Проектная деятельность
статья на тему
Особенности педагогической технологии «метод проектов»:
1. Предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исход из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого).
2. Предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, т.к. ориентирована на практически методы приобретения знаний.
3. Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Основные этапы педагогической технологии «метод проектов»
1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.
6. Оценочно-рефлексивный этап: предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Алгоритм действий детей и взрослых на каждом этапе проектной деятельности
Алгоритм действий | Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности | Развивающий этап проектной деятельности | Творческий этап развития проектной деятельности |
Шаг 1 | Определение проблемы, отвечающей потребностям детей | Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон | |
Шаг 2 | Постановка цели проекта, его мотивация | Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата | Самостоятельное определение детьми цели проекта |
Шаг 3 | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств реализации проекта | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта |
Шаг 4 | Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого | Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу. |
Шаг 5 | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач | |
Шаг 6 |
| Совместное определение перспектив развития проекта | Определение перспектив развития проекта |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_proekta.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура проекта. Жизненный цикл проекта как временная структура деятельности
(по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)
Структурные компоненты (фаза, стадии, этап) | Содержание |
1.Фаза проектирования (включает в себя построение модели проекта и план ее реализации) | |
Стадия: Концептуальная | |
1.Выявление противоречия.
2.Формулирование проблемы.
3.Определение проблематики.
4.Определение цели.
5.Выбор критериев. | 1. Противоречие в практике. Определение главного звена проблемной ситуации. 2.Проблема как крупная практическая задача. 3. Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем. 4.Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно. 5.Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей». |
Стадия: Моделирование | |
Этапы: 1.Построение моделей.
2. Оптимизация моделей
3. Выбор модели (принятие решения) | 1. Прагматические модели как рабочие представления будущего проекта. Условия дальнейшей реализации моделей: - согласованность со средой; - простота модели; - адекватность цели критериям. Методы построения моделей: - метод сценариев - графические методы - метод структуризации - метод дерева целей - морфологический метод - деловые игры - метод мозгового штурма и др. 2. Нахождение среди множества альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость. 3. Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы, оценки качества экспертизы. |
Стадия: Конструирование системы. | |
Этапы: 1. Декомпозиция
2. Агрегирование
3. Исследование условий 4. Построение программы | 1. Процесс построения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач. Основной метод – построение древа целей. 2. Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы – определение конфигуратора, использование классификаций. 3. Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности. 4. Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы: определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганта. |
2. Технологическая фаза | |
Стадия: Реализация модели системы | Опытная работа по реализации проекта. Методы: обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии, методы оперативного управления, контроль выполнения планов, внесение коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение. |
3.Рефлексивная фаза Итоговая оценка (самооценка) результатов, рефлексия.
| Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с привлечением независимых экспертов. Рефлексия как способ осознания целостности собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «Объективизация», «оборачивание». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...