Нетрадиционные формы работы с родителями. Брейн-ринг
материал (старшая группа) на тему
«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В.А. Сухомлинский
Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Таким образом, нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников - тематическое родительское собрание в форме Брейн - ринга. Брей - ринг –интеллектуально- познавательная игра, развивающая логическое мышление, навыки быстрого и точного выражения мысли. Брейн – ринг помогает выработать навыки совместной работы в коллективе, уважения чужого мнения, воспитывает чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные формы работы с родителями | 43.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «КОЛОБОК» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА ТИХОРЕЦКОГО РАЙОНА
Родительское собрание на тему:
«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Подготовил : старший воспитатель
Руденко Марина Анатольевна
«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В.А. Сухомлинский
Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Таким образом, нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников - тематическое родительское собрание в форме Брейн - ринга. Брей - ринг –интеллектуально- познавательная игра, развивающая логическое мышление, навыки быстрого и точного выражения мысли. Брейн – ринг помогает выработать навыки совместной работы в коллективе, уважения чужого мнения, воспитывает чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других людей.
Цели: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников; раскрыть перед родителями роль семьи в нравственном воспитании ребёнка; выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.
Задачи: расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;
увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
Участники: воспитатели, родители старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Время проведения: 28.02.2017 г. в 17ч. 00 мин.
Место проведения: музыкальный зал (группа)
Форма проведения: Брейн - ринг
Материал: буклеты , бланки для родителей для заполнения теста, клубок, карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, смайлики голубого и зеленого цвета, чистые листы, колокольчики, черная шкатулка, ткань голубого и зеленого цвета, таблички для названия команд, солнышки, грустные и веселые смайлики «Настроение».
План проведения:
- Вступительное слово воспитателей.
- Психологическая разминка «Волшебный клубок»
- Брейн – ринг
- Рефлексия
- Решение текущих вопросов.
- Подведение итогов собрания.
Ход и содержание.
Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. (Каждому родителю было предложено выбрать голубой или зеленый смайлик и сесть за стол соответствующего цвета). Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В.А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей» «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Ст. воспитатель: Сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Вы сегодня все – помощники друг для друга. Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете? (Ответы родителей, высказывание собственных мнений).
Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но давайте выясним, знаем ли мы что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Мудрые мысли. (Приложение 1).
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
Ст. воспитатель: Предлагаю немного поиграть и приглашаю всех в круг. (Родители выходят и встают в круг)
Игра «Волшебный клубочек»
Родители передают клубочек друг другу, называя при этом свое одно отрицательное качество.
Ст. воспитатель: Да назвать свое отрицательное качество легко, а вот похвалить себя – трудно. Но давайте попробуем. Превращаем отрицательные качества в положительные и сматываем клубочек.
Родители передают клубочек друг другу, говоря при этом свое положительное качество.
Ст. воспитатель: Большое всем спасибо. Итак, у нас образовалось две команды. Предлагаю нашу с вами встречу продолжить в виде игры.
Игра называется «Брейн - ринг». У каждой игры есть свои правила. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.
Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)
У капитанов имеются колокольчики, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает жетоны.
1 тур
Разминка «Мудрые мысли»
Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)
Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
Человек без воспитания – …(тело без души)
Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
Не тот богат, кто много имеет, а тот…(кто много дает)
Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
Добрый пример лучше… (ста слов)
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
На что и клад, коли… (в семье лад)
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)
2 тур
«Многовопросник»:
1.Что принято считать хорошими манерами?
(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. Кто первым здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
4. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
(Первой входит всегда дама).
6. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
7. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).
8. Что нельзя делать во время спектакля?
(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).
9. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
(Позвонивший, представившись).
10. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
Звучит заставка Брейн-ринга, вносится
Чёрная шкатулка
Внимание, в шкатулке находится то , что очень больно ранит человека . (Слово)
3 тур
Карусель проблем
Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.
Ситуация 1
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
Ситуация 2
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).
4 тур «Чему учатся дети…» Необходимо закончить фразу
Дети—свидетели, они учатся жить у жизни. Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»:
Предлагаю Вам взять лист бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
5 тур
Решаем конфликт
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать фишку).
Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
• Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Следующая проблемная ситуация для второй команды:
• Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети всё видят. И как Вы кричите,
И как Вы кидаете мусор в траву,
И как, в соц.сетях пропадая, не спите,
И как Вы грубите в ответ продавцу.
Для них Вы - пример, и, быть может, однажды
Себя в них увидите, словно в окне.
Поймите же Вы, ведь это так важно:
Ругая детей, ищите причину - в себе.
Дорогие родители, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Практическое задание родителям
"В лучах родительского солнца"
В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
4. Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
• Я благодарен сегодняшней встрече……
• Я благодарен родителям моей группы…..
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе…..
5.Разное (7-10 мин)
Решение насущных вопросов
6.Подведение итогов (3-5 мин)
Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!
Приложение 1.
Мудрые мысли. Поговорки, пословицы и афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье.
«Воспитание – лучший припас к старости» (Аристотель).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…» (Э. Золя).
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений» (В. М. Бехтерев).
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Относись к другим людям так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» (Ф. Д. Честерфилд).
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому». (С. Брант).
«Семья начинается с детей» (А. И. Герцен).
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает».
«Не привыкай к безделью, учись рукоделию».
«Своя земля – и в кулачке родная».
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
«Уважай себя сам, будут уважать и люди тебя».
Приложение 2
Анкета для родителей.
«Стиль воспитания ребенка в семье»
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе на тему: «Стиль воспитания ребенка в семье».
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один.
1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) пойдете во двор и поищите игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль
потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то
теряешь всегда грустно;
в) успокоите ребенка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за
пустяков».
3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что нужно просто посидеть рядом с ним) ;
в) начнете стыдить ребенка за непослушание.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) часть игрушек уберете от ребенка в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка, поддерживая его фразой типа «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
в) накажете ребенка.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое неудовольствие;
б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на него за такое поведение, а хотелось бы, чтобы (далее сообщаете ребенку, чего вы от него хотите) ;
в) пытаетесь сами быстрее его одеть, отвлекая как-то от шалостей.
Обработка анкеты:
Подсчитать, каких ответов больше – а, б, в.
а) Авторитарный стиль воспитания с дефицитом доверия к ребенку и неприятием его потребностей.
б) Стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки и делается акцент на то, чтобы научить его брать на себя ответственность за свои поступки.
в) Стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Приложение 3
«Мудрые мысли»
Не тот отец — мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил
Человек без воспитания – тело без души
Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло
Детей наказывай стыдом, а не кнутом
Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает
Лучше плакать в детстве, чем в старости
Добрый пример лучше ста слов
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается
Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь
На что и клад, коли в семье лад
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»
Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...
Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)
Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом": Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...
Работа с родителями: Брейн-ринг на тему: «Здоровое питание. Витамины и полезные продукты»
Брейн-ринг на тему:«Здоровое питание. Витамины и полезные продукты»...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»
laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...