Развивайте любознательность
консультация на тему

Анохина Людмила Александровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditele2.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 «РАЗВИВАЙТЕ  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ»

Любопытство, любознательность , стремление действовать с разнообразным кругом игрушек , предметов , желание узнать, что это такое, - всё это должно замечаться, поощряться  взрослыми. Нет специального времени для умственного развития ребёнка – оно происходит во всё и : в играх и занятиях со взрослыми, на прогулках… мало просто «знать»  малыша – вся его жизнь должна быть организована  взрослыми так , чтобы живой интерес к миру не угасал.

Вот игрушки. Дело не в том, чтобы их было много . важно чтобы они были разнообразными: для игр, в которых ребёнок  изображает действия взрослых (куклы, посуда, машины, мебель, звери, птицы); и для сборки , и материалы для построек; и простейшие орудия – лопаточки , совочки, ведёрки…

Важно также, чтобы интерес ребёнка к игрушке не угасал, чтобы он старался подольше «исследовать» её, обнаруживать в ней новые  достоинства . Этому , несомненно , препятствует то, что ему на глаза  одновременно попадает слишком много игрушек. Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей,  игрушки приедаются малышу. Поэтому часть игрушек  убирайте, меняйте их время от времени.

Длительной,  внимательной игре  способствует само обращение с игрушками.  Если они свалены как попало,  если в ящике вперемешку с новыми игрушками лежат сломанные, старые и части разборных игрушек, то такой беспорядок никак не побуждает малыша проявлять интерес к ним. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в игрушечном хозяйстве ребёнка был порядок. Разумеется, игрушки имеют свойство ломаться, и с этим ничего не поделаешь. Но надо постараться починить сломанную игрушку, а если это невозможно, совсем убрать её. Все разборные игрушки в конце концов должны после игры оказываться собранными. На первых порах вам, возможно, придётся иногда и самим заниматься этим, если ребёнку пора уже спать или есть; но со временем доля вашего участия уменьшается, а за порядком в своём уголке должен следить сам ребёнок. Далее, пусть игрушки (те, которые вы считаете нужным давать ребёнку для игры) будут на виду. Само их расположение в детском уголке будет продумано так, чтобы оно как бы подсказывало  ребёнку игру. Интерес малыша к самостоятельной игре становиться более заметным,  но это  не основание для того, чтобы пускать игру на самотёк.

Играть целый день в одиночестве ребёнок не может . он как бы выдыхается. Вы вдруг обнаруживаете, что он повторяет одни и те же действия, явно  скучает ,  использует игрушки  не по назначению,  берётся то за одно, то за другое. Поэтому надо взять себе за правило – включаться в игру ребёнка. Своевременная подсказка,  даже просто внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что и требуется для более успешного  умственного развития. Также нужны книги, картинки, научите ребёнка бережному обращению с ними, читайте ему на ночь, поощряйте интерес к «чтению ».

Любят дети наблюдать за тем, что делают взрослые. Они пытаются помогать маме по дому. Понятно ,  сначала  пользы вам от такой помощи мало,  напротив, появляются лишние заботы. Но и здесь  любознательность  ребёнка , его желание  включиться в ваши дела надо всячески поощрять. Пусть кладёт  на место вымытые вами ложки,  ставит на стол чашки и т. п. Постепенно  возможности малыша  обогащаются, а вместе с тем расширяется и круг дел,  к которым его можно привлечь.  Это весьма полезно для его умственного  развития.

Ни в коем случае не отгоняйте  от себя ребёнка,  даже если он вам и в самом деле мешает: «Не мешай» , «Нельзя, ты разобьёшь», «Не надо, ты вся испачкаешься», «Ты долго будешь делать, а мне некогда»- такие одёргивания гасят интерес и любознательность ребёнка . 

Наоборот, нужно  найти доступную для него форму  участия в вашей работе: « Ну-ка, отнеси кастрюльку на кухню», «Пойди принеси мне тряпочку- стол вытереть». Старайтесь  при этом научить ребёнка элементарным правилам работы. Если у малыша что-то  не получается  или получается плохо , не позволяйте себе пренебрежительно относиться к результатам его работы.  Слепила дочка из куска теста пирожок, но неудачно. Ни в коем случае не выбрасывайте этот кусок и не запрещайте ей попробовать cделать ещё один пирожок. Объясните, почему не получилось, как исправить,  и  исправьте- но с её участием.

Очень важны для умственного развития ребёнка прогулки. Действительно,  он чрезвычайно много нового видит, выходя из дома. Животные,  растения , природные явления, труд людей, автомобили и т. д.  Обращайте  внимание во время  прогулки на то, что ему доступно,  полезно, интересно.  Иногда стоит повести ребёнка туда , где он может увидеть что-то новое.

Дошкольный возраст называют возрастом  «почемучек».  Дети задают массу вопросов, проявляя неуёмную  любознательность. Ещё раз подчеркнём , что нельзя отмахиваться  от этих вопросов, сколь «бессмысленными» или малозначащими  они вам ни казались бы. Нельзя отвечать формально . «А как ты сделал?»- спрашивает ребёнок. «Взял и сделал»,- отвечает папа. «Почему?» спрашивает ребёнок. «Потому!» - отвечает папа.  Что, кроме разочарования , могут вызвать у детей подобные ответы? Согласитесь,  и вы были бы раздосадованы ,  если бы ваше любопытство  удовлетворялось  таким вот образом. Постарайтесь давать объяснения  правильные , доступные  пониманию ребёнка.  Во всяком случае, проявляйте  уважение  к его  расспросам .  Если вам непонятен смысл вопроса , постарайтесь встречными  вопросами  или  каким- либо иным способом выяснить его для себя.

Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, вызывают в нём стремление

узнать разобраться, понять. Когда вы отвечаете ему , вы воспитываете у  него  убеждение, что объяснять – это в самом деле важно. В дальнейшем  ребёнок начнёт и сам искать причины и следствия. Это очень ценно для развития его мышления.

Интерес к окружающему у ребёнка очень велик. Порой его трудно оторвать от того, что всерьёз заинтересовало его.  Он расспрашивает об этом, а потом сам рассказывает домашним , что видел.  С каким интересом следит малыш, как папа чинит  его велосипед!  Сколько вопросов рождает у него вид необычных машин- подъёмного крана, снегоуборочного автомобиля,  бульдозера!

Умение  наблюдать,  сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать – это важные качества, о развитии которых надо думать уже сейчас, используя любой подходящий случай, чтобы способствовать их проявлению.

Развиваясь, ребёнок не просто овладеет разнообразными  действиями,  не только учится  видеть мир, мыслить. Он ещё привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя  правила поведения. Начинает складываться личность ребёнка, его внутренний мир.

 

 

Не пугайте детей.                       

 

Мы взрослые люди , часто не подозреваем , как много страха  дети испытывают в жизни… мы сами того не замечаем , как часто наполняем детскую жизнь страхами.  Это происходит по тому, что мы весьма  много детям угрожаем с самых малых лет, мы действуем на них при помощи страха.   Тёмная комната населяется  нами  какими-то страшными  науками и «буками» ; если говорим о собаке, то непременно прибавим  «смотри , она тебя укусит» ; если говорим о каком ни будь дяде , то  часто указываем детям , что  этот дядя возьмет тебя и унесёт.     Мы угрожаем детям  болезнью, ранами,  и в конце концов  достигаем «хороших»  результатов: дети начинают нервничать, пугаться , трястись от страха, вскрикивать по ночам  и постоянно искать защиты. Всё это даром для них не проходит,  они не всегда сознают , что часто  мы пугаем их только  словами . дети верят нашим угрозам в всерьез, и это наполняет  их души такими  настроениями , которые в дальнейшем  могут мешать  ему жить и работать, которые сделают его нерешительным ,  робким  и  неуверенным  в своих силах.

Нет, не надо пугать детей!  Это  слишком дорого  им обходится, нужно их воспитывать  смелыми , добрыми и жизнерадостными.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Как развивать любознательность ребёнка».

На протяжении всего дошкольного возраста окружа­ющие ребёнка взрослые должны создавать благопри­ятные условия для развития у него любознательнос­ти, которая затем перерастает в познавательную ак­тивно...

Как развивать любознательность детей

Как развивать любознательность ребенка?На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем п...

Консультация для воспитателей по теме: "Развиваем любознательность дошкольников 4-7 лет, посредством организации опытническо - исследовательской деятельности"

Данный материал содержим методы при проведении опытов и эхкспериментов, виды экспериментов, оборудование и материалы для организации опытническо - исследовательской деятельности в ДОУ....

Консультация для родителей "Развиваем любознательность"

Детская психология утверждает, что внимание ребенка в раннем детстве не поддается сознательному управлению, оно непроизвольно. Поэтому важно, чтобы окружающее было интересным для вашего малыша. Воспит...

Как развивать любознательность и стремление к знаниям

Простые советы по развитию любознательности ребенка....

Круглый стол для родителей: «Как развивать любознательность детей?»

Цели: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.План проведения:Вступительная часть собрания.Прослушивание и обсуждение...

Как развивать любознательность ребенка

Консультация для родителей...