Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода
статья (младшая, подготовительная группа) на тему
Различные формы взаимодействия с семьей предлагает программа «Из детства в отрочество» (под ред. канд. пед. наук Т.Н. Дороновой), нацеленная на такое взаимодействие педагогов и родителей, в котором родители являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Программа ориентирована на становление всесторонне развитой личности. Если родители и воспитатели объединят усилия, то смогут достичь цели обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание в ДОУ.
Работа с родителями
Одно из наиболее сложных направлений деятельности-работа с родителями. Без их поддержки воспитательно-образовательная работа в ДОУ полноценно осуществляться не может, но уровень педагогической культуры родителей в значительной степен зависит от профессионализма, педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада, в том числе от их умения найти формы, приемы и способы совместной деятельности. На родительских собраниях педагоги пытаются донести важность гендерного подхода в свете современных требований.
Мы организовали выставку стенгазет для родителей «Мальчики и девочки» с целью показать родителям, что одна из задач, стоящих перед дошкольным учреждением – формирование у детей гендерной идентичности в педагогически организованных условиях. В стенгазетах представлены материалы о половозрастных особенностях детей, даны рекомендации по дифференцированному подходу к мальчикам и девочкам, помещен познавательный информационный материал по анализируемой теме. Стенгазеты отличаются красочным оформлением, соответствующим вкусам и фантазии воспитателей. Тематика стенгазет говорит сама за себя: «Я-девочка, я-мальчик», «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками», «Большая разница», «Мальчики и девочки сидели на скамеечке». Есть у нас и журнал «Кто я?» - одна из его часть посвящена проблемам воспитания девочек, вторая мальчиков. Издание «Девочкам, мальчикам, а также их родителям» представлено в виде ширмы-раскладушки. Выпущена стенгазета в форме шара «Мы- мальчики, мы-девочки» с оригинальными рубриками: «Мальчики и девочки: семь различий», «Советы родителям по воспитанию детей с учетом гендерного направления», «Говорят дети», «Игры для мальчиков, игры для девочек», «Советы старинного Домостроя», «Я имею право» и др. Фотографии детей отражают игровую деятельность в группе детского сада, в которой прослеживается гендерная направленность. Подобран интересный информационный материал для родителей: «Чем отличаются мальчики и девочки?», «Играем в леди и джентльменов», «Одинаково ли мы воспитываем мальчиков и девочек?», «Кроссворды для девочек», «Кроссворды для мальчиков», «Советуем прочитать девочкам», «Советуем прочитать мальчикам», «Значение имени ребенка».
Различные формы взаимодействия с семьей предлагает программа «Из детства в отрочество» (под ред. канд. пед. наук Т.Н. Дороновой), нацеленная на такое взаимодействие педагогов и родителей, в котором родители являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Программа ориентирована на становление всесторонне развитой личности. Если родители и воспитатели объединят усилия, то смогут достичь цели обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что необходимо для всестороннего развития личности.
Одна из форм работы с родителями – введение таких групповых традиций, как «Встречи с интересными людьми», которые проводятся в группах старшего дошкольного раз в две недели. Тематика встреч определяется тем, как и чем родители могут заинтересовать детей:
- труд для общества: интересная, сложная, необычная работа, любимая профессия;
- труд для себя и семьи: домашний труд и самообслуживание, труд для близких и любимых людей;
- труд для души (хобби, увлечения): иначе говоря, труд лично для себя.
Безусловно, в каждой группе есть родители, любящие свою работу, мастера своего дела: есть родители, увлеченные коллекционированием, выпиливанием, рукоделием (вышивкой на пяльцах, вязанием крючком и т.д.) Организация таких встреч важна для расширения познавательной сферы детей.
Интересная встреча прошла в подготовительной к школе группе. Мама одного из воспитанников рассказала детям о своих домашних увлечениях: вышивке гладью и крестиком на пальцах, вязании ажурных салфеток крючком и детской одежды – и показала свои изделия. Дети с удовольствием рассматривали работы, которые отличались разнообразием тематики, высокой эстетикой оформления. Конечно, подобное увлечение представляет наибольший интерес именно у девочек.
Опытный воспитатель обязательно обратит на это внимание, и тематика следующей встречи будет определяться интересами мальчишек.
Например, встреча с папой – работником МЧС. Он рассказал об основных обязанностях работников спасательной службы и о том. Мальчики буквально засыпали гостя вопросами, на которые получили содержательные ответы. В конце беседы дети подарили гостю свои работы – рисунки.
«В гости к солнышку»
Познавательное занятие во второй младшей группе (конспект)
Задачи. Образовательные: формировать представление о теле и организме человека; учить правильно называть части тела и функцию, какую они выполняют; закреплять понимание различий между полами по внешнему облику; учить правильно называть предметы одежды, дифференцировать мужскую и женскую одежду. Развивающие: расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчетливо отвечать на вопросы воспитателя. Воспитательные: формировать самостоятельность при выполнении различных заданий; у мальчиков воспитывать уважение к девочкам, у девочек – заботливое отношение к мальчикам, окружающим – стремление быть добрыми.
Материал. Круг желтого цвета, лучики на каждого ребенка, две баночки с разным запахом (чеснок, апельсин), солнышко, фланелеграф, две бумажные куколки и предметы одежды, коробка с сюрпризами (самолеты, машинки, солдаты, куколки, бабочки).
Предварительная работа. Загадывание загадок о частях тела; беседа «Я – мальчик, я- девочка»; знакомство с предметами одежды в дидактических играх «Одень куклу Машу», «Что лишнее?», «Светит солнышко с небес».
Последовательность работы
Дети входят в группу, рассаживаются на стулья у доски. На доске – изображение кругу желтого цветы.
Воспитатель. Посмотрите, что это? Какая это геометрическая фигура? (Круг.) Правильно. А на что он похож? (Ответы.) Скажите, какого цвета круг? (Желтого.) Подумайте, на что же похож желтый круг? (На солнышко.) Верно. Но чего не хватает нашему солнышку? (Лучиков.)
Воспитатель предлагает детям по очереди приложить к солнышку по лучику.
Воспитатель. Вот такое солнышко у нас получилось! Яркое, лучистое…Что мы можем добавить в серединку, чтобы оно улыбнулось нам? (Глазки.)
Воспитатель. (выкладывает внутри круга глаза). Вот теперь у солнышка есть глазки. А у вас есть глазки? Для чего они нужны? (Чтобы видеть, слышать, смотреть.) Давайте закроем глаза ладошками. Что происходит? (Ничего не видно.) Теперь у нашего солнышка есть глазки. А чего нет? (Носа.)
Воспитатель выкладывает в кругу нос.
Воспитатель. А у вас нос есть? Для чего он нужен? (Дышать.) Давайте подышим вместе…Что еще могут делать наши носики? (Нюхать.) Верно! Если мы можем ощущать запахи, то скажите, какой запах вы сейчас чувствуете?
Воспитатель открывает перед детьми баночку с апельсиновым соком. После того как дети определят запах, им предлагается более резкий контрастный запах, например запах чеснока. Дети при помощи воспитателя отмечают, что запах апельсина – приятный, запах чеснока – резкий.
Воспитатель. Чего же не хватает на этом лице? (Рта. Воспитатель выкладывает рот.) Скажите, а рот у вас есть? Для чего он вам? (Есть, говорить.) А петь наши ротики усеют? (А-а-а, о-о-о, и-и-и.) Молодцы! Красиво спели! И с работой справились. Вот какое у нас получилось замечательное солнышко! Улыбнулось, заиграло! А сейчас- сюрприз. Закройте глаза. Раз…два…три…
Солнышко. Здравствуйте, ребята! Я очень радо, что вы меня пригласили. Спасибо, что подарили мне лучики. А у вас есть лучики? (Нет.) А что же у вас вместо лучиков? (Руки, ноги, голова.) Что вы делаете руками? (Лепим, рисуем..) Что вы делаете ногами? (Ходим, бегаем…) А теперь ручкам и ножкам можно и отдохнуть.
Наши ножки топают
Дружно! Еще веселее!
Наши ручки хлопают
Дружно! Еще веселее!
По коленкам ударяют
Тише, тише, тише!
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше!
Наши ручки закружились,
Ниже, ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Воспитатель. Солнышко, посмотри, как наши дети справятся с заданием. (Предлагает детям сесть на стулья. Представляет два одинаковых макета человека на фланелеграфе.) Посмотрите, к нам в гости пришли малыши. Скажите, они одинаковые? Чем они похожи? (У них есть ноги, руки, голова.) Посмотрите друг на друга: неужели мы все одинаковые? Можно ли сказать какой малыш мальчик, а какой девочка? Чтобы это определить, подберем для наших малышей вещи. Для мальчика рубашку, шорты, сандалии, бант. (По окончании работы хвалит детей) Молодцы! Хорошо постарались. Все выполнили: одели, обули.
Солнышко. Спасибо вам, ребята, за работу! А у меня для вас приготовлены подарки: одно для девочек, а другие для мальчиков.
Воспитатель вносит сундучок с подарками 9для девочек –бабочки, цветочки, куклы и т.д.) Дети выбирают для себя подарки.
Солнышко. У вас так интересно! Мне очень понравилось, как работали мальчики и как работали девочки. Я обязательно приду к вам еще. До свидания!
«Мальчики и девочки, а также их родители…»
Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы (конспект)
Задачи. Закреплять понимание различий полов; формировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и в поведении; знакомить с воинами разного времени, используя ленту времени; закреплять умение отвечать на вопросы, грамматически правильно строить предложения; развивать умение анализировать свои действия и поступки; формировать навыки общения, понимание норма и правил поведения в среде сверстников; воспитывать доброжелательное к ним отношение; совершенствовать умение выполнять практическое задание, не мешая друг другу; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим; стремление быть добрыми, нежными.
Словарная работа. Паспорт, богатыри, гусары, рыцари, мужчина, женщина.
Материал. Изготовленный детьми «паспорт», морфологическая таблица с набором иллюстраций с характерными отличиями девочки и мальчика (прическа, одежда, игрушки), портреты мужчины и женщины, лента времени с набором картинок с изображением воинов разного времени, набор пособий для выполнения практического задания (глаза разного цвета, прически с длинными и короткими волосами, клей, клеенка, салфетка).
Предварительная работа. Знакомство с различными видами паспорта, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа о богатырях Древней Руси, наблюдение за поведением и поступками детей и их оценка, дидактические игры «Фоторобот», «Создай портрет!».
Последовательность работы
В группу заходят дети.
Воспитатель. Кто вы? (Ответы.) Как вас можно назвать одним словом? (Ответы.) А дети – это кто? Правильно, вы скоро вырастите, станете взрослыми. Я знаю, что у вас есть детские паспорта. Подойдите к столам и найдите свои паспорта.
Дети подходят к столам, находят свои паспорта.
Воспитатель. А как вы нашли свои паспорта? (По ладошкам, по имени.)
Дети располагаются возле столов так: с одной стороны – девочки, с другой- мальчики.
Воспитатель. Посмотрите друг на друга и скажите: с одной стороны, кто стоит? (Ответы.) А с другой стороны? (Ответы.)
А как по паспорту можно узнать, что это паспорт мальчика, а этот- девочки? (Ответы.) Правильно! Создать портрет нам поможет таблица. Садитесь на стулья около таблицы.
Таблица расположена на доске, на столе лежат картинки с отличительными чертами мальчиков и девочек, карточки с изображением длинных и коротких волос, разной одежды, разных игрушек, украшений для волос.
Воспитатель. В верхний карман помещаем картинки, подходящий девочкам. (Показывает на карман с буквой «Д») А в нижний будем помещать…Что? (Ответы.) Скажите, чем отличаются девочки от мальчиков?
Дети находят картинки и вставляют их в кармашки, объясняя свой выбор.
Воспитатель. Когда девочки вырастут, они станут…кем? (Когда дети произнесут «девушка», «женщина», вставляет картинку в кармашек.) А кем станут мальчики, когда вырастут? (Юношами, мужчинами и т.д.) Правильно! Давайте составим портреты: каждый – свой.
Дети возвращаются к столам, на столах под салфетками лежат листочки с овалами лица, набор глаз и причесок, зеркало.
Воспитатель. В нашей группе побывал ленивый художник. Он начал рисовать ваши портреты, но устал и работу не закончил. Возьмите листочки с таким изображением лица, которое вам подходит, а затем подберите к нему прическу и глаза. Если вы затрудняетесь, можете посмотреть в зеркало. (Работа детей.)
Молодцы! У каждого получился свой портрет, и теперь мы можем определить, где паспорт мальчика, а где девочки. Вложите портреты в паспорт и закройте его. Как вы думаете, девочки и мальчики различаются между собой поступками? (Ответы.) Как девочки должны вести себя по отношению к мальчикам? Как мальчики должны себя вести по отношению к девочкам? (Ответы.) Мы уже говорили, что девочки, когда вырастут, станут женщинами. А мальчики, когда вырастут, кем станут? Верно! Какими должны быть мужчины? Как вы думаете, во все времена мужчины были такими? (Ответы.) Сейчас мы об этом узнаем, а поможет нам лента времени.
На доске – лента времени, под ней висят картинки с изображением богатырей, рыцарей, гусар.
Воспитатель. Мы знаем, что в древности воины-мужчины помогали старикам и детям, воевали с врагами, защищали женщин. Как их называли? (Ответы.)
Дети размещают картинку на ленте времени.
Воспитатель. Шло время, но воинам по-прежнему приходилось защищать Отечество. В старину воинов называли по-другому. Как их называли, нам расскажет…
Выходит ребенок, находит картинку с изображением гусара, прикрепляет ее на ленту и рассказывает о нем.
Воспитатель. В других странах в старину воинов-мужчин называли рыцарями. О них нам расскажет…
Выходит ребенок, находит изображение рыцаря, рассказывает о нем.
Воспитатель. Итак, раньше Отечество защищали воины, которых называли… (Показывает указкой: богатыри, гусары, рыцари.) А в наше время кто защищает Родину? (Ответы.) Кто из нашей группы станет солдатом и защитником Отечества? (Ответы.)
Одна девочка размещает фото мальчиков группы и рассказывает о них.
Воспитатель. Молодцы! Наши девочки вырастут красивыми и нежными, а мальчики будут настоящими рыцарями. Девочки приготовили для мальчиков сюрприз. (Девочки дарят мальчикам подарки.) Что ты хочешь сказать? (Обращается к одному из мальчиков.)
Ребенок говорит о том, что мальчики для девочек тоже приготовили сюрприз. Мальчики дарят его девочкам.
Воспитатель. Какие красивые сюрпризы вы приготовили друг другу! В нашей группе много девочек и мальчиков. Постараемся жить дружно, не обижать друг друга, помогать, жалеть, и тогда нам всем будет приятно приходить в детский сад и общаться друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурная НОД с учетом гендерного подхода.
Гендерный подход в физкультуре с детьми подготовительной группы....
Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...
Организация занятий по физическому воспитанию с учетом гендерного подхода
В выступлении раскрываются основные подходы к организации физкультурных занятий с учетом гендерного подхода...
Конспект НОД с учетом гендерного подхода в младшей группе "Солнышко в гостях у детей"
Познавательное занятие с учетом гендерного подхода...
Конспект НОД с учетом гендерного подхода в младшей группе "Солнышко в гостях у детей"
Познавательное занятие с учетом гендерного подхода...
Конспект НОД с учетом гендерного подхода в младшей группе
Конспект НОД с учетом гендерного подхода...
Фрагмент плана работы по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет в совместной деятельности с учетом гендерного подхода
Месяц№ п/пВиддеятельностиТематика Образовательные задачиМальчикиДевочкиОктябрь1. Предметное рисование«Картинкидляшкафчиков мальчиков» «Картинкидляшкафчиков для ...