Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
статья на тему
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_do.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, в повседневном общении.
В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.
Специфика детского труда заключается в следующем:
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
-определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
-учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
-показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать* ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату (сестре), напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношениях с партнерами), использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС
Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....
Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольного учреждения....
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...
«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь в...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...
Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развив...