Консультация для педагогов «Потребности детского организма в движении»
методическая разработка на тему
Полезная информация для воспитателей детского сада по организации двигательной активности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_potrebnosti_detskogo_organizma_v_dvizhenii_.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Иванушка»
«Потребности детского организма в движении»
Подготовила
Инструктор
по физической культуре
Сорокина Л. Н.
2017 г.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной, для жизнедеятельности потребности, в значительной степени, зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько окружающие взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Движения оказывают всестороннее влияние на организм растущего ребенка. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям.
.Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологически, экологических, социальных, гигиенически, а также от характера педагогически воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при режимемалоподвижности возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Чрезмерно большая двигательная активность также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Двигательный опыт детей дошкольного возраста еще мал. Мышцы туловища и конечностей находятся еще на стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений. В этот период ребенок и учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами. Потребность в движениях у детей этого возраста очень высокая. Именно с этого периода необходимо начинать формирование потребности в занятиях физическими упражнениями. Именно здесь должна найти применение концепция развивающего обучения.
Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладывается интерес к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивной деятельности.
Дети младшего возраста (с 4 лет) увлекаются самим процессом движения, не проявляя большого интереса к результатам своих действий. В подвижных играх малыши, прежде всего, находят отражение той жизни, которой живут взрослые и животные (прыгают как зайчики, воробышки). Отсюда и желание ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, навык движений отрабатывается по мере вживания в образ. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр для детей этого возраста носят сюжетный характер.
Пятый год жизни ребенка является важным этапом на пути его к школе. Постепенно к середине учебного года материал, который дети должны усвоить, усложняется, физические нагрузки повышаются. Совершенствуется координация движения, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях и играх. В теоретической части программы даются основные названия физических упражнений, выраженных специальными терминами; знакомство детей с процессами, происходящими в организме под воздействием разучиваемых упражнений, о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; изучаются правила формирования осанки. На занятиях используются как образный характер движений, так и познавательная сфера развития движений в игровой деятельности, сюжетные и бессюжетные игры и упражнения, развивается творческая деятельность ребенка, осуществляется индивидуальный подход в развитии физических качеств; усваивается навык по регулированию эмоциональных настроений в процессе игры и физкультурных занятий.
Физическое воспитание детей шестилетнего возраста приобретает качественно новые черты, в результате которых активно развиваются двигательные и физические способности. В теоретической части программы для детей этого возраста предусматривается знакомство с результатами влияния физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья; умение самостоятельно выявлять работающие группы мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнениях и подвижных играх; даются понятия о физических качествах (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; знакомство с правилами самостоятельного выполнения комплексов упражнений на развитие физических качеств, коррекцию осанки и походки. Предусматривается знакомство и обучение использования закаливающих процедур для поддержания достойного внешнего вида.
В процесс обучения движениям включаются упражнения с ведущей ролью зрительного и слухового анализаторов, их функциональный смысл и направленность воздействия на организм при этом используется и совершенствуется спортивная терминология. Изучаются правила предупреждения травматизма, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Осуществляется контроль над режимом нагрузок по внешним признакам и самочувствию детей; контроль за правильностью выполнения физических упражнений и проводится тестирование физических качеств обучающихся.
У детей этого возраста появляются устойчивые интересы к достижению не только личного, но и коллективного результата физического упражнения, подвижной игры. Это стимулирует развитие их моральных и волевых качеств, формирование навыков самоорганизации. На занятиях в игровой деятельности закрепляются и тренируются физические навыки. Своевременное развитие двигательных качеств важно и потому, что уже в следующем младшем школьном возрасте начинаются систематические занятия некоторыми видами спорта, основу которых составляют упражнения на ловкость, гибкость, силу, быстроту и др. Через подвижные игры дети шестилетнего возраста знакомятся с видами спорта (настольный теннис, баскетбол, гимнастика, акробатика, плавание, дзюдо и др.). В связи с этим программа включает в себя игровые упражнения с элементами этих видов спорта.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными:
1) физкультурные занятия,
2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на прогулке),
3) активный отдых (спортивные праздники и развлечения, каникулы, дни здоровья)
Двигательный режим предусматривает и самостоятельную двигательную деятельность, которая составляет не менее 2/3 объема общей двигательной активности (для детей всех возрастов).
Организовать двигательную деятельность с детьми можно в утренние часы приема и после завтрака, между занятиями: предложить малоподвижную игру, физические упражнения с использованием физкультурных пособий.
Большое место в активизации двигательной деятельности занимают подвижные игры, способствующие развитию и совершенствованию основных видов движений, умению действовать в соответствии с правилами
Во время подвижных игр дети получают хорошую двигательную разрядку, поэтому их можно проводить в течение дня, как со всей группой, так и с подгруппой детей: утром – малоподвижную и средней подвижности, на прогулке 2-3 игры средней и высокой подвижности и в вечернее время – малоподвижные игры.
Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми в форме развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья, совершенствованию различных двигательных навыков, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний. Полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха.
Физкультурные праздники, развлечения, способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у ребят такие важные черты характера, как дисциплинированность, коллективизм, уважительное отношение к соперникам.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.
Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей, предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на воздухе удлиняется, а в теплое - вся игровая деятельность выносится на открытый воздух. День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной форме: например, детям предлагают выполнить различные задания – загадки о спорте, полосы препятствий и т.д Утренняя гимнастика должна отличаться от обычной (участие персонажей). Дальнейшая программа для каждой группы своя. Это могут быть простейшие туристические походы, подвижные игры и упражнения на воздухе, физкультурные занятия, соревнования, конкурсы. Целесообразно к этому дню приурочить подарки в виде физкультурных пособий, двигательных игрушек. Все это способствует подъему настроения, повышению активности детей. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или досуг с участием родителей.
Движение врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"...
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!...
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"
Закаливание детского организма...
Консультация для родителей " ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА"
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМАА вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Консультация для родителейЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА...
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"
консультация...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА»
Что рекомендуют специалисты по части закаливания детей........