Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний день существует проблема по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в ДОУ. С введением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основаммузыкального развития.
Анализируя собственный педагогический опыт, накопленный в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, можно констатировать недостаток систематизации комплекса педагогических методов и приёмов. Эта проблемазаставила меня искать эффективные средства активизации муз. -ритмических движенийи творчески подойти к подборуметодов и приемов работы.
Мною были изучены научные труды отечественных и зарубежных педагогов –психологов, основоположников теории о связи музыки и движения: «Психология музыкальных способностей» советского педагога-психолога Б. М. Теплова, швейцарского педагога-основоположника «Системы ритмической гимнастики» Э. Ж. Далькроза, российского педагога – основоположницы «Методики музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугиной, публикации статей: американской танцовщицы Айседоры Дункан и ее «Школы «свободного танца» и др. Практическая основа работы заключается в прохождении курсов обучения по программам Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» для детей дошкольного возраста.
После изучения трудов данных авторов, были созданы следующие методические условия:
• Постановка цели, задач, разработка содержания работы
• Организация Развивающей Предметно-Пространственной Среды
• Поиск наиболее эффективных форм, методов и технологий работы
• Разработка педагогической диагностики по развитию двигательной активности детей раннего возраста.
• Выступала на педсовете ДОУ с докладом по теме: «Использование игровых методов и приемов в музыкально-ритмической деятельности»;
• Опубликовала методические статьи и разработки в сетевых сообществах: «Вестник педагога», Социальной сети работников образования nsportal.ru, на образовательный портале Maam.ru
• Участвовала в Международном творческом конкурсе и
Всероссийском конкурсе для педагогов, 2017г. ;
В работе по данной теме, я руководствовалась принципами следующих научных школ:
«Системой ритмической гимнастики» Э. Ж. Далькроза, которая включает в себя единство музыки, движения и ритма. Заслуга Далькроза, прежде всего в том, что он увидел в музыкально–ритмических упр-ях универсальное средство развития у детей муз. слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По Далькрозу: «музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением». Обращалась к трудам российского педагога Н. А. Ветлугиной, методы и приемы муз. воспитания которой лежат в основе ООУП нашего учреждения.
В своей работе я столкнулась с трудностями слухового восприятия детей, как н-р, замедленная смена движений танца (т. к. каждый ребенок имеет различные физиологические способности, зависящие от типа нервной системы (различная скорость движений, слуховая и двигательная реакции, слуховое восприятие, а также неярко выраженная реакцию на смену динамики музыкального произведения и др.
Я определила для себя комплексные задачи развития муз. -сенсорных компонентов (развитие ритмического, тембрового, динамического слуха детей).
Т. о., начиная с раннего возраста, мы стараемся обогащать двигательную реакцию детей, научить воспринимать сюжетные образы и самостоятельно выражать их в муз. -ритмической деятельности, танцевальных движениях.
Главная цель работы заключается в развитии муз. – ритмических и танцевальных движений детей посредством использования игровых методов и приемов.
Задачи:
• Развивать двигательные качества и умения (координация движений, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку).
• Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений посредством игровых методов и приемов; развивать умение детей согласовывать движения с характером музыки.
• Развивать умение различать простейшие музыкальные понятия (высоту звуков; смену темпа; различия в динамике).
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, потребность в самовыражении в движении под музыку.
• Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросе развития муз. -ритмических движений; привлекать их к организации и оснащению РППС.
• Осуществить воспитательную задачу: использовать эффективные методы и приемы для развития умения правильно вести себя во время движения, оказывающие положительное влияние на развитие муз. -ритмических движений младших дошкольников.
Для подтверждения ведущей идеи работы, а именно, - эффективности использования игровых методов и приемов, мною была разработана система работы с детьми, педагогами и родителями по данной теме, включающей несколько ЭТАПОВ:
Организационно-педагогический
Практический
Обобщающий:
Организационно-педагогический включает в себя теоретическое осмысление содержания работы по развитию муз. -ритмических движений младших дошкольников:
- Изучение нормативной базы по данному направлению (требования ФГОС);
- Анализ условий в ДОУ для муз. -ритмической деятельности с детьми (анализ РППС музыкального кабинета, зала, групп; наличие костюмов, атрибутов для танцев);
- Мониторинг развития муз. – ритмических движений детей.
Подготовка методической базы:
- Разработка системы развития муз. -ритмических движений;
- Составление тематического планирования работы по развитию муз. -ритмических движений;
- Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей;
- Подбор упражнений, игр, танцев;
- Подбор музыкального репертуара;
- Подбор иллюстраций, видеоматериалов, дисков с музыкой, мультимедийных презентаций.
Практический этап: состоит в реализации системы работы по данному направлению и включает в себя
• Модернизацию РППС;
• Внедрение в практику работы игровых методов, приемов и технологий;
• Взаимодействие со специалистами, воспитателями и родителями с целью повышения компетентности по данной теме.
В своей работе я использую следующие Формы:
Музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные)
Интегрированные занятия
ОД в режимных моментах (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, прогулка)
Досуговая деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
Методы:
Наглядно-слуховой
Метод Побуждения к совместным действиям
Игровой зрительный (показ игр, плясок или отдельных элементов движения)
Метод упражнения (практический метод) применяющийся не только при усвоении муз. -ритмических навыков, но и в самостоятельной деятельности детей;
Словесный метод
Концентрический
Метод поощрения
и Технологии:
Здоровьесберегающие (упражнения на дыхание, пальчиковые игры, музыкальные подвижные игры);
Логоритмика М. Ю. Картушиной;
Коммуникативные игры А. И. Бурениной;
Интеграция разнообразных видов детской деятельности в ходе музыкальных занятий;
Фольклорная педагогика;
ИКТ-технология;
Использую Игровые приемы, как:
«Музыкальный куб»: работа в круге
«Любимые игрушки»
«Платок»: работа в парах и в круге
«Волшебная бабочка»: индивидуальная работа.
Формы Взаимодействия с воспитателями и родителями, как:
Консультации
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Изготовление папки-передвижки
Доклад на родительском собрании
Рекомендации в виде памяток
Обобщающий этап включает в себя:
- итоговую диагностику
- анкетирование родителей и воспитателей.
Подведение итогов и анализ результатов работы:
Показательные выступления (открытые мероприятия, конкурсы)
Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной теме
Обобщение опыта работы на РМО, педсовете ДОУ
Определение перспектив.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-ритмических средств обучения. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Мною проведен мониторинг развития муз. -ритмических движений детей младшего дошкольного возраста по системе Диагностики А. И. Бурениной за период 2015-2017 гг. Данный метод диагностики проходил в виде наблюдения за детьми в процессе движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на муз. – ритмических занятиях и были выбраны следующие критерии развития физических и психических способностей детей:
1. Музыкальность
2. Двигательные качества и умения
3. Ориентировка в пространстве
4. Психические процессы
5. Нравственно-коммуникативные качества
В результате проведенной работы,
Дети стали чувствовать настроение и характер музыки, понимать ее содержание, обогатился слушательский опыт;
У детей развиты специальные муз. способности: муз. слух, чувство ритма; движения стали более ловкими, точными. Появилась ориентировка в пространстве: дети стали самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
Дети освоили различные виды движений, характерные для их возраста:
Ходьба, бег, прямой галоп;
• образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;
• плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации;
• Произошло развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т. д.
Дети научились вести себя в коллективе:
Появилось умение правильно вести себя во время движения,
Сформировалось чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
В заключении, можно сделать вывод, что работа по развитию муз. -ритмических движений детей младшего дошкольного возраста посредством игровых методов и приемов оказалась эффективной