Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО
материал на тему
Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_v_sootvetstvii_s_fgos_do.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. В соответствии с ФГОС детский сад обязан: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией. В связи с этим целью педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Таким образом, главной задачей детского сада является «повернуться лицом к семье», заинтересовать родителей, оказать им помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Основные задачи нашего коллектива: – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; – объединить усилия для развития и воспитания детей; – создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; – активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
– поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей Педагоги родители
1 тап ознакомительный Сбор информации Знакомство с детским садом (адаптация) 2 этап- общепрофилактический Наглядная агитация Встреча со специалистами, просмотр открытых занятий, мероприятий 3 этап –индивидуальная работа Выбор содержания, форм работы с семьей Получение индивидуальной помощи 4 этап интегративный Современные мероприятия (выставки, круглые столы, совместные социально значимые акции, конкурсы, оформление совместных с детьми выставок Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, праздники, круглые столы, деловые игры, дискуссионный клуб
Новые формы взаимодействия с семьей Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные проекты; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания; день дублера и др.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Важные моменты: • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являютсяустановление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы, сети интернет. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Родительский уголок в детском саду
– это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.
Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью детской группы. Информация для родительского уголка должна правильно выставляться. Ведь родительский интерес к нему зависит от правильного оформления, грамотного размещения информации и стиля. Практика показывает, что вся информация написана мелким шрифтом остается практически без внимания. Статьи нужно писать на доступном языке для родителей. Избегайте педагогических фраз. Это больше отпугивает, чем привлекает. Иначе родители не будут обращать никакого внимания, и игнорировать детские уголки, а с ними и ваш труд. Родительский уголок в детских садах размещается на таком уровне, чтобы взрослым было удобно читать. Все статьи необходимо дополнить фотографиями, яркими картинками и детскими рисунками.
Требования к оформлению материала для родителей.
Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
Родительский уголок должен быть доступным и удобным для восприятия (чтения) информации, информационным (приспособлены к размещению информации, содержательным, эстетически и красочно оформленным.
Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
Шрифт крупный (14-16), чёткий, текст не объёмный.
При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и плакаты и фотографии. При оформлении стенда не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.
Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текста и 6 частей иллюстраций), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести нужную информацию. Хорошо, если это фотографии детей данной группы.
Не допустимы нечёткие ксерокопии.
Приветствуются современные формы наглядной информации:
тематические ширмы и папки – передвижки (помимо педагогических тем, можно использовать такие рубрики: «Выходной с ребёнком дома», «Наши традиции» (в группе и семье) и т.п.
информационные листы
буклеты
журнал и газета для родителей
почтовый ящик
использование аудиозаписей
выставки
Требования к содержанию уголка:
Визитная карточка группы.
Режим, программные задачи воспитания и образования дошкольников (планируемые результаты освоения программы, планирование организованной образовательной деятельности (сетка занятий, информация о содержании тематической недели (название недели, цель, содержание работы).
Информацию о возрастных особенностях детей группы (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т. д. антропометрические данные) .
"Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, тем, целей занятий. Материал постоянно обновляется. Оборудованное место для организации выставки детских работ.
Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание и решение родительского собрание, приглашения на праздники, к участию в конкурсах и т. д.
Меню (Без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком) .
Странички специалистов, работающих на группе: тема периода, информационно-консультативные материалы в доступной форме и красочно оформленные, консультации для родителей и т. д. :
обязательное содержание в родительском уголке: информации по ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, консультации о сохранении и укреплении здоровья воспитанников и т. д. - физ. рук.
«Развлечения, досуговая деятельность»: фоторепортажи с различных мероприятий, рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихотворного, музыкального репертуара, подготовка костюмов) – муз. рук.
Консультации для родителей, ширмы – передвижки по тематике.
Рекомендации родителям по образовательной деятельности в семье: описание в доступной форме родителям о видах образовательной деятельности в семье в рамках тематической недели (обновлять информацию еженедельно) .
Участие родителей в жизни ДОУ, «панорама добрых дел»
и др.
Остальной материал педагоги определяют самостоятельно и согласно перспективному планированию
Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению(примерные темы)
Настольная тематическая информация
Уголок краткой информации
Для чтения дома
Музыкально-поэтический уголок
Медицинский уголок «О здоровье»
Объявления
«Благодарим»
«Рады сообщить вам… »
Вести с занятий
Уголок творчества детей
Меню
ОКНО – очень короткие новости
Фотоуголок настроения
Режим, сетка занятий Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, напримерпрогулка, если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки — впечатления детей, возможен фотомонтаж, "репортаж с прогулки", рисунки детей и комментарии к ним и т.д.
Выставка: «Сделайте вместе с детьми… »
Фотоуголок «С вашими детьми работают»
Уголок забытых вещей
«Поздравляем» и др.
"Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.
"Наши родители советуют" (название произвольное). В этом разделе родители могут поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по
желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
"Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.
Советы по оформлению тематической информации
Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью её подачи.
Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания вежливого ребёнка» или «Что делать, если ребёнок упрямиться? », «Как избавить ребёнка от страхов? ». Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяются цветом, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки, вышивки и т. д. Например, если приёмная оформлена в виде леса, то тема – на солнышке или облаках. Правила и советы не концентрируются на одном месте, а разбросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам, написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у гусей-лебедей в клювах – перья, а на перьях – советы. Звери: заяц, белочка, медведь держат в лапах любимые лакомства: морковь, орех, бочку с мёдом, на них – кармашки с советами.
Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки.
Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов.
Настенная информация обновляется ежемесячно.
Настольная тематическая информация
Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагаются на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы. У стола 1-2 стула, рядом – крючок для сумок. Всё это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей.
Настольная информация может быть представлена с помощью мягких лёгких игрушек, изготовленных вместе с детьми из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трёх, обыгрывается персонажами.
Уголок краткой информации
Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания. Этот уголок размещается на стенах коридоров, в раздевалке или на стенах переходов.
Примеры высказываний: М. Ю. Лермонтов «Поверьте мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам. »
Пословица: «Учи жену без детей, а детей – без людей»
К. Ушинский «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Ж. Ж. Руссо «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным – это приучить его не знать ни в чём отказа».
Уголок для чтения дома Материалы для данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации.
Уголок поэзии и музыки Стихи и песни, которые учат дети в процессе НОД по музыке, развитию речи и в свободное время, а так же стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах небольших размеров для ознакомления с ними родителей, особенно тех, чьи дети имеют трудности в запоминании. Иногда можно давать на дом «хитрые» задания всем родителям, такие как: «Нарисуйте картинки к куплетам песни, строкам стихотворения». Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.
Содержание в старших группах (можно завести одну папку с разделами или распределить материал по отдельным папкам):
1. Режим дня, сетка НОД, включая кружковую работу, тема и программное содержание НОД, меню - обязательны. Они могут размещаться на стенде или отдельно на планшетах.
2. Папка «Нормативно – правовые документы ДОУ»: копии лицензии и Устава ДОУ, выписки из решений родительских собраний.
3. Папка «Возрастные особенности детей»: характеристика развития детей данного возраста, задачи обучения в конкретной возрастной группе. Что должны знать дети к концу учебного года. Помещаются требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому и т.д. воспитанию.
4. Папка «О воспитании детей»: конкретные, соответствующие возрасту детей рекомендации родителям о всех сторонах воспитания и развития детей, особенно по задачам года; результаты диагностики.
5. Папка «Консультации специалистов» (физинструктор, психолог, логопед, музыкальный руководитель)
6. Папка «Медицинские рекомендации»: рекомендации по сохранению укреплению здоровья, по предупреждению болезни, по случаям карантина на текущий день, данные антропометрических измерений.
Весь материал, помещённый для родителей должен соответствовать запланированному в календарном плане в разделе «Работа с родителями».
Обдумывать тему статьи необходимо тщательно. Они должны содержать немного материала. А в следующем информационном выпуске родительского уголка продолжить начатую тему. Это зачастую заинтересовывает родителей. Они начинают следить за происходящим и ждать новых номеров.
Очень популярны и читаемы рубрики:
«Практические рекомендации»;
«Жизнь нашей группы»;
«Наши детки»;
«Чем занимаются детишки»;
Также есть еще «передвижная папка», в которой можно максимум интересной информации о детском садике.
Информационный родительский уголок в детском садике это тема интересная и творческая. Оформление уголка, его дизайн, занимают важное место в раскрытии теми перед родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО...
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО
В презентации содержатся новые формы работы с родителями, такие как "Родительские уроки", совместные проекты, "Дни добрых дел", опыт семейного воспитания, проведение совместных праздников, создание ст...
Перспективный план работы с родителями в соответствии с ФГОС. Подготовительная группа «Солнышко» на 2017–2018 уч. г.
Перспективный план работы с родителями в соответствии с ФГОС. Подготовительная группа «Солнышко» на 2017–2018 уч. г....
Методическая разработка. Публикация в электронном журнале «Школлеги» тема: «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»
http://pressa-online.com/tabid/256/Default.aspx?aid=5ad48cb0-482a-4862-b109-81c79e7465ca&year=2016...
Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников)
Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников)...
Конспект выступления на методобъединении на тему "Работа с родителями в соответствии с ФГОС"
В выступлении обозначены цели, задачи,принципы, направления, методы взаимодействия ДОУ с родителями; описаны виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников; систематизирован личный опыт органи...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Статья содержит инновационные формы работы, приненяемые в нашем ДОУ....