Примерный перспективный план ознакомления с Байкалом детей пятого-седьмого года жизни.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Для реализации перспективного плана создаются следующие условия:

1. Подбранна библиотека с литературой об экосистеме Байкала

2. Отобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки).

3. Наглядный материал (фильмы, слайды, альбомы, открытки, рисунки, картины, карты).

4. Дидактические игры экологического содержания.

5. Создан макет озера Байкал

6. Карта Иркутской области

Время

проведения Тематика занятий.

Программное содержание. Методические приёмы Интеграция -использование в разных видах деятельности

Сентябрь 1. Тема: «Байкал – уникальное озеро Сибири».

Дать детям представление о местонахождении озера. Отметить его уникальность (величина, глубина, чистота воды).

Развитие познавательного интереса, воспитание чувства гордости, любви к родному краю. Показать страну, Сибирь, Иркутскую область, озеро Байкал, город Иркутск на карте. Рассказ об уникальности озера (величина, глубина, чистота воды в сравнении с другими озерами). Почему озеро так называется- Байкал?

Вопросы:

-как называется страна, в которой мы живём?

-как называется наш край?

-в каком городе мы живём?

-как называется озеро в крае, где мы живём?

-почему его называют уникальным?

-покажите его на карте. Дидактическая игра «Верно-неверно»

Путешествие по карте Иркутской области: Покажи город, где мы живем, озеро Байкал.

Конструирование из бумаги «Корабли на Байкале»

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание альбома «Байкал

Сюжетные игры: «Семья на Байкале» «Библиотека -книги о Байкале»

2. Тема: «Происхождение Байкала»

Закрепить знания детей о месторасположении Байкала. Дать доступные сведения о возникновении озера.

Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании фотографий, слайдов озера.

Вопросы:

1. какая есть достопримечательность в нашем крае, где мы живём?

2. чем уникален Байкал?

3. почему озеро так называется?

Предложить детям стать ведущими клуба путешественников по Байкалу и рассказать об озере.

Чтение сказок М. Сергеева «Давным-давно» и «Море славное Байкал»

Отгадывание загадок о Байкале.

Чтение стихотворения М. Сергеева «Байкал»

Рассматривание картин И. Е. Ушаков «Байкал. Утро», Л. Б. Гимов «Хмурый Байкал»

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Летчики составляют карту Байкала», «Телевидение на Байкале»

3. Тема: «Ветры

Байкала» «Байкальская вода».

Познакомить детей с особенностями климата Байкала в разное время года; знания о ветрах Байкала (Култук, Баргузин, Сарма).

Рассказ воспитателя о ветрах Байкала и их влиянии на погоду в разное время года. Показ картин «Тихая погода», «Шторм на Байкале».

Вопросы:

1. какая картина больше нравится и почему?

2. какие ветры бывают на Байкале?

3. какое влияние они оказывают на погоду?

Показ карты с байкальскими ветрами.

Вопросы:

1. какие ветры Байкала вы знаете? Какой бывает Байкал во время ветра?

Наблюдения за ветром, его направлением. Определение наличия ветра.

Музыкально-дидактические игры:» Угадай, какой инструмент звучит как шум волн, капельки воды, водопад»

Дидактическая игра: «Угадай, какой ветер?»

Чтение рассказов М. Сергеева.

Отгадывание загадок о ветрах Байкала.

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Юные следопыты Байкала» «Рыбаки ветреную погоду на Байкале»

Конструирование из бумаги «ветер Сарма ты могуч…»

Рисование «Ветры Байкала»

Октябрь

1. Тема: «Байкальская Вода»

Дать знания о байкальской воде (цвет, прозрачность, температура, вкус). Лед на Байкале (торосы, сало, сосульки).

Продолжать развивать познавательный интерес к озеру.

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Рассматривание капли «мертвой» кипячёной воды и живой байкальской в микроскоп.

-Вкусна ли вода

Байкала?

-Почему вкусная?

в каком сосуде лучше видно камушек и почему?

-Могут ли жить животные в мёртвой воде? Почему нет? Просмотр фильма «Колодец планеты»

-Рассматривание фотографий Байкала в зимний период.

-Какой лед на Байкале? -Понравился ли вам Байкал зимой? Макет Байкала.

Модель этажей глубин Байкала

Чтение стихотворений: С. Вагина «Вкусная вода»

Рисование красками «Вода Байкала».

Решение проблемной ситуации: «Чтобы бы было на земле, если не было воды?», «Всегда ли была вода на земле, как она появилась?»

Прослушивание аудиозаписи «Шум прибоя Байкала»

Экспериментирование с водой: «Как добыть воду для питья», «Какая вода». «Если у воды запах», «Помощница воды», «Водяная мельница».

2. Тема: «Растительный мир Байкала».

Дать знания о некоторых водорослях: диатомовые, зелёные, красные, их местонахождение в Байкале, назначение, кто ими питается.

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций о водорослях Байкала. Их местонахождение, виды, строение, цвет. Кто ими питается. Роль в очищении озера.

Дидактическая игра: «где растут водоросли Байкала»- работа с моделью «этажи озера», «Найди озеро Байкал среди других» (по контуру).

Аппликация: Подводный мир Байкала»

Наблюдение «Вода в аквариуме- среда обитания рыб и водорослей

Ноябрь

Декабрь

1. Тема: Санитары-чистильщики Байкала

Познакомить детей с губками, местонахождением в озере, роль в очищении байкальской воды.

Чистильщики Байкала»: рачки (эпишура, бокоплавы, рассмотреть их, знать назначение. Роль рачков в питании других животных Байкала.

Объяснить понятие «эндемик»-животные встречающиеся лишь в Байкале (рачки, эпишура, бокоплавы).

Показать цепи питания.

Воспитывать интерес к животным Байкала, бережное отношение к ним.

1. Тема:«Рыбы на Байкале».

Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки. Обогащать представление детей о рыбном богатстве озера Байкал. Продолжать знакомить со строением и особенностями рыб

2. Тема: «Эндемики Байкала»

Дать знание об эндемике и загадке Байкала- голомянке. Отличие голомянки от других рыб. Знать приспособление рыб к среде обитания с помощью органов.

Рассказ (с показом картинок) губок Байкала (опыт с губкой, как всасывается грязь)

Показать на картинках веслоногих рачков (эпишура, бокоплавы). Роль рачков в очищении Байкала.

Работа с моделью (этажи озера). Расположить растения и животных на глубинах озера.

Работа с детской энциклопедией «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу».

Рассказ воспитателя о промысловых рыбах Байкала с показом иллюстраций.

Чтение рассказа М. Сергеева «Стеклянная рыбка Байкала» (книга «Море синее Байкал»).

Рассмотреть байкальские бычки. Внешний вид, места обитания.

Загадка о голомянке. Особенности внешнего вида, отметить способ размножения.

Наблюдение «Вода в аквариуме- среда обитания рыб и водорослей»

Рисование «Обитатели Байкала»

Чтение художественной литературы: Эндемика Байкала. Путешествие Сибирячка по Байкалу

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры: «Больница в Байкале, санитары озера», «Подводное путешествие на батискафе «Мир»

Работа с моделью: расположение рыб на «этажах» озера с помощью воспитателя.

Работа с детской энциклопедией «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Рыбаки на Байкале», Магазин Байкальской рыбы»

Коллективная аппликация : «Подводное царство Байкала», «Эндемики Байкала

Рисование, лепка знакомых рыб.

Дидактические игры: «Рыбка с рыбешкаи», «Подумаем немножко назовем рыбешку»

Январь

1. Тема: «Нерпа- чудо Байкала»

Место обитания нерпы. Дать знания о морфофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы человека.

Дать знания о детёнышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания.

Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.

Рассказы воспитателя о нерпе с показом иллюстраций, фотографий.

Просмотр отрывков видеофильма «Колодец планеты» (о повадках нерпы).

Работа с моделью «звери», выделение их существенных признаков. Рассказ воспитателя о детёнышах нерпы с показом иллюстраций. Игры- задания: «Поурчим как нерпа», «Полежим как нерпа на солнышке, поплаваем ловко в воде».

Чтение рассказов, стихов о нерпе из журналов «Сибирячек», детской энциклопедии Удивительное путешествие «Сибирячка» по Байкалу.

Вопросы:

- кто это (о нерпе)

- расскажите, как нерпа приспособилась жить в воде и на суше зимой, весной. Чем питается нерпа?

- когда рождаются детёныши?

- как они защищаются от врагов?

- какую пользу приносит нерпа человеку

- как надо беречь нерпу и её детёнышей?

Дидактические игры: «Льдинки для нерпы», «Что нерпа расскажет о себе».

Совместное изготовление плакатов «Защитим нерпу от браконьеров»

Чтение художественной литературы: «Млекопитающее- нерпа чудо Байкала. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу».

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры: «дрессировка нерпы в цырке», «Зоолечебница», «Журналисты о нерпе»

Лепка «Байкальский тюлень», «Амулет на счастье»

Февраль

1. Тема: «Уникальная Экосистема Байкала».

Углублять, систематизировать, обобщать полученные на предыдущих занятиях знания о растительном и животном мире Байкала. С помощью наглядной модели показать взаимосвязь растений и животных (пищевые цепи).

Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, гордости, любви к озеру,

Родному краю.

Вопросы:

- покажите и назовите водоросли Байкала (с помощью иллюстраций).

- назовите рыб Байкала, млекопитающее.

С помощью наглядной модели показать экосистему Байкала (пищевые цепи).

Вопросы:

- как водоросли помогают выжить животным Байкала?

- что произойдёт, если исчезнут водоросли в Байкале?

- что произойдёт, если исчезнут рачки, губки в Байкале?

- что произойдёт с нерпой, если исчезнет рыба?

Творческие рассказы детей о растениях и животных Байкала.

Дидактические игры: «кто чем питается».

Рассказ о пищевых цепях Байкала с помощью модели экосистемы озера.

Март

1. Тема: «Труд людей на Байкале»

Формировать знания о трудовой деятельности людей на озере; о профессиях рыбаков, работников музея, лимнологов (учёных) института.

2. Тема: Дать представление о негативных воздействиях людей на экологию Байкала заводами, судами, туристами.

Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера.

Рассматривание макета Байкала, карты. Изучение расположения на Байкале заводов по переработке рыбы, её разведению; завода по розливу Байкальской воды.

Рассказ с показом иллюстраций о работе этих заводов.

Рассказ о работе исследователей, учёных Лимнологического института, музея по изучению озера, экологии и охране.

Рассказ с показом альбомов Байкала о туристических базах, о водном, воздушном, пешеходном туризме.

Вопросы:

- вспомните, какая вода в Байкале, в чем её уникальность?

- какие заводы есть на Байкале? Кто на них трудится? Что они делают? Для кого и зачем?

-кто такие туристы? Зачем они приезжают на Байкал?

Показ фотографий с базами отдыха.

- кто и как загрязняет Байкал?

- что станет с озером, если его загрязнять?

- как можно помочь Байкалу?

- как вы будете беречь Байкал?

Решение проблемной ситуации: «туристы забыли мешки с мусором» «Костер оставили без присмотра»

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание альбома о Байкале, труд людей на Байкале.

Фотографии Лимнологического института и учёных.

Сюжетные игры: «Туристическая фирма-Байкал тур», «Путешествие по Байкалу».

Апрель

1. Тема: «Мы защитим Байкал»

Систематизировать и обобщать знания об озере, полученные на предыдущих занятиях.

Развитие основ экологической культуры, экологической воспитанности.

Воспитывать желание защищать и охранять озеро.

Воспитание любви, чувства гордости к родному краю.

Вопросы:

- самое глубокое озеро в мире?

- уникальность Байкала?

- назовите растения Байкала?

- назовите чистильщиков Байкала?

- какие рыбы живут в озере?

Сюжетные игры : «Юные следопыты на Байкале», «Путешественники на Байкале»

Творческие рассказы на темы: «За что я люблю Байкал», как надо беречь Байкал

Самостоятельная деятельность детей

Рисование плакатов: «защитим Байкал», «Чистая вода»

Аппликация, рисование: «Мой Байкал», «Подводный мир Байкала!

Шестой год жизни

Задачи Объем представлений

Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания животных.

Развивать познавательный интерес к обитателям озера.

Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с Байкалом; желание слушать литературные произведения (стихи, сказки, легенды, загадки). Дать некоторые сведения о месте нахождения озера на карте, его размерах, глубине; особенностях байкальской воды. Познакомить с разнообразием растительного мира, местонахождении в озере в соответствии с глубиной.

Дать знания о фитопланктоне- водоросли озера (диатомовые, зелёные, сине-зелёные, глубина их произрастания, потребности водорослей в свете, температуре; роль элодеи в загрязнении озера.).

Познакомить с губками- фильтратами воды, их разновидностями, строением, местонахождением в озере.

Дать детям сведения о чистильщиках байкальской воды- веслоногие раки. Рассмотреть внешние органы, отметить местонахождение в озере, их роль в питании рыб.

Знать некоторых рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки (широколобка, желтокрылка, живородящая голомянка. Вычленять внешние органы, знать их назначение, основные потребности в свете, температуре; местонахождение, питание, размножение; существенное отличие голомянки от других рыб.

Знать и называть насекомых Байкала (ручейники, комары-звонцы); птиц (серый журавль, серая цапля); вычленять и назвать органы, морфофункциональное приспособление ручейников, птиц к воздушно-водной среде обитания.

Отметить особенности питания, размножения в соответствии с сезонными изменениями.

Чудо Байкала- нерпа. Место обитания нерпы в озере. Знать внешние органы, их назначение (особенности строения лап); образ жизни нерпы в соответствии с сезоном, питание, опасности, потомство. Рост и развитие бельков. Польза нерпы для человека. Охрана нерпы.

Познавательные умения Отношения

Уметь называть и показывать озеро Байкал на карте, отмечать его уникальность (древнее, самое глубокое); называть качества воды (чистая, пресная, «живая», холодная).

Называть по представлению или с помощью картинок некоторые водоросли, их роль в питании животных.

Моделировать обитание животных в соответствии с «этажами» озера.

Устанавливать связи между растительным и животным миром (цепи питания) с помощью наглядной модели.

Составлять несложные рассказы о растительном и животном мире озера. Учить выражать восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей озера. Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании природы озера в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов.

Воспитывать желание беречь и охранять уникальный мир озера.

Рассказывать стихи, отгадывать загадки об обитателях Байкала.

Работа с родителями

- в уголок информационный помещались консультации для родителей

* о воспитании бережного отношения к природе

* «Байкал чудо природы»

*Учимся любоваться природой

- совместное посещение родителей и детей Лимнологического музея

- с родителями проводилась беседа о том, какая работа проводится с детьми по ознакомлению с Байкалом

-совместно с родителями дети подбирали стихи, загадки, сказки об озере Байкал, фотографии совместного посещения Байкала

Для реализации перспективного плана созданы следующие условия:

1. Подбранна библиотека с литературой об экосистеме Байкала

2. Отобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки).

3. Наглядный материал (фильмы, слайды, альбомы, открытки, рисунки, картины).

4. Дидактические игры экологического содержания.

5. Создан макет озера Байкал

6. Карта Иркутской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon байкаловедение141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план ознакомления с Байкалом детей пятого-седьмого года жизни.

Для реализации перспективного плана  создаются следующие условия:

1.Подбранна библиотека с литературой об экосистеме Байкала

2.Отобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки).

3.Наглядный материал (фильмы, слайды, альбомы, открытки, рисунки, картины, карты).

4.Дидактические игры экологического содержания.

5.Создан макет озера Байкал

6. Карта Иркутской области

Время

проведения

Тематика занятий.

Программное содержание.

Методические приёмы

Интеграция -использование в разных видах деятельности

Сентябрь

1.Тема: «Байкал – уникальное озеро Сибири».

  Дать детям представление о местонахождении озера. Отметить его уникальность (величина, глубина, чистота воды).

   Развитие познавательного интереса, воспитание чувства гордости, любви к родному краю.

Показать страну, Сибирь, Иркутскую область, озеро Байкал, город Иркутск на карте. Рассказ об уникальности озера (величина, глубина, чистота воды в сравнении с другими озерами). Почему озеро так называется- Байкал?

   Вопросы:

-как называется страна, в которой мы живём?

-как называется наш край?

-в каком городе мы живём?

-как называется озеро в крае, где мы живём?

-почему его называют уникальным?

-покажите его на карте.

Дидактическая игра «Верно-неверно»

Путешествие по карте Иркутской области: Покажи город, где мы живем, озеро Байкал.

Конструирование из бумаги «Корабли на Байкале»

Самостоятельная деятельность детей

 Рассматривание альбома «Байкал

Сюжетные  игры: «Семья на Байкале» «Библиотека -книги о Байкале»

 

2.Тема: «Происхождение Байкала»

  Закрепить знания детей о месторасположении Байкала. Дать доступные сведения о возникновении озера.

  Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании фотографий, слайдов озера.

Вопросы:

1. какая есть достопримечательность в нашем крае, где мы живём?

2. чем уникален Байкал?

3. почему озеро так называется?

Предложить детям стать ведущими клуба путешественников по Байкалу и рассказать об озере.

Чтение сказок М.Сергеева «Давным-давно» и «Море славное Байкал»

Отгадывание загадок о Байкале.

Чтение стихотворения М.Сергеева «Байкал»

Рассматривание картин  И.Е.Ушаков «Байкал.Утро», Л.Б. Гимов «Хмурый Байкал»

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Летчики составляют карту Байкала» , «Телевидение на Байкале»

3.Тема: «Ветры

Байкала» «Байкальская вода».

 Познакомить детей с особенностями климата Байкала в разное время года; знания о ветрах Байкала (Култук, Баргузин, Сарма).

Рассказ воспитателя о ветрах Байкала и их влиянии на погоду в разное время года. Показ картин «Тихая погода», «Шторм на Байкале».

 Вопросы:

1. какая картина больше нравится и почему?

2. какие ветры бывают на Байкале?

3. какое влияние они оказывают на погоду?

 Показ карты с байкальскими ветрами.

  Вопросы:

1. какие ветры Байкала вы знаете? Какой бывает Байкал во время ветра?

Наблюдения за ветром, его направлением. Определение наличия ветра.

Музыкально-дидактические игры:» Угадай, какой инструмент звучит как шум волн, капельки воды, водопад»

Дидактическая игра: «Угадай, какой ветер?»

Чтение рассказов М.Сергеева.

Отгадывание загадок о ветрах Байкала.

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Юные следопыты Байкала» «Рыбаки ветреную погоду на Байкале»

Конструирование из бумаги « ветер Сарма  ты могуч…»

Рисование «Ветры Байкала»

Октябрь

 1.Тема: «Байкальская Вода»

Дать знания о байкальской воде (цвет, прозрачность, температура, вкус). Лед на Байкале (торосы, сало, сосульки).

 Продолжать развивать познавательный интерес к озеру.

 Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Рассматривание капли «мертвой» кипячёной воды и живой байкальской  в микроскоп.

-Вкусна ли вода

Байкала?

-Почему вкусная?

 в каком сосуде лучше видно камушек и почему?

-Могут ли жить животные в мёртвой воде? Почему нет? Просмотр фильма «Колодец планеты»

-Рассматривание фотографий Байкала в зимний период.

-Какой лед на Байкале? -Понравился ли вам Байкал зимой? Макет Байкала.

Модель этажей глубин Байкала

Чтение стихотворений: С.Вагина «Вкусная вода»

Рисование красками «Вода Байкала».

Решение проблемной ситуации: «Чтобы бы было на земле, если не было воды?», «Всегда ли была вода на земле, как она появилась?»

Прослушивание аудиозаписи «Шум прибоя Байкала»

Экспериментирование с водой: «Как добыть воду для питья», «Какая вода». «Если у воды запах», «Помощница воды», «Водяная мельница».

2.Тема: «Растительный  мир Байкала».

 Дать знания о некоторых водорослях: диатомовые, зелёные, красные, их местонахождение в Байкале, назначение, кто ими питается.

 

    Рассказ воспитателя с показом иллюстраций о водорослях Байкала. Их местонахождение, виды, строение, цвет. Кто ими питается. Роль в очищении озера.

 

 

Дидактическая игра: «где растут водоросли Байкала»- работа с моделью «этажи озера»,  «Найди озеро Байкал среди других» (по контуру).

Аппликация: Подводный мир Байкала»

Наблюдение «Вода в аквариуме- среда обитания рыб и водорослей

Ноябрь

Декабрь

1.Тема: Санитары-чистильщики Байкала

Познакомить детей с губками, местонахождением в озере, роль в очищении байкальской воды.

Чистильщики Байкала»: рачки (эпишура, бокоплавы), рассмотреть их, знать назначение. Роль рачков в питании других животных Байкала.

   Объяснить понятие «эндемик»-животные встречающиеся лишь в Байкале (рачки, эпишура, бокоплавы).

  Показать цепи питания.

Воспитывать интерес к животным Байкала, бережное отношение к ним.

1.Тема:«Рыбы на Байкале».

Знать и называть рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки. Обогащать представление детей о рыбном богатстве озера Байкал. Продолжать знакомить со строением и особенностями рыб

2.Тема: «Эндемики Байкала»

Дать знание об эндемике и загадке Байкала- голомянке. Отличие голомянки от других рыб. Знать приспособление рыб к среде обитания с помощью органов.

Рассказ (с показом картинок) губок Байкала (опыт с губкой, как всасывается грязь)

   Показать на картинках веслоногих рачков (эпишура, бокоплавы). Роль рачков в очищении Байкала.

 Работа с моделью (этажи озера). Расположить растения и животных на глубинах озера.

  Работа с детской энциклопедией «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу».

Рассказ воспитателя о промысловых рыбах Байкала с показом иллюстраций.

Чтение рассказа М.Сергеева «Стеклянная рыбка Байкала» (книга «Море синее Байкал»).

Рассмотреть байкальские бычки. Внешний вид, места обитания.

 

Загадка о голомянке. Особенности внешнего вида , отметить способ размножения.

Наблюдение «Вода в аквариуме- среда обитания рыб и водорослей»

Рисование «Обитатели Байкала»

Чтение художественной литературы: Эндемика Байкала. Путешествие Сибирячка по Байкалу

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры: «Больница в Байкале, санитары озера», «Подводное путешествие на батискафе «Мир»

Работа с моделью: расположение рыб на «этажах» озера с помощью воспитателя.

Работа с детской энциклопедией «Удивительное путешествие Сибирячка по  Байкалу»

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры «Рыбаки на Байкале», Магазин Байкальской рыбы»

Коллективная аппликация : «Подводное царство Байкала», «Эндемики Байкала

Рисование, лепка знакомых рыб.

Дидактические игры: «Рыбка с рыбешкаи», «Подумаем немножко назовем рыбешку»

Январь

1.Тема: «Нерпа- чудо Байкала»

 Место обитания нерпы. Дать знания о морфофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы человека.

  Дать знания о детёнышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания.

   Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.

Рассказы воспитателя о нерпе с показом иллюстраций, фотографий.

   Просмотр отрывков видеофильма «Колодец планеты» (о повадках нерпы).

Работа с моделью «звери», выделение их существенных признаков. Рассказ воспитателя о детёнышах нерпы с показом иллюстраций. Игры- задания: «Поурчим как нерпа», «Полежим как нерпа на солнышке, поплаваем ловко в воде».

Чтение рассказов, стихов о нерпе из журналов «Сибирячек», детской энциклопедии Удивительное путешествие «Сибирячка» по Байкалу.

Вопросы:

- кто это (о нерпе)

- расскажите, как нерпа приспособилась жить в воде и на суше зимой, весной. Чем питается нерпа?

- когда рождаются детёныши?

- как они защищаются от врагов?

- какую пользу приносит нерпа человеку

- как надо беречь нерпу и её детёнышей?

Дидактические игры: «Льдинки для нерпы», «Что нерпа расскажет о себе».

Совместное изготовление плакатов «Защитим нерпу от браконьеров»

Чтение художественной литературы: «Млекопитающее- нерпа чудо Байкала. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу».

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетные игры: «дрессировка нерпы в цырке», «Зоолечебница», «Журналисты о нерпе»

Лепка «Байкальский тюлень», «Амулет на счастье»

Февраль

1.Тема: «Уникальная Экосистема Байкала».

Углублять, систематизировать, обобщать полученные на предыдущих занятиях знания о растительном и животном мире Байкала. С помощью наглядной модели показать взаимосвязь растений и животных (пищевые цепи).

 Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, гордости, любви к озеру,

Родному краю.

Вопросы:

- покажите и назовите водоросли Байкала (с помощью иллюстраций).

- назовите рыб Байкала, млекопитающее.

 С помощью наглядной модели  показать экосистему Байкала (пищевые цепи).

Вопросы:

- как водоросли помогают выжить животным Байкала?

- что произойдёт, если исчезнут водоросли в Байкале?

- что произойдёт, если исчезнут рачки, губки в Байкале?

- что произойдёт с нерпой, если исчезнет рыба?    

Творческие рассказы детей о растениях и животных Байкала.

Дидактические игры: «кто чем питается».

Рассказ о пищевых цепях Байкала с помощью модели экосистемы озера.

Март

1.Тема: «Труд людей на Байкале»

   Формировать знания о трудовой деятельности людей на озере; о профессиях рыбаков, работников музея, лимнологов (учёных) института.

  2.Тема: Дать представление о негативных воздействиях людей на экологию Байкала заводами, судами, туристами.

    Воспитывать бережное отношение к флоре  и фауне озера.

Рассматривание макета Байкала, карты. Изучение расположения на Байкале заводов по переработке рыбы, её разведению; завода по розливу Байкальской воды.

  Рассказ с показом иллюстраций о работе этих заводов.

   Рассказ о работе исследователей, учёных Лимнологического института, музея по изучению озера, экологии и охране.

   Рассказ с показом альбомов Байкала о туристических базах, о водном, воздушном, пешеходном туризме.

    Вопросы:

- вспомните, какая вода в  Байкале, в чем её уникальность?

- какие заводы есть на Байкале? Кто на них трудится? Что они делают? Для кого и зачем?

-кто такие туристы? Зачем они приезжают на Байкал?

Показ фотографий с базами отдыха.

  - кто и как загрязняет Байкал?

- что станет с озером, если его загрязнять?

- как можно помочь Байкалу?

- как вы будете беречь Байкал?  

Решение  проблемной ситуации: «туристы забыли мешки с мусором» «Костер оставили без присмотра»  

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание альбома о Байкале, труд людей на Байкале.

 

Фотографии Лимнологического института и учёных.

Сюжетные игры: «Туристическая фирма-Байкал тур», «Путешествие по Байкалу».

Апрель

1. Тема: «Мы защитим Байкал»

Систематизировать и обобщать знания об озере, полученные на предыдущих занятиях.

  Развитие основ экологической культуры, экологической воспитанности.

  Воспитывать желание защищать и охранять озеро.

  Воспитание любви, чувства гордости к родному краю.

Вопросы:

- самое глубокое озеро в мире?

- уникальность Байкала?

- назовите растения Байкала?

- назовите чистильщиков Байкала?

- какие рыбы живут в озере?

Сюжетные игры : «Юные следопыты на Байкале», «Путешественники на Байкале»

Творческие рассказы на темы: «За что я люблю Байкал», как надо беречь Байкал

Самостоятельная деятельность детей

Рисование плакатов: «защитим Байкал», «Чистая вода»

Аппликация, рисование: «Мой Байкал», «Подводный мир Байкала!

Шестой год жизни

Задачи

Объем представлений

    Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания  животных.

   Развивать познавательный интерес к обитателям озера.

   Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с Байкалом; желание слушать литературные произведения (стихи, сказки, легенды, загадки).

   Дать некоторые сведения о месте нахождения озера на карте, его размерах, глубине; особенностях байкальской воды. Познакомить с разнообразием растительного мира, местонахождении в озере в соответствии с глубиной.

    Дать знания о фитопланктоне- водоросли озера (диатомовые, зелёные, сине-зелёные), глубина их произрастания, потребности водорослей в свете, температуре; роль элодеи в загрязнении озера.).

   Познакомить с губками- фильтратами воды, их разновидностями, строением, местонахождением в озере.

   Дать детям сведения о чистильщиках байкальской воды- веслоногие раки. Рассмотреть внешние органы, отметить местонахождение в озере, их роль в питании рыб.

  Знать некоторых рыб Байкала: омуль, хариус, сиг, бычки (широколобка, желтокрылка), живородящая голомянка. Вычленять внешние органы, знать их назначение, основные потребности в свете, температуре; местонахождение, питание, размножение; существенное отличие голомянки от других рыб.

   Знать и называть насекомых Байкала (ручейники, комары-звонцы); птиц (серый журавль, серая цапля); вычленять и назвать органы, морфофункциональное приспособление ручейников, птиц к воздушно-водной среде обитания.

  Отметить особенности питания, размножения в соответствии с сезонными изменениями.

   Чудо Байкала- нерпа. Место обитания нерпы в озере. Знать внешние органы, их назначение (особенности строения лап); образ жизни нерпы в соответствии с сезоном, питание, опасности, потомство. Рост и развитие бельков. Польза нерпы для человека. Охрана нерпы.

Познавательные умения

Отношения

   Уметь называть и показывать озеро Байкал на карте, отмечать его уникальность (древнее, самое глубокое); называть качества воды (чистая, пресная, «живая», холодная).

    Называть по представлению или с помощью картинок некоторые водоросли, их роль в питании животных.

   Моделировать обитание животных в соответствии с «этажами» озера.

   Устанавливать связи между растительным и животным миром (цепи питания) с помощью наглядной модели.

  Составлять несложные рассказы о растительном и животном мире озера.

  Учить выражать восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей озера. Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании природы озера в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов.

   Воспитывать желание беречь и охранять уникальный мир озера.

   Рассказывать стихи, отгадывать загадки об обитателях Байкала.

Работа с родителями

- в уголок информационный помещались консультации для родителей

        * о воспитании бережного отношения к природе

        * «Байкал чудо природы»

        *Учимся любоваться природой

- совместное посещение родителей и детей Лимнологического музея

- с родителями проводилась беседа о том, какая работа проводится с детьми по ознакомлению с Байкалом

-совместно с родителями дети подбирали стихи, загадки, сказки об озере Байкал, фотографии совместного посещения Байкала

Для реализации перспективного плана  созданы следующие условия:

1.Подбранна библиотека с литературой об экосистеме Байкала

2.Отобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки).

3.Наглядный материал (фильмы, слайды, альбомы, открытки, рисунки, картины).

4.Дидактические игры экологического содержания.

5.Создан макет озера Байкал

6. Карта Иркутской области

        

Таблица№2

Ветры Байкала

(КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС АПРЕЛЬ-МАЙ 2011Г.)

 

И.Ф. ребенка

возраст

1вопр.

Сарма,Баргузин,Култук

2вопр

1.

Гуляева Ева

6л. 8м.

+ + -

+

2.

Калашникова Маша

6л.4м.

+ + +

+

3.

Староненко Света

6л.9м.

+ + +

+

4.

Голуб Марина

6л.7м.

+ + +

-

5.

Смирнова Полина

7л.

+ + +

+

6.

Закерничная Вика

6л.10м.

+ + +

+

7.

Суратова Эвелина

6л.11м.

+ + +

+

8.

Экмурзаева Маша

6л.9м.

+ + +

+

9.

Мазепин Сережа

6л.10м.

+ + +

+

10.

Казаков Вова

6л.9м.

+ + -

-

1 вопрос-         8 детей справилось

                2 детей знают 2 ветра

2 вопрос-         8 детей справились

                2 детей не справились

В итоге проведены контрольные срезы (апрель-май 2011г.)  с теми детьми, принимавшие участие в констатирующем опросе.

Представления детей о ветрах Байкала осознанные, о чем свидетельствуют ответы детей. Все назвали ветры Байкала, с которыми их знакомили, согласно региональной программе и тематическому плану: ( Сарма, Баргузин,  Култук).

        На вопрос, «Какой бывает Байкал во время ветра?»

Наиболее интересные и развернутые ответы были у Вики З. «Байкал начинает сердится, дует ветер Сарма, волны поднимаются, небо темнеет. Култук и Баргузин поднимают волны, дождь льет. Самый сердитый ветер это Сарма.

Следует отметить речь ребенка, предложения развернутые, полные.

Типичные ответы были у Полины С. ,Светы С.. Двое детей отказались отвечать (См таблицу №2)


                                        Таблица №1

Байкал – уникальное озеро Сибири.

(КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС АПРЕЛЬ-МАЙ 2011Г.)

Ф.И.ребенка

1вопр.

2вопр.

3вопр

4вопр.

5вопр.

6вопр.

7вопр.

1.

Гуляева Ева

Россия

-

Шелехов

Байкал

+ + + + ++

+

богатое

2.

Калашникова Маша

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + + + +

+

Богатое, глубокое

3.

Староненко Света

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + +

+

-

4.

Голуб Марина

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + + + + + +

-

-

5.

Смирнова Полина

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + +

-

-

6.

Закерничная Вика

-

-

-

-

+ + + + +

-

Значит

богатое рыбой

7.

Суратова Эвелина

-

-

-

-

+ + +

+

Значит богатое

8.

Экмурзаева Маша

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + + + + + +

+

Богатое, рыбное

9.

Мазепин Сережа

Россия

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + + + + + + + +

+

Богатое, чистое

10

Казаков Вова

-

Сибирский

Шелехов

Байкал

+ + + +

+

богатое

Таблица№1

Ф.И. ребенка

1вопр.

2вопр.

3вопр.

4вопр.

5вопр.

6вопр.

1.

Казаков Вова

+

-

Рыбой

+ + + + + +

весной

+

2.

Черемных Алена

+ +

+

+

+ + +

+

+

3.

Староненко Света

+

+ +

+

+ + + + + +

+

+

4.

Голуб Марина

+

+

+

голова, глаза, туловище, нос. рот, усы, хвост, ласты с когтями

+

+

5.

Мазепин Сережа

+

+ + +

+

+ + + + + + +

+

Все хотят добыть шерсть нерпы потому что редкое, но зачем, ведь это редкое животное

6.

Гуляева Ева

+

+

+

+ + + + + + +

+

+

7.

Смирнова Полина

+

+ +

+

+ + + + + + +

Весной рождаются детеныши-беляки

+

8.

Суратова Эвелина

+

+ +

+

+ + + + + + + +

+

+

9.

Закерничная Вика

+

+

+

+ + + + + +

+

+

10

Экмурзаева Маша

+

+ + +

+

+ + + + + + + +

+

+

Нерпа - чудо Байкала

(КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС АПРЕЛЬ-МАЙ 2011Г.)

Таблица№3

Голомянка

Ф.И. ребенка

1вопр.

2вопр.

3вопр.

4вопр.

5вопр.

1.

Закерничная Вика

Голомянка

+

+ + + + + + +

+

Бокоплава,эпишура,червей,водоросли

2.

Казаков Вова

+

+

+ + + + +

+

+

3.

Староненко Света

Голомянка это эндемика редкое животное

Прозрачная, розовая, большая голова

+ + + + + + + + +

+

+

4.

Черемных Алена

+

+

+ + + + +

Голое тело без чешуи

+

5.

Мазепин Сережа

+

+

+ + + + ++

+

+

6.

Голуб Марина

+

+

+ + + +

+

+

7.

Смирнова Полина

+

+

+ + + + + +

+

+

8.

Суратова Эвелина

+

+

+ + + + + + +

+

+

9.

Экмурзаева Маша

+

+

+ + + + + + + +

+

+

10

Казанцев Андрей

+

+

+ + + + +

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План закаливания в группе детей 6-го года жизни.

Разработка плана закаливания с подробными инструкциями по каждому виду....

перспективное социально-коммуникативное планирование для детей 5-го года жизни

комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-го года жизни...

Примерный перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями (Наш дом-Южный Урал)

Примерный перспективный план работыпо ознакомлению с фольклорными произведениями...

Сборник дидактических игр по ознакомлению с растениями детей 5 – 6 года жизни

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях....

План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год.

План работы перспективного планирования сюжетно-ролевых игр детей 5-го года жизни на 2021/2022 учебный год....