Красота в природе - сосны.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство детей с деревьями, прививать любовь к природе и родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mer.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие
Красота в природе – сосны.
Цель: развивать познавательный интерес, расширять кругозор, прививать любовь к природе, бережному отношению к её богатствам, воспитывать любовь к Родине.
Ребята, вы никогда не задумывались над тем, зачем человеку лес?
Правильно, лес улучшает климат, обогащает и закрепляет почву, является источником технического и лекарственного сырья, прекрасным строительным материалом.
На одного человека у нас приходится 4 га леса. Сегодня наш маршрут – в лес. Сегодня нам предстоит поближе узнать сосну, которую по праву называют жемчужиной северного леса.
Сосны – это наши чудесные зелёные друзья. Давайте определим роль сосны в жизни человека. Пол, потолок, может быть весь дом, в котором вы живёте из какого сделаны материала? А бумага, на которой вы пишете и рисуете, книги, которые читаете, ластик, карандаш из чего получены?
Задумывались ли вы над тем, из чего сделана кинолента, почему такие чистые звуки у рояля и скрипки? Наконец, отчего зависит чистота воздуха, которым вы постоянно дышите?
Ответы на все эти вопросы говорят об исключительном значении дерева в жизни человека. И особым почётом пользуется сосна.
Сосна нужна для промышленности, она согревает людей. Стройные стволы сосен в течение веков двигали по волнам корабли, держа наполненные ветром паруса.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни — все это, так же как и стволовая древесина, ценное сырье для различных производств. Хвоя сосны содержит множество полезных веществ, оттого ее издавна применяли в народной медицине для приготовления лечебных настоек и отваров. На современных промышленных предприятиях из хвои извлекают эфирные масла, применяемые в парфюмерии и медицине, производят хвойно-витаминную муку, используемую для подкормки животных.
Поврежденная сосна выделяет смолу, которая защищает растение от проникновения в древесные волокна вредных организмов. Оттого и названа эта смола живицей, что заживляет, бальзамирует она раны дерева. И видимо, подметив это свойство смолы, садовники стали врачевать ею раны плодовых деревьев, изготовляя из нее пластырь с добавлением деревянного (оливкового) масла и воска. Кстати, бальзам, которым древние египтяне пропитывали мумии, сохранившиеся до наших дней и пережившие тысячелетия, включает в свой состав также сосновую смолу.
Лесорубы и охотники давно подметили способность живицы заживлять раны. Если нет под рукой аптечки, то вместо бинта или пластыря они накладывали на рану чистую живицу. Кстати, в пластырь, который мы покупаем в аптеке, тоже входит сосновая живица. Клали живицу и на больные зубы, чтобы унять зубную боль. А жители Кавказа даже приготавливали специальную лечебную жвачку из сосновой смолы.
Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки. Поэтому воздух в сосняках не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах.
До последнего времени сосновая хвоя, ее ветви и кора считались отходами лесного производства. Оказалось, что эти отходы чуть ли не ценнее самой древесины. Одно сосновое дерево дает около 10 килограммов хвои, из которой можно получить годичную норму каротина и витамина С для одного человека, не говоря уж о сосновом масле, добываемом из семян, и сосновой шерсти. Не так давно лесная промышленность за год теряла в этих отходах 4 миллиона килограммов витамина С и около 150 тысяч килограммов каротина. Теперь хвоя перерабатывается в хлорофилло-каротиновую пасту, которая отлично лечит раны, ожоги, язвы, фурункулезы и занимает почетное место среди многих лечебных средств: хвойных экстрактов для ванн, сушеных сосновых почек, скипидара и других снадобий.
Если вам приходилось бывать в Оружейной палате в Московском Кремле, вы не могли не обратить внимание на большое количество изделий из прозрачных золотисто-оранжевых камешков янтаря, который в прошлом называли бурштыном. Здесь и разнообразные бусы, и покрытые хитроумным кружевом шкатулки, и причудливые броши, и многие другие очаровательные вещицы. Все они изготовлены из янтаря. Что же представляет собой солнечный камень Много высказывалось противоречивых мнений. Раздавались в старину голоса, что это особый божий дар, ученые средневековья почитали его за минерал, и только великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову удалось высказать верную мысль: он назвал янтарь окаменелой смолой. Теперь наукой доказано, что золотистые кусочки янтаря — это смолистые выделения хвойных деревьев, прародителей нашей сосны. Около 10 миллионов лет они хранились в морских песчаных наносах, постепенно каменея и превращаясь в драгоценные слитки.
Сосна служит не только человеку. Почти на протяжении всего года сосновой хвоей питается глухарь. Для лося лучший зимний корм — сосновые побеги и их кора. Белки, бурундуки, птицы лакомятся сосновыми семенами, которые ловко извлекают из шишек.
Вот какую пользу приносит сосна. Недаром её называют жемчужиной леса.
В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играют осушение болот, затопление, добыча нефти, угля, других полезных ископаемых.
Толкач Ангелина: (читает стихотворение М.Ю.Лермонтова):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ефремова Люба (читает стихотворение В.Солоухина):
Я к ночи из лесу не вышел,
Проколобродив целый день.
Уж как вода, все выше, выше
Деревья затопляла тень,
Янтарь стволов и зелень хвои –
Все черным сделалось теперь.
В лесу притихло все живое,
И стал я ЧУТОК, словно зверь.
А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.
Скоромникова Екатерина (читает стихотворение С.Маршака):
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.
Мамзер Никита (читает стихотворение П.Бровка):
О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали –
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
Но прошумело лет немало,
К вам старость горькая пришла,
Вас, поседевших, доконала
Своими зубьями пила.
У ног моих ветвей сплетенье —
В последних отблесках зари
Вы, словно павшие и сраженье,
Недвижные богатыри.
Воспитатель: Знаешь ли ты, что:
- древние римляне называли сосну за её стойкость и прочность «палас», т.е. «скала»;
- у финского народа сосна является символом жизни;
- самый редкий вид сосны встречается на острове Мияшима в Японии. Это так называемая «борода дракона» высотой всего лишь 60 см. Зато ветки дерева густо стелются по земле, достигая в длину 30 м;
- известна сосна, возраст которой 584 года;
- протяжённость хвои только одной старой сосны составляет 200км;
- на нужды человека в течение всей его жизни расходуется 400 деревьев;
- из одного кубометра сосновой древесины получают: угля 120 кг, смолы 63 кг, уксусной кислоты 11 кг, древесного спирта – 2,6 кг;
- при химической переработке кубометр хвойной древесины даёт 65 костюмов или 2,5 тысячи пар чулок или 680 м ткани.
Соревнования и игры.
- «Сбор шишек». Играют две команды. На площадке рассыпают 15 шишек. Завязывают глаза, и соревнуются, кто больше соберёт шишек.
- «Схвати шишку». На поляне ставят «пенёк» (стул). На расстоянии 10 шагов в разные стороны проводят две линии. За ними по порядку номеров располагаются две команды. На «пенёк» кладётся шишка. Наугад называется номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, бегут до противоположной линии, делают поворот и на обратном пути стараются первыми схватить шишку. Тот, кому это удаётся, набирает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
- «Самый меткий». На полу чертят три концентрических окружности радиусом 50 см, 1 м, 1,5 м. В 6 шагах проводят черту (от внешней линии). Участникам вручается по 3 шишки. Если играющий попадает в центральный круг, он получает 10 очков, во второй – 8 очков, во внешний круг – 5 очков.
Радаева Оля (проводит викторину):.
- Как определить возраст дерева по спилу пня? (Посчитать число годичных колец).
- Сколько лет живёт иголка? (Сосна меняет иглы через 2 года).
- Почему сосну называют «пионером леса»? (Она первая занимает новые площади, поселяясь в горах, на вырубках, она не требовательна к условиям жизни и вынослива).
- Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (Скрипку).
- Почему годичные слои древесины в разные годы не одинаковы, имеют разную толщину? (Толщина годичного кольца зависит от питания, засухи, болезни, лесного пожара, нападения вредных насекомых, паразитных грибов и т. д.)
- Чем отличается сосна, растущая на опушке леса от сосны в чаще леса? (У сосны, растущей на опушке раскидистая крона, спущена она низко, Ствол дерева конический; у дерева в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический).
- Какие приспособления сосна имеет для жизни на песках? (Сосна имеет мощную корневую систему. Главный корень уходит глубоко в землю, боковые корни сильно разветвлены и расположены близко от поверхности земли. При помощи корней сосна достаёт воду из глубоких слоёв почвы и собирает влагу даже после дождя).
- Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет? (Ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенью ели – не может, ибо она светолюбива).
- Почему в сосновом лесу мы видим так много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбива. Её сучья, на получая в лесу достаточно света, отмирают и опадают).
- Человек заблудился в сосновом лесу в облачный день. Глядя на растущие вокруг сосны он заметил, что мхи и лишайники особенно развились с одной стороны ствола. Как он может определить стороны горизонта? (Мхи и лишайники на стволе дерева лучше развиты на стороне, обращённой с северу, здесь больше влаги).
- Как деревья сами залечивают нанесённые им раны? (В месте раны деревья выделяют сок, смолу (живицу), заливают ею рану, что мешает проникновению во внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов).
- Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист берёзы гниёт быстро? (Хвоя содержит смолистые вещества, задерживающие процесс гниения, а в листве берёзы таких веществ нет).
Андреев Артем (читает стихотворение Вс. Рождественского):.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от "щедрости" твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"
Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...
Видеофильм "Красота в природе.Фрукты".
Видеофильм из фотографий фруктов. Наложен звук. Фильм можно использовать при изучении детьми в ДОУ темы "Красота в природе. Фрукты". Адрес по которому можно посмотреть видео: http://youtu.be/0fj4uk2xx...
"Красота русской природы"
проект о зиме в подготовительной группе ДОУ...
"Красота русской природы"
Проект о зиме в подготовительной группе...
Рисование в технике " Примакивание". "Осеннее дерево".Цель:Учить детей рисовать листья техникой примакивания( губкой).Задачи: Развивать творческое воображение,фантазию,воспитывать любовь к природе.Формировать интерес в рисунках,красоту окружающей природы.
Разноцветные листочки в вальсе радостном летят ветер с осентю танцуют и кружится листопад!...