Психолого - педагогические основы этноэкологического образования у детей дошкольного возраста
статья на тему

Проблема этноэкологического образования является чрезвычайно важной и острой, ибо от ее решения зависит более успешное формирование этноэкологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психолого - педагогические основы этноэкологического образования у детей дошкольного возраста

Проблема этноэкологического образования является чрезвычайно важной и острой, ибо от ее решения зависит более успешное формирование этноэкологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде каждого человека.

Великие мыслители всех народов во все времена обращали особое внимание на гуманные идеи единства человека и природы, почитание ее как чего-то вечного и высшего, сопряжения жизни природы и жизни человека.

В процессе культурно-исторического развития люди приспосабливались к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле этнос представляет собой продукт развития взаимодействия человеческого общества с природой, составную часть биосферы планеты. Из такого толкования вытекает оригинальная концепция, выдвинутая Л. Н. Гумилевым. Этнос в ней представлен как природно-географическая единица исторического процесса, его развитие сопряжено с определенными природно-географическими условиями среды [10]. Для нас эта концепция представляет несомненную ценность, так как в ней последовательно прослеживается идея коэволюции, т.е. совместного развития природы и этнических общностей.

Отечественные психологи (С. М. Артюнян, А. Д. Карнышев, Г. В. Кранашвили, В. Г. Крысько и др.) считают, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры. В. Г. Крысько [23] определяет национальную культуру как совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемые ею основные способы взаимодействия с природой.

Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда.

Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях. Если теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности, в отношении к природе [23, с. 78].

Исследователи разных областей современной науки подчеркивают, что экологические объекты ближайшего природного и социоприродного окружения, вызывают у человека глубокие эмоциональные переживания и разнообразные чувства.

Первоначальные представления о необходимости ознакомления подрастающего поколения с особенностями местности своего проживания появились в глубокой древности. Они основывались на народном знании природы края и ее богатств, населения, истории развития отношений человека и природы и их глубокой взаимосвязи. Изучение педагогических исследований позволило обнаружить, что к данной проблеме обращались исследователи зарубежной педагогики Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.

Много сделано Я. А. Коменским [20] в деле обобщения опыта по формированию знаний о родном крае. По его мнению, в дошкольном возрасте детей следует знакомить с местом, где он родился, где живет, что такое деревня, река, долина и т.п. Сюда же он относит и ознакомление детей с названиями трав, цветов, деревьев, птиц, животных.

Ж. Ж. Руссо [34] считал, что ребенок должен воспитываться в постоянном, непосредственном общении с природой. Он первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, важность ее в становлении личности и четко обозначил: природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Ребенок знакомится, прежде всего, с окрестностями той деревни, в которой он живет, «образовательный материал» для детей надо искать в фактах и явлениях окружающей их природы.

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци [17] признавал необходимым «в качестве образовательного средства пользоваться… только природой окружающей детей, …собирая для этого все простые произведения природы» [17, с. 324].

По мысли Ф. Фребеля [43], небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны научить ребенка смотреть на местность, в которой он живет как на нечто цельное, а затем чувствовать и осознавать природу как единое целое. Изучить свою долину, потом соседние, исследовать свой ручеек от истока до устья, подняться на высокие вершины, уяснить себе образование и течение реки, наблюдать на месте продукты гор, долин и равнин, земли и воды, животных и растений в их обычной жизни и жилищах – вот цели прогулок и путешествий. Важно рассматривать животных по их образу жизни (месту и времени). Ф. Фребель высказал мысль о том, что предметы «ближайшей среды», «ближайшего окружения»: сада, огорода, поля, леса и т.д. должны служить объектами для первоначального наблюдения ребенка [43, с. 281].

В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с родной природой отражена в работах А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, К.  Д.  Ушинского,  А.  П.  Чехова,  Е.  И.  Тихеевой,  В.  А.  Сухомлинского, Г. Н. Волкова и др.

По  мнению  А.  И.  Герцена  [16],  «светлые  дни  детских  впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине».

Н. А. Добролюбов [16] отмечал, что «в первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным …». Постепенно, с усвоением более широких и отвлеченных понятий «детский патриотизм» перерастает в любовь к своему народу, своей стране.

К. Д. Ушинским был обоснован такой важный принцип обучения как родиноведение (отечествоведение). Он считал, что начинать знакомить с Родиной надо с природного окружения, с того места, в котором ребенок живет и рекомендует «взять предметом для чтения … и бесед, насколько это, конечно, возможно, ту местность, которая окружает дитя и то время, когда учение происходит, чтобы впечатления, о которых читается в книге или говорится, … были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным детским опытом и чувством» [40, с. 143].

А. П. Чехов, писал, что раньше «учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом процессе самообучения немало интересного и ценного для педагогики. Природа – это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др.» [16, с. 11]. Е. И. Тихеева [38], следуя богатым традициям прогрессивной педагогики, опираясь на идею народности, указывала на необходимость сближения детей с природой, так как «точное постижение природы совершается на основе живого наблюдения предметов и явлений в условиях самой природы» [38, с. 67].

Большое наследие в области воспитания детей природой оставил выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский. В книге «Сердце отдаю детям» он дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» [36, с. 59].

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Г. Н. Волков определял природу как «великий и универсальный фактор воспитания» и отмечал, что в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура [8, с. 404]. Он впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика», определив ее как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. «Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий...» [9, с. 31].

Согласно исследованиям ученых, воспитание уважительного отношения к родному краю складывается из уважительного отношения ко многим его составляющим – народному творчеству, преемственности поколений, религиозным верованиям и убеждениям, традициям, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой. Воспитательное значение ознакомления с природой родного края возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

Народные знания о природе накапливались и закреплялись в традиционных ритуалах, обычаях, произведениях материальной культуры и поэтического  творчества  (сказки,  легенды,  былины,  пословицы,  поговорки, народные песни и др.). Так, через сказки, пословицы, загадки передавалась подрастающему поколению масса разносторонних знаний, в том числе и экологического характера: о повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали в детях доброту, трудолюбие, чувство ответственности, знакомили с правилами поведения в лесу, на водоеме, передавали весь тот народный опыт, без которого было трудно выжить среди дикой природы; в них отражен весь спектр взаимосвязей между миром природы и миром человека.

Таким образом, можно отметить, что взгляды народа на природу являлись первичным источником экологического образования.

Важную роль в этноэкологическом образования сыграли современные исследования. Среди них большое внимание уделено старшим школьникам (Ч. М. Алирзаев [2], Н. В. Гусакова [11], О. С. Монгуш [28], М. А. Якунчев [51] и др.). Данные исследователи считают необходимым учитывать в экологическом воспитании локальные экологические проблемы во взаимосвязи с региональными и глобальными.

Особое внимание уделили анализу исследований, посвященных проблеме этноэкологического воспитания детей младшего школьного возраста (И. Г. Агузарова [1], Н. Ш. Блягоз [5], Д. Р. Керимова [19], И. В. Кюнкрикова [24], Т. И. Петрова [31], С. И. Фомина [42], Х. А. Хусаинов [47], С. Н. Черябкина  [48], Н. Э. Якубова [50] и др.), так как этот возраст наиболее близкий к дошкольному.

Вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края освещены в работах Л. М. Берман [4], Н. Н. Вересова [7], Н. Н. Лебедевой [25], Т. А. Федоровой [41] и др.

Итак, познание природы родного края, местных традиций и обычаев становится первым шагом к формированию ценностных отношений к природе, следовательно, и началом развития этноэкологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Поэтому полагаем, что неотъемлемым источником этноэкологического образования должна быть именно природа, окружающая каждого человека, и исторически сложившиеся традиции и обычаи отношения народа к природе. Во всех вышеперечисленных исследованиях отмечается, что необходимо введение краеведческого принципа этнического компонента в содержание экологического образования.

Список использованных источников


1. Александрова, С. В. Презентация на тему «Формирование  основ экологического        сознания   у детей старшего дошкольного возраста» / С. В. Александрова / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ ekologiya/library/prezentatsiya-na-t emu-formirovanie.

2. Агузарова, И.Г. Экологическое воспитание и просвещение в системе высшего профессионального педагогического образования / Ч. М. Алирзаев // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 2. – С. 243-247.

3. Атиева, Г. З. Формирование экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста / Г. З. Атиева // Вестник ВЭГУ. – 2010. – № 1. – С. 34-40.

4. Берман, Л. М. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л. М. Берман, М. И. Голунова // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 3. – № 19. – С. 50-55.

5.  Галкина,  Г.  А.  Обучение  детей  правилам  поведения  в  природе  / Г. А. Галкина // Поликультурный диалог в современном мире : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф., 1апр. 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред.Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 82-85.

6. Гасанкадиева, У. Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ У. Ш. Гасанкадиева // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 168-171.

  1. Глебова, О. Н. Игра – как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Глебова // Роль интеллигенции в социуме: традиции и современность : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., 27 апр. 2010 г. / под ред. Н. Ф. Беляевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 241-243.

8. Дворецкая, Т. С. Экологическое воспитание и образование / Т. С. Дворецкая, И. Н. Немкова // Молодежь и социум. – 2013. – № 1 (13). – С. 45-49.

9. Дзювина, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреждении / О. И. Дзювина, Т. Ю. Стексова // Наука Красноярья. – 2012. – № 3. – С. 7-15.

10. Кашунина, Н. В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Н. В. Кашунина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – № 2. – С. 90-99.

11. Кияева, Т. Н. Воспитание экологической культуры у старших дошкольников: из опыта работы / Т. Н. Кияева // Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития : сб.науч.-метод. статей / редкол. : Е. С. Ошкина (отв. ред.) [ и др.] ; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 132-135.

  1. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М. : Прометей, 2011. – 488 с.
  2. Коломина, Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий: учеб.-метод. пособие / Н. В. Коломина. – М. : Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Кондратьева, О. С. Развитие экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой / О. С. Кондратьева, руководитель Т. Н. Кондратьева // Инновационная деятельность современного учителя : материалы II Внутривуз. студ. науч. конф., 27 окт. 2011 г. : в 2 ч. Ч. 2 ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 21-23.

15. Кондратьева, Т. Н. Содержание и методика ознакомления старших дошкольников с Красной книгой Мордовии / Т. Н. Кондратьева, М. В. Зуборева // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 37-42.

16. Кондратьева, Т. Н. Теория и методика экологического образования детей : программа и метод. реком. / Т. Н. Кондратьева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 47 с.

17. Кондратьева, Т. Н. Формы и методы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Кондратьева // Педагогика и образование в современном мире: диалог времен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 46-е Евсевьевские чтения, 19-20 мая 2010 г. / под. ред. проф. И. С. Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 75-80.

18. Корчагина, Л. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в инновационном режиме / Л. Н. Корчагина // Материалы Всерос.науч.-практ. конф., 19–20 мая 2009 г., Саранск. В 4 ч. Ч. 4 /под общ. ред. В. В. Кадакина ; отв. ред. Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 175-177.

19. Кузнецова, И. А. Значение экологического образования в начальной школе в становлении и развитии личности ребенка / И. А. Кузнецова // Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 48-е Евсевьевские чтения, 23–25 мая 2012 г. / редкол. : И. Г. Рябова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 104-107.

20. Лаврентьева, Н. С. Экологическое образование и воспитание детей / Н. С. Лаврентьева, В. А. Петушков // Библиотечка для учреждений  дополнительного образования детей. – 2010. – № 1. – С. 3-12.

21. Ликунова, Л. А. Система работы по ознакомлению детей с природой родного края / Л. А. Ликунова // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 44-47.

  1. Лупийко, Л. В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения Л. В. Лупийко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 2. – С. 258-262.
  2. Макеева, О. А. Разнообразие форм экологического воспитания детей /  О. А. Макеева // Новые ценности образования. – 2009. – № 4. – С. 142-145.

24. Мир природы и ребенок : методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. уч-щ / под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 2009. – 318 с.

  1. Миронов, А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 48-51.
  2. Миронова, Н. В. Преемственность между дошкольным и начальным образованием по формированию экологических знаний у детей 6–7 лет в процессе ознакомления с животными уголка природы / Н. В. Миронова ;  руководитель Кондратьева Т. Н. // Современный учитель начальных классов : материалы I Внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 114-116.

27. Морозова, Н. А. Возрастные особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста / Н. А. Морозова // Актуальные проблемы современной науки : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: В 4 ч. Ч. 1 / отв. редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : Башкортостан, 2013. – С. 87-90.

28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников  учеб. пособие / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 224 с.

  1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. вузов / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2012. – 336 с.

30. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание – готовим детей к школе (классификация объектов природы как показатель интеллектуального развития дошкольников) / С. Н. Николаева, Ю. М. Кузнецова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 32-40.

31. Поломошнова, О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников / О. Ю. Поломошнова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 47-49.

32. Рузаева, О. В. Преемственность  детского  сада   по эколого-эстетическому        воспитанию  старших  дошкольников  / О. В. Рузаева  // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студ. науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой и др. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 121-123.

33. Саляхова, А. И. Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Капелька» / А. И. Саляхова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http ://festival.1september.ru/ articles 622572/.

34. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2008. – 208 с.

35. Сурина, Е. Ю. Преемственность между дошкольным и начальным образованием : экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством учебного экрана / Е. Ю. Сурина // Современный учитель начальных классов : материалы I внутрифакультетской студенческой науч. конф., 30 нояб. 2010 г. / под ред. Л. А. Янкиной, Н. В. Кузнецовой [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 117-118.

36. Токарев, А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях доу / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. – 2012. – 8. – С. 376-377.

  1. Фарзалиева, Д. Г. Экологическая воспитанность детей старшего дошкольного возраста, ее сущность, содержание и особенности проявления / Д. Г. Фарзалиева // Социальная политика и социология. – 2013. – Т. 2. – № 3 (95). – С. 191-197.

38. Федотова А. М. Пермский край – мой родной край : пособие по экол. воспитанию детей дошк. возраста / А. М. Федотова. – Пермь : Кн. мир, 2007. – 317 c.

39. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности : метод. пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.

40. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников / Е. И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – С. 163-167.

  1. Черяпкина, Л. А. Формирование заботливого отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста / Л. А Черяпкина // Приобщение  дошкольников к  национальной  культуре  в  контексте  единства образовательного  пространства России : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. Е. Н. Киркина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 62-65.

42. Чуйкова, Л. Ю. Экологическое сознание : социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование : монография / Л. Ю. Чуйкова. – Астрахань : Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2013. – 376 с.

43. Шалаева, Г. Окружающий мир : пособие для детей от 3 до 7 лет / Г. Шалаева. − М. : АСТ, Слово, 2010. – 176 с.

  1. Щербо, Е. В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников / Е. В. Щербо // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 144-145.
  2. Шигина, Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Л. А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – С. 87-93.
  3. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / авт.-сост. С. Н. Николаева. – М. : АСТ, 2005. – 318 с.
  4. Экологическое  воспитание  дошкольников  через  подвижные игры /авт.-сост. И. В. Прошкина. – Мозырь : Содействие, 2009. – 116 с.
  5. Федеральный государственый стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у обще...

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...