КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_organizovat_letniy_otdyh_v_raznovozrastnyh_gruppah_v_letniy_period.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В
РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В ЛЕТНИЙ
ПЕРИОД»
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № и БЕЛОГРИВЦЕВА О.И.
МОСКВА 2017 г.
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период имеет свою специфику, требует от педагога умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределить внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом.
А главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.
Многие воспитанники детских садов летом уезжают с родителями отдыхать, посещаемость и наполняемость групп снижается. Уставшие за учебный год воспитатели с радостью предвкушают уменьшение нагрузки: с июня обязательные занятия уже не проводят большинство детских садов. Увеличивается время на прогулки, игры на свежем воздухе, появляется дополнительная возможность почитать детям, побеседовать с каждым. Но детей становится всё меньше, часть воспитателей уходит в отпуск, некоторые дошкольные учреждения к концу июля выглядят полупустыми. Решением этой проблемы является ежегодное «дежурство» детских садов в каждом районе: некоторые закрываются на июль - август, передавая своих воспитанников в один из ближайших «дежурных» детских садов. Как правило, эти дошкольные учреждения располагаются не очень далеко друг от друга и удобны большинству жителей микрорайона.
Одной из специфических особенностей «дежурных «детских садов является то, что там присутствуют не только немногочисленные «свои», но и «чужие» (со своими привычками, характерами, проблемами). Кроме того, эти дети приходят со своими, такими же «чужими» родителями, имеющими свои личные интересы и потребности. Они не знакомы с «временным» детским садом, его традициями, правилами, не знают воспитателей, которые будут работать с их детьми. Да и порой не хотят ничего знать. Рассматривая дежурный сад как временный выход из ситуации, они не всегда принимают всерьёз требования педагогов и администрации, зато сами настаивают на том, чтобы ребёнку обеспечили привычный ему образ жизни.
Второй особенностью, типичной для большинства «дежурных» ДОУ, является объединение детей в смешанные разновозрастные группы. Ясельную группу, если она есть, обычно не объединяют ни с кем (в силу специфики возраста). Однако если дети в ней к лету уже достигли трёх лет, иногда объединяют с младшей (три - четыре года). Чаще объединяют младшую со средней, и в ней находятся дети от трёх до пяти лет; старшую - с подготовительной (пять - семь лет). При этом в каждой группе присутствуют частично «чужие» дети. Воспитателями в этих группах остаются педагоги «дежурного» сада, и их работа в данных условиях, естественно, затрудняется.
Сложность работы в смешанной группе связана с тем, что педагог, привыкший к одновозрастному составу воспитанников, оказывается вынужденным учитывать интересы и обеспечивать возможности воспитания и обучения детей с возрастным разрывом до двух лет, а в дошкольном возрасте - это целая эпоха. У ребят разные знания, умения, разный жизненный и практический опыт, и организовать их в единый коллектив непросто . Тем более. Что половина детей пришли из других дошкольных учреждений, плохо адаптированы к новым условиям, и на привыкание к ним уйдёт, возможно, достаточно продолжительное время. Самым неприятным сюрпризом, подстерегающим воспитателя в летний период в детском саду. Может оказаться наличие в числе «чужих» детей ребёнка с психической или физической патологией, о которой родители не захотели предупредить администрацию. Иногда такие дети появляются из логопедических детских садов, иногда - из других специальных учреждений дефектологического профиля, а иногда просто из семьи, где родители мечтают от них немного отдохнуть.
Такой ребёнок может буквально парализовать работу в группе, так как он требует ежеминутного индивидуального присмотра воспитателя, который несёт за него ответственность. В первую очередь, конечно, это касается детей с неврологическими нарушениями, но часто и физические недомогания могут существенно осложнить жизнь ребёнка и воспитателя в подобной ситуации. Это дети –астматики, у которых может начаться приступ, если они понервничали, или сильно побегали, или вступили в контакт с возможным (индивидуальным для каждого) аллергеном – цветком, животным. Кормом для рыбок. Дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые могут есть далеко не всякую еду, страдают рвотами, расстройствами желудка, болями в животе. Дети с нарушениями мелкой и крупной моторики, которые не могут сами есть или неустойчивы при передвижении и поэтому ограниченны в участии в общих подвижных играх. Все эти случаи следует отметить ещё на стадии комплектации летних групп «дежурного» детского сада и обязательно ознакомиться с медицинскими документами на каждого ребёнка. После того как ребенок зачислен, сделать, как правило, уже ничего нельзя.
Воспитатель смешанной группы должен познакомиться лично с родителями воспитанников, непременно узнать, какие имеются проблемы. Им следует объяснить, что чем больше знает педагог об особенностях и привычках детей. Тем легче удаётся ребёнку влиться в новый коллектив, найти себе занятие по вкусу, включиться в интересные игры, завести новых друзей. В некоторых детских садах проводят родительское собрание, на котором администрация рассказывает о детском учреждении и специфике его работы в летний период, а потом родители заполняют специально разработанные анкеты. В других дошкольных учреждениях ограничиваются анкетированием и беседой педагога группы с каждым родителем.
В целом адаптационный период в смешанных группах в летний период проходит достаточно легко: ведь все дети уже имеют опыт посещения дошкольного учреждения, пусть даже не одного и того же. Им нужно приспособиться не к «полностью новому миру», как было, как было, когда они впервые оторвались от мамы и пошли в детский сад. А просто привыкнуть к новым детям, взрослым, обстановке. Большинство дошкольников это переносит довольно легко, тем более что обязательно в одну смешанную группу попадают по нескольку детей из соответствующих групп других детских садов, а они уже знакомы друг с другом.
Между тем в первые дни необходимо приложить специальные усилия, чтобы познакомить детей из разных детских садов, поиграть в игры, направленные на запоминание имён сверстников, побуждение интереса к ним.
Со старшими детьми это не сложно, а вот с младшими могут возникнуть проблемы. Дети трёх – четырёх лет ещё плохо играют, совместные сюжетно-ролевые игры находятся у них только в стадии становления. Хотя в силу возрастных особенностей и возможностей они уже способны и к принятию несложного сюжета, и к распределению ролей (под руководством воспитателя или старших. Хорошо играющих детей). Но в течение учебного года играют не очень много, и их игры редко достигают творческого уровня. Гораздо чаще они отображают простые сюжеты или даже цепочки действий с игрушками, редко объединяясь в более или менее стабильные коллективы. Однако попав в новый детский сад, дети обнаруживают, во-первых, новые игрушки, а во-вторых, новых партнёров по игре, причём часть из них старше, «опытнее», они играют в какие-то другие интересные игры и сами тем самым привлекают внимание к себе и своей игре.
Появляется возможность для обмена игровым опытом – та самая возможность, которая не может развиваться в одновозрастных группах с постоянным составом детей и набором привычных игровых сюжетов. Естественно, объединяющей силой здесь всё равно выступает воспитатель. При этом он опирается на старших детей, вспоминая какую-либо игру, которая им уже знакома и посильна, но в которую они играли мало, и она им ещё не надоела. Для детей трёх – пяти лет это могут быть более приближённые к их опыту игры: путешествие, зоопарк, цирк (дети могут изображать и зверей, и зрителей), семью и больницу, аптеку, магазин.
Важно, чтобы наряду с главными ролями, которые принимают на себя более старшие дети, оставались многочисленные, но не сложные для исполнения роли для младших. Обычно малыши охотно подражают «большим» и бывают польщены, когда их принимают в свои игры старшие дошкольники, пусть даже и на второстепенные роли. И если воспитатель чуть-чуть их поддерживает, подсказывает как играть, не даст угаснуть сюжету, когда сами дети уже «застряли» и не могут его развить. – возникает и продолжается совместная сюжетно-ролевая игра, та самая, которая всё реже встречается в обычной жизни перегруженного занятия современного дошкольника.
Для детей трёх – пяти лет сложности могут возникнуть из-за привлекательной игрушки – часто для малышей она является более желанным «партнёром». Чем сверстник. И тогда можно оставить такого ребёнка в покое, пока он сам не захочет присоединиться к детям. Если же он и с игрушкой не может расстаться, и одновременно испытывает интерес к игре других детей – можно попробовать ему роль, где с этой игрушкой расставаться не придётся. Например, девочка будет мамой, а кукла – её дочкой, и они вместе сидят в очереди к врачу, или идут в магазин и делают покупки (и для себя, и для дочки), или являются пассажирами самолёта либо парохода. А может быть, они записываются в новый детский сад, идут в цирк, катаются на горке.
Дети пяти – семи лет, обладающие развитой фантазией и воображением и имеющие большой игровой опыт, легко подхватывают предложенные воспитателем сюжеты, могут в определённых пределах сами их развивать, распределять роли, объяснять младшим, что от них ожидается. Разумеется, главные роли достаются более старшим, хорошо играющим, обычно «своим» воспитанникам (из основного детского сада). Но и второстепенные распределяются без конфликтов между младшими и «чужими» детьми. И тот, кто раньше у себя в детском саду претендовал только на ведущие роли, спокойно смирятся с безмолвной ролью чьей – то дочки или второго медвежонка у медведицы. Только постепенно, ознакамливаясь с особенностью игры этой новой для себя группы, с новыми детьми. Их характерами, игровым и социальным статусом ребёнок начинает делать «игровую карьеру», добиваясь, в конце концов желанной роли дрессировщика, предводителя пиратов или главной принцессы.
Воспитателю остаётся только поддерживать игру вербально, дать материальное подкрепление – атрибутику и переложить остальное на детей: они сами друг друга научат. Нередко в смешанной группе обнаруживаются дошкольники, которые не могут примкнуть ни к одному игровому коллективу. Это застенчивые дети, плохо адаптированные и неумело играющие, неуверенные в себе, с дефектами внешности или речи, словом «дети – изгои».
Для них единственной возможностью влиться в новый смешанный коллектив являются игры дидактического типа, игры с правилами, подвижные игры (но без соревновательного мотива) и постоянная помощь воспитателя. В занятиях, играх развлечениях, организованных взрослым, они чувствуют поддержку ( их надо много хвалить, отмечать малейшие достижения), через воспитателя вступают в контакты с детьми, необходимые по правилам игры. Постепенно формальное соблюдение правил уступает место непосредственному общению, дети включаются в игры, организованные взрослым. После того как воспитатель выключается из игры, передоверив свои функции кому – то из детей, такой ребёнок хоть и недолго продолжает играть.
Этим детям полезно давать несложные поручения (обязательно в паре с кем-нибудь «умелым»): накрыть на столы, внести на участок необходимые игрушки, позвать кого- ни будь, раздать стаканы или бутылки с водой, чтобы пить на прогулке, и т.д.
Если проводится фольклорный или музыкальный праздник, им желательно поручать небольшие, но привлекательные роли, не забывая при этом, что они сильно стесняются.
Поэтому очень важно организовать правильный педагогический и воспитательный процесс в разновозрастных группах, учитывая все индивидуальные особенности детей.
Литература
Белкина В. Н, Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.
- Богуславская Н.Ё., Купина НА. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
- Казанский О. А. Игры в самих себя. М., 1995.
- Калинина Р. Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
Б Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М„ 1999.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
- Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание. 1997. №8. С. 7.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия,
игры. М., 1999.
И. Мое настроение: Методическое пособие для занятий взрослыми с детьми / Авторы-сост. С. В. Щербинина, И. Г. Топоркова и др. М., 2000.
- Твое имя / Сост. И. Воробьева. М., 2000.
- Хухлаева О. В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нило-ва Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.Работы с детьми в разновозрастной группе на летний период в разновозрастной группе.
Работа с детьми в разновозрастной группе на летний период....
Консультация для воспитателей на тему: "Организация работы с детьми в летний период"
«Организация работы с детьми в летний период»Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообраз...
Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»
Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в летний период»
В летнее время года все виды детской деятельности переносятся на участок детского сада. Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятел...
Консультация для воспитателей на тему: «Календарь работ на огороде в детском саду на летний период»
консультация...
цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...