Трудовое воспитание в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС
консультация на тему
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений.
Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
"Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит трудиться."
Виктор Гюго
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_trudovogo_vospitaniya.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание трудового воспитания
в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений.
Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
"Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит трудиться."
Виктор Гюго
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду.
Реализовать эту цель можно двумя путями:
- Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
- Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
- самоутверждение в среде сверстников;
- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп:
Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет.
В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.
Содержание трудового воспитания для детей младших групп
Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:
Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:
-развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
-воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
-стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
-поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
-обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
Хозяйственный труд в бытовой сфере - развитие базовых навыков:
-аккуратно складывать игрушки;
-помогать сервировать стол; сгребать сухие листья на игровой площадке;
-убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
Труд в природе - формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):
-помощь в сборе зрелых плодов и семян;
-забота о зимующих птицах;
-уход за комнатными растениями;
-посев семян
Содержание трудового воспитания для детей средней группы
Для детей 4–5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:
Самообслуживание:
-приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;
-совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;
-развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.
Хозяйственный труд - постепенное расширение поля деятельности:
-полная сервировка стола,
-стирка кукольной одежды,
-подметание дорожек на площадке,
-наведение порядка на стеллажах;
-развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений.
Труд в природе — усложнение трудовых действий:
- полив цветов и грядок на огороде;
-самостоятельный посев семян и сбор урожая;
-подготовка корма для обитателей животного уголка;
-формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности
Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп
Для детей 6–7 лет трудовое воспитание в детском саду задействует следующее:
Самообслуживание - освоение новых умений и навыков:
- ежедневная чистка зубов,
- уборка постели,
- содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;
-формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.
Хозяйственный труд - развитие навыков самостоятельной организации труда:
- содержание в порядке инвентаря,
- умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;
-формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных:
следить за чистотой в игровой комнате и на площадке,
проводить мелкий ремонт книг и игрушек,
помогать малышам.
Труд в природе — увеличение объёма обязанностей:
-пересадка комнатных растений,
-подкормка и опрыскивание;
-уход за аквариумом;
- подготовка почвы,
- выращивание и высадка рассады;
-сбор семян для зимующих птиц; наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам (окраска цветов, форма листьев, стебель);
-формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.
Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке(начиная со средней группы) — изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, пространственное и конструктивное мышление, способствует формированию чувства прекрасного, совершенствует морально-волевые личностные качества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда...
Особенности трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС
Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....
Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольного учреждения....
«Планирование воспитательно – образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО». Выступление на тему: «Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО».
Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы....
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...
«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь в...