Семинар для педагогов "Шаги навстречу"
методическая разработка по теме
В этом семинаре вы узнаете как лучше понимать детей, чувствовать их переживания и проблемы и помогать им справиться с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
с элементами тренинга для педагогов детского сада
«Шаги навстречу»
Цель:
расширить имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми младшего возраста в период адаптации.
Задачи:
• установить доброжелательные отношения между участниками игры;
• создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников;
• выделить главные трудности воспитания детей младшего возраста, обобщить опыт участников тренинга.
Материалы:
по 5-6 маленьких мячиков для каждого участника, корзины для мячиков, мольберт, магниты, маркеры, мяч, бумага, ручки, карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника, воздушный шар, листочки трех разных цветов (на каждого участника, ватман.
Предварительная работа:
вспоминают различные четверостишия детских писателей.
Ход семинара:
Приветствие участников.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Я рада вас всех видеть. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые пришли к нам в садик.
Ритуал «Я люблю….»
Стоя в кругу нужно передать друг другу воздушный шар и продолжить фразу «Я люблю…»
1. Упражнение «Зайку бросила хозяйка»
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем тренер раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А. Барто.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
По сигналу тренера все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего тренер дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить по кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы:
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Легко ли было отыскать участников своей команды?
Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.
2. Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель – прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего первый раз в детский сад.
Сядьте так, чтоб вам было удобно. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Представьте, себя в детстве, то время когда вы были маленькими. Теплый весенний день. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вы идете с мамой первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку, а мамы нет…
Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
3. Упражнение «Мячики»
Цель – прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:
• Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
• Незнакомая обстановка;
• Незнакомые взрослые;
• Незнакомые мальчики и девочки;
• Недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
Удобно ли вам держать в руках столько шариков?
Что вы чувствуете, если они падают?
Что вам хочется сделать?
4. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»
Данное упражнение проводится в три этапа.
1-й ЭТАП
Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей младшего возраста.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.
2-й ЭТАП
Подгруппам выдается по 10 магнитов, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 - 10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают.
Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 магнитов.
Затем каждая команда ставит магниты на доску рядом с указанными проблемами. Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы (по количеству групп, получившие наибольшее количество баллов.
3-й ЭТАП
Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей младшего возраста.
Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.
5. Игра «Осторожно дети!»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате, ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его, делать наоборот. (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди кидает мяч каждому из них и сообщает о ситуации, в которой находится ребенок. Например: «Собирается сбросить на пол тарелку». Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.
Проводить игру желательно в быстром темпе, называя, первые пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого ответа, например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу, в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением.)
СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «Осторожно»
Ребенок:
1. Собирается сбросить на пол тарелку.
2. Замахивается лопаткой на девочку.
3. Готовится спрыгнуть с кровати.
4. Открывает кран с горячей водой.
5. Хочет кинуть камень в ребенка.
6. Стремительно выбегает в коридор.
7. Вот-вот наступит на куклу.
8. Убегает от вас обратно на улицу.
9. Во время обеда засовывает хлеб в карман.
10. Тянет в рот игрушку.
11. Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
12. Собирается порвать книгу.
Обратная связь.
• Ваши ощущения от работы?
• Что Вам понравилось больше всего?
• Что хотелось бы изменить?
6. «Дерево достижений»
Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними. Люди, забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».
Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?
Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Если на веточке педагога появляются все три листочка разного цвета – распускается крупный цветок. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.
7. Я учусь у тебя» (Рефлексия)
Участники тренинга встают в большой круг и бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…». Затем он бросает мячик другому участнику
8. Упражнение “Дирижер”.
Звучит музыка С. Баха, несколько приглушенная. Все участника тренинга встают в большой круг.
Психолог. Сейчас вы услышите музыку, и каждый из вас должен будет представить себе, что он дирижер. А перед вами расположился оркестр.
Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
В заключение участники по желанию высказываются.
Психолог. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
9. Заполнение бланка анкеты обратной связи “Мишень”.
Уважаемые участники Вам нужно “стрельнуть” в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку. Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10 бальной шкале.
Использованная литература:
1.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Изд-во «Речь». 2005.
2. К. Фопель. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Изд-во Генизис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Шаги навстречу»
Цель: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации....
Семинар – практикум «Шаги навстречу» для воспитателей групп раннего возраста
Цели: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.Материал: теннисные мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска, маркеры или мел, кукл...
Семинар – практикум «Шаги навстречу»
Для воспитателей групп раннего возрастаЦели: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации....
Семинар-практикум для педагогов детей раннего возраста "Шаги навстречу"
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыш...
Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Шаги навстречу»
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.Выделяют два вида адаптации:Психолог...
Семинар - практикум для педагогов "Навстречу друг другу".
Материал посвящен проблеме развития инклюзивного образования в России....
Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).
Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...