; тематическое планирование, систему игр и педагогических мероприятий по формированию познавательной активности с использованием технологии «лента времени».
1.6. Теоретическая база опыта
Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:
- «социальная действительность»;
- «познавательная активность»;
- «лента времени».
Социальная действительность - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы [10].
Социальная действительность (социальный мир) создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями [5].
Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности, начиная с дошкольного возраста, рассматривался К.Д.Ушинским, Л. Н. Толстым. Они считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать ощущение полного слияния со своим народом.
Советские педагоги (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Г. М. Лямина, Н. В. Мельникова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Г. И. Григоренко, Л. А. Таллер) отмечали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
Изменения политической ситуации в стране оказали влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л. А. Венгер, В. А. Петровский, Н. Я. Михайленко, Л. А. Парамонова) личностно-ориентированная модель воспитания, которая ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.
Эта модель позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира.
Познавательная активность – это динамический, целенаправленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, необходимых для реализации каких-то жизненных планов. В психолого – педагогической литературе познавательная активность рассматривается как деятельность и как черта характера личности обучающегося.
Познавательная активность как психолого-педагогическое явление исследована Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Ю.М. Колягиным, А.Н. Леонтьевым, Г.Л. Луканкиным, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной. Процесс управления познавательной активностью учащихся отражен в работах В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина.
Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность.
Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка [7,c.22-24]. Под познавательной активностью Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях [11].
В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
«Лента времени» - технология, направленная на расширение кругозора старших дошкольников посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу освоения представлений о социальном мире на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развитие целостного восприятия мира, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Впервые эта технология предложена Н.А. Коротковой в работе « Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». У автора эта технология называется «Река времени». Цель данной формы работы: систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи [6].
В парциальных программе «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») авторы Л.В. Серых, Г.А. Репринцева, разработанной в рамках регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») эта технология была трансформирована с учетом региональных особенностей и получила название «Лента времени».
1.7. Новизна опыта
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития современных детей и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» является активным участником инновационной деятельности на региональном уровне. Участие педагогического коллектив дошкольной организации в реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») мотивировало педагогический коллектив на активное применение современных технологий и методов деятельностного подхода.
Новизна опыта заключается в использовании технологии «лента времени» в условиях МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» для развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формирования и обогащения их представлений о рукотворном мире, осознания связей и зависимостей в социальном мире, месте человека в нем.
1.8. Характеристика условий
Материалы опыта могут быть использованы при организации образовательной деятельности, как дошкольных образовательных организаций, так и отдельных дошкольных групп.
Раздел II.
Технология описания опыта
Цель опыта - развитие личности дошкольника, накопление его опыта взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;
- развивать мышление умение детей устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи.
- формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию;
- способствовать формированию интересов, творческих способностей, воображения;
- формировать навыки межличностного общения, взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа и рукотворному миру, созданному человеком.
- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах познавательного развития дошкольников, включая их в образовательную деятельность.
Технология построения и реализации актуального педагогического опыта в практике работы дошкольной организации построена на принципах системно-деятельностного подхода (приложение №1).
Реализация опыта предполагается в 2 этапа:
I -й этап – подготовительный включает:
- организованную образовательную деятельность по накоплению детьми 4-5 лет (средняя группа) представлений об окружающем мире, овладение ими первоначальных навыков классификации и систематизации в игровой форме (приложение №2).
- поисково-исследовательскую деятельность самого педагога, которая заключается в сборе информации об истории возникновения предметов, литературных произведений для детей, иллюстраций и картинок исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее) и предметов материальной культуры в разные исторические эпохи, видеоинформации для мультимедиа, а также раздаточного материала (карточек с изображением различных видов предметов);
II этап – основной. Это непосредственно применение технологии в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на основе перспективного планирования (приложение №3) и системы педагогических мероприятий.
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится при ознакомлении с картами, глобусом, различными схемами. Дети 5-6 лет учатся фиксировать время по часам, разным календарям, изучают прошлое на основе использования детской научно-популярной литературы. Задача педагога состоит в том, чтобы направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных, временных), формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как сравнение, классификация, анализ, синтез.
Основные направления работы по опыту:
1) проектирование развивающей предметно-пространственной среды в целях развития познавательной активности;
2) организация совместной образовательной деятельности в режиме дня и в ходе педагогических мероприятий (приложение №4);
3) включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.
Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает проектирование центров и зон:
- центр «Я – исследователь», где проводятся исследования и элементарные опыты, изучаются свойства материалов, где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, карты, микроскоп, схемы, модели;
- центр Краеведения, где представлены геральдика, наглядная информация, литератур, игры, пособия по развитию представлений о культуре, традициях историческом прошлом страны и региона.
- литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы. а также наборы сюжетных и предметных картин из серии: «профессии», «предметы - помощники», «бытовые приборы», транспорт» и так далее.
В качестве центров развития познавательной активности выступают также: зоны сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр; зоны для разнообразных видов самостоятельной деятельности, а также различные выставки (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
Второй этап опыта реализуется на основе тематического планирования (приложение №3) и системы педагогических мероприятий (познавательно-исследовательской деятельности) с использованием технологии «лента времени».
Центральным звеном данной технологии является дидактическое пособие «лента времени», которое символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист примерным размером 50х160 см или 60х180 см. Вдоль «ленты времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир. Такими символами - «метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра или шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы - что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам используются следующие методы:
Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Игра - является ведущим видом деятельности и помогает педагогу соединить познавательно-исследовательскую деятельность старших дошкольников с начальным этапом учебной деятельности.
Словесный метод: рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
Наглядный метод:
- рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций;
-схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов-презентаций;
- составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, подготовка и организация выставок, мини-музеев, коллекционирование, знакомство со способами действия.
Практическая деятельность предполагает высокую познавательную активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Для проведения игр – путешествий с использованием панно «лента времени» в течение учебного года используется время непосредственно образовательной деятельности, и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня. В этом случае образовательная деятельность может проводится в форме культурной практике.
На первом игровом мероприятии детям демонстрируется заранее заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «ленте времени». Начинаться работа может с самого доступного для понимания дошкольника понятия. Например, с понятия «жилище» («дом») и дальнейшего обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и в каких еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Таким образом, у детей формируется понимание работы с панно «лента времени».
В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, музыкальное сопровождение, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей. Это позволяет сделать образовательную деятельность доступными, содержательной и познавательной.
Алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием данной технологии полностью соответствует алгоритму современного педагогического мероприятия.
Алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием «ленты времени»:
1 этап - обсуждение реального или вымышленного события (организационный момент);
2 этап - постановка цели исследования (мотивационно-ориентировачный этап)
3 этап - анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала (поисковый этап).
4 этап - работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «лента времени», сборка общей таблицы (практический);
5 этап - сопоставление результатов познавательно – исследовательской деятельности (рефлексивно-оценочный этап).
6 этап - дополнение таблицы детьми в дальнейшем: в самостоятельной деятельности, с помощью привлечения родителей к сбору необходимой информации.
Особенностью данной технологии является то, что на 4-м этапе педагогического мероприятия дети объединяются в подгруппы. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Работа в подгруппе имеет большое значение для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, а в дальнейшем учебной деятельности, так как:
- Повышается познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Развиваются навыки успешного общения.
- Совершенствуются межличностные отношения, улучшается психологический климат в группе сверстников.
Ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога, который должен:
- учитывать интересы и возможности детей;
- учитывать особенности состава подгруппы (разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам);
- уметь распределять роли между участниками подгруппы;
- организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами;
- контролировать работу в подгруппах, оказывать помощь при необходимости, анализировать способ деятельности.
После проведения педагогического мероприятия панно «лента времени» должно быть «открыто» для дополнения детей, активизировать их познавательную активность в свободной самостоятельной деятельности. При этом оно должно быть мобильно: педагог с детьми должен иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований», таким образом, остановки на «ленте времени» будут заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, и чернильницей или узнать, насколько удобно рассматривать иллюстрации при свече ит.д.
Совместная образовательная деятельность с использованием технологи «лента времени» должна учитывать интересы детей группы и может быть:
- Итогом тематической недели.
- Итогом образовательного проекта. Это совместная деятельность детей, педагога и родителей. Формой представления «ленты времени» в этом случае может быть: презентация «ленты времени» на итоговом мероприятии.
- Панно «лента времени» может быть итогом исследовательской деятельности, проводимой педагогом с группой детей или с одним ребенком.
Важным направлением работы по реализации актуального опыта является включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Сказано, что одной из задач в области дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Использование технологии «лента времени» как формы совместной деятельности детей и взрослых позволяет реализовать основные принципы и задачи дошкольной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО и тем самым помогает:
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих познавательное развитие детей;
• повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей и их социализации на основе современных форм взаимодействия и сотрудничества (приложение №5).
Результативность опыта
Для выявления результативности опыта использовалось пособие, рекомендуемое авторами программы «Детство» «Диагностика педагогического процесса» автора – составителя Верещагиной Н.В.
Уровни | Годы | ||
2014-2015 | 2015 -2016 | 2016 -2017 | |
Средний балл | |||
«Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику, профессии. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса») | 3,7 | 4,2 | 4,4 |
«Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов» | 3,8 | 4,5 | 4,8 |
Испытывает желание участвовать в совместной образовательной (трудовой, творческой )деятельности | 3,9 | 4,6 | 4,9 |
Итого | 3,8 | 4,4 | 4,7 |
По итогам диагностики (мониторинга) положительная динамика качества педагогического процесса за 3 года составила - 0,9 баллов (18%). |
Положительная динамика качества образовательного процесса в этом направлении за 3 года составила 18 %.
Использование данной технологии позволило:
- обогатить представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания;
- родителям - увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности, в результате чего родители воспитанников стали проявлять все больший интерес к образовательной деятельности и активно участвовать в совместных мероприятиях, проводимых в группе.
Систематическое и целенаправленное использование работы по использованию технологии «Лента времени» способствует интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной и речевой, художественно-эстетической. В результате чего возрастает познавательная активность детей, что оказывает положительно влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, технология отвечает требованиям ФГОС ДО ДО, образовательным запросам современных детей и их родителям и помогает приобрести дошкольникам на этапе завершения дошкольного образования необходимые предпосылки к учебной деятельности и обеспечить, таким образом, полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования.
О результативности опыта и его практической значимости свидетельствует следующее:
- опыт внесен в банк данных актуального педагогического опыта МДОУ
(протокол заседания Педагогического совета №3 от 07.02.2017г.);
- материалы из опыта работы размещены на сайте
Библиографический список:
1. Годовикова Д. Б. Влияние общения с взрослым на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сборник научных трудов / Под ред. М. И. Лисиной. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. - С. 79-98. // Сайт URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm, 2016. 79
2. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 240 с.
3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.
4. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60
5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. - 208 с.
7. Литвиненко И. Многоканальная деятельность - способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2007, № 4, с.22-24
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2000/10/11 /doktrina-dok. htmlhttps://rg.ru /2000/10/11/doktrina-dok.html
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]// https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
10. Социологический словарь [Электронный ресурс] // http: //endic.ru /sociology/Socialnaja-Realnost-Socialnyj-Mir-8563.html
http://eurasialand. ru /txt/ilyin/40.htm
11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Поддьякова Н.Н. ,М., 1984 - 321с.
12. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ сфера, 2014 – 96 с.
Приложение
Приложение №1 - Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.
Приложение №2 - Дидактические игры, используемые для детей средней группы на 1-м этапе реализации опыта.
Приложение №3 - Перспективное планирование образовательной деятельности по использованию технологии «Лента времени».
Приложение №4 - Конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии «Лента времени».
Приложение №5 - Мастер-класс для родителей «Знакомство с технологией «Лента времени».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132186-1351322944.jpg)
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-843070-1478250238.jpg)
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842232-1478115044.jpg)
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-810194-1472805057.jpg)
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...