Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему
Вашему вниманию представлен методический семинар на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_igra.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников
Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность. Воспитывать эти качества личности следует с раннего возраста. Дошкольное детство, по мнению ученых, как раз является сензитивным периодом в нравственномстановлении личности. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.
Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.
Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения. Проблемой нравственного развития занимались: В. А. Аверин, Б. Н. Боденко, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, В. А. Сухомлинский, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин и другие.
Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. А также данные авторы считают, что условия развития ребенка старшего дошкольного возраста существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Сухомлинский В. А. считал, что «Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…".
Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.
В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном развитии ребенка. В новых ФГОС дошкольного образования меняется привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности. Для того чтобы превратить игру в развивающуюсясамодеятельную деятельность детей, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Игра - как средство нравственного развития дошкольника"
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, действий, отношений, позволяющая стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равн...
Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человек...
«Игра как средство нравственного развития дошкольников»
laquo;Игра как средство нравственного развития дошкольников»...
Выступление к родительскому собранию "Игра как средство нравственного развития дошкольников"
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуж...
Конспект на тему: «Игра как средство нравственного развития детей» Сюжетно-ролевая игра: «Помощники доктора Айболита
Обучение детей сюжетно-ролевой игре....
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общес...
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольн...
- Мне нравится (1)