Формирование системы работу ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Зяблова Елена Геннадьевна

       Дошкольное детсво - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитиии ребенка. Полученный в этом возрасте познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. В статье предлагается к рассмотрению система работы МБДОУ "Детский сад № 131" г.о. Самара по художественно-эстетическому развитию детей дошкольноговозраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Елена Геннадьевна Зяблова

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 131»

городского округа Самара

 

Приоритетное направление деятельности МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара – художественно-эстетическое развитие личности ребенка. К выбору приоритетного направления мы отнеслись очень ответственно. Было проведено и анкетирование родителей, узнавалось их мнение и при личных встречах, был проведен круглый стол с педагогами. Но окончательное решение помогло принять мнение, что «для человека очень важно иметь возможность прикоснуться к высоким образцам культуры и иметь возможность самому создавать красоту в мире». Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Именно эта мысль «возможность прикоснуться к высоким образцам культуры и иметь возможность самому создавать красоту в мире» и стала основополагающим принципом деятельности МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара, направила наши усилия в два равновеликих русла.

Чтобы дать детям возможность прикоснуться к искусству, мы создали максимально комфортные для этого условия. Усилиями администрации МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара создана сеть социального партнерства. Заключены договоры о сотрудничестве:

- с детской библиотекой № 1 городского округа Самара

- с МБОУ ДО музыкальной школой № 4

- с Самарской государственной филармонией

- с музейно-образовательным центром «Школа-Музей-Культура»

- с муниципальным театром «Лукоморье»

И в течение всего года, включая летний период, идет интенсивная работа.

Сотрудники библиотеки совместно с воспитателями ДОУ проводят литературные праздники, тематические встречи, которые организуются то в форме квеста, то викторины, то юбилея книги. Наши воспитанники ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Читаем детям о войне», участвуют в акциях, приуроченных к Всемирному дню чтения, приняли участие в Межрегиональной акции «Книжка на ладошке». В рамках Международного дня чтения наш детский сад сотрудничает с издательством «Розовый жираф», что отмечено дипломом издательства. Регулярно организуются экскурсии воспитанников сада в музей народного быта, созданный в библиотеке, а также на тематические выставки, приуроченные к памятным датам. Организуем встречи с писателями. Особенно запомнилась встреча с самарским писателем - заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Союза писателей России Василием Васильевичем Семеновым. Это направление работы очень заинтересовало воспитателей и они стали участвовать в различных литературных дистанционных конкурсах. В итоге Маша Кр. – победитель (II место) Детского Международного литературного конкурса «Сказка в новогоднюю ночь» и ее сказка напечатана в сборнике «Новогодняя сказка». В этом же конкурсе участвовали и другие наши воспитанники и их сказки также включены в сборник.

С музыкальной школой нас связывают давние дружеские взаимоотношения. Ученики музыкальной школы и воспитанники нашего ДОУ проводят совместные концерты, организуют взаимные экскурсии к друг другу. И, как правило, каждый год 6-7 наших выпускников поступают учиться в музыкальную школу и мы вновь и вновь встречаем их на совместных концертах.

Совместная деятельность с филармонией очень перекликается с нашей дружбой с музыкальной школой. На творческих встречах артисты филармонии знакомят наших малышей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, флейта, гитара и др.), с составом оркестра, играют несложные музыкальные пьесы. Проводили тематические встречи, посвященные творчеству П.И. Чайковского, К.И. Чуковского. Этих встреч наши воспитанники ждут с особым волнением и  трепетом.

Начиная с 2014-15 учебного года, заключен долгосрочный договор на 3 года с музейно-образовательным центром «Школа-Музей-Культура» о совместной работе по художественно-эстетическому воспитанию детей, начиная со средней группы. Искусствовед из музея «Радуга» вместе с музыкальным руководителем проводит цикл интерактивных экскурсий для детей, знакомя их с мировой художественной культурой. Иногда эти встречи приурочены к какому-либо событию. Так в Пушкинский день России мы проводили выставку-экскурсию по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Или встречу посвящаем творчеству самарских художников и дети знакомятся с пейзажами И. Комиссарова, В. Пурыгина, Н. Ельцова. Полностью реализован тематический цикл по временам года, где дети знакомились с русскими пейзажистами и малыми голландцами.

И второе, не менее полноводное русло нашей деятельности посвящено «возможности самому создавать красоту в мире». Для этого в каждой группе организована работа творческой мастерской на бесплатной основе:

Название творческой мастерской

Возраст

Направление работы

Руководитель кружка

Количество детей

1.

«Забавный пластилин»

5-6 лет

Пластилинография

Воспитатель Ильина Е.С.

12 человек

2.

«Золотые ручки»

4-5 лет

Тестопластика

Воспитатель Меладзе О.В.

15 человек

3.

«Разноцветный мир»

5-6 лет

Художественное творчество

Воспитатель Овчинникова О.В.

10 человек

4.

«Чудеса из бумаги»

6-7 лет

Квилинг

Воспитатель Туркина А.В.

12 человек

5.

«Красота в незаметном»

6-7 лет

Поделки из бросового материала

Воспитатель Безродных А.И.

12 человек

6.

«Оригами»

6-7 лет

Оригами

Воспитатель Константинова Л.И.

10 человек

7.

«Колокольчик»

5-6 лет

Вокал

Музыкальный руководитель Екимова А.В.

8 человек

Всего в творческих мастерских художественно-эстетической направленности занимается 79 человек, что составляет 57.2% воспитанников ДОУ.

В них под руководством воспитателей и музыкального руководителя дети учатся своими руками создавать красоту, учатся осознанному отношению к окружающему миру. Они уже начинают смотреть на мир взглядом творца, им хочется видеть вокруг себя не только комфортную, но и красивую, эстетично оформленную обстановку. И они уже претворяют свои планы в жизнь. Так макет Миланы В. «Будущее моего микрорайона» взял второй приз на районном этапе городского конкурса детского изобразительного творчества «Мир глазами ребенка».

Деятельность наших педагогов и воспитанников увенчана многочисленными лаврами - это победы на многочисленных конкурсах. Перечислять все не буду, назову только нашу воспитанницу Вику Д., завоевавшую I место в Российской Федерации во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества «Отдыхаем и творим», за что ее педагог Семочкина Э.Ю. удостоена Золотого Сертификата Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ». Дашу Стр., завоевавшую I место в Российской Федерации в Российском конкурсе рисунков «Любимые мультяшки» и Артема М., получившего в этом же конкурсе III место. Наши воспитанники регулярно участвуют в творческих конкурсах Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ», занимают призовые места, и воспитатель Авраменко В.А. отмечена Бронзовым сертификатом Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».

По итогам работы в художественно-эстетическом направлении МБДОУ «Детский сад № 131» городского округа Самара удостоен Бронзового сертификата Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».

Нашей гордостью являются и наши педагоги – воспитатель высшей категории Меладзе О.В. заняла I место на II открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области в номинации «Лучшее занятие художественно-эстетического цикла» в 2011-2012 уч. году, а в 2013-14 учебном году воспитатель МБДОУ № 131 Меладзе О.В. и музыкальный руководитель Екимова А.В. выступали на IV открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области в номинации «Лучшее занятие художественно-эстетического цикла» и стали его лауреатами.

Музыкальный руководитель Екимова А.В. также участвовала в районном конкурсе профессионального мастерства «Музыкальная палитра» в 2013-14 учебном году и стала его лауреатом, а в 2014-2015 учебном году победила на районном конкурсе «Лучшая методическая разработка - 2015».

Музыкальным руководителем Екимовой А.В. и старшим воспитателем Зябловой Е.Г. разработан цикл музыкально-познавательных мероприятий, каждое из которых посвящено культуре одного из европейских народов и рассчитано на детей старшей и подготовительной группы. В рамках предложенного цикла идет знакомство с культурами пяти стран. Подготовка к каждому мероприятию проводится совместно с воспитателями, психологом и старшим воспитателем. В течение месяца идет глубокое погружение в народную культуру изучаемой страны (Италия, Франция, Германия). Подбираются музыкальные произведения для прослушивания, разучиваются с детьми народные песни, ставятся танцы.

Педагоги помогли составить библиотечку сказок народов мира. Воспитатели знакомят детей с народными сказками, как правило, во второй половине дня во время совместной деятельности и сопровождают чтение рассматриванием иллюстраций к сказкам.

К подбору художественной литературы, иллюстраций, кукол, игр привлекаются родители воспитанников.

Также к данному циклу подобран богатый иллюстративный материал, включающий в себя репродукции картин великих художников, ландшафтные виды европейских стран, городские пейзажи стран Италии, Франции, Германии, Греции, Польши. Весь материал существует как в электронном, так и в альбомном виде. И дети рассматривают альбомы живописи, музыкальные занятия сопровождаются показом презентации, где представлены шедевры живописи.

В конце месяца мы проводим музыкально-познавательное мероприятие, посвященное культуре изучаемой страны, где дети демонстрируют свои знания французской, или итальянской, или немецкой культуры.

Подготовлены и проведены музыкально-познавательные мероприятия «Ах, карнавал, карнавал…», «Весенний бал  в Париже», идет подготовка к рождественскому празднику «Сказки Гофмана».

Данная методическая разработка была представлена музыкальным руководителем Екимовой А.В. на городском методическом марафоне «Развитие детей раннего и дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности» в сентябре 2015 года и на V Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания».

Мы надеемся, что разработанный цикл со временем вырастет в программу по МХК для дошкольных образовательных организаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование системы работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 131» городского округа Самара Зяблова Елена Геннадьевна

Слайд 2

Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Слайд 3

Цель: приобщение дошкольников к богатству мировой художественной культуры, эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Задачи: - создание условий для формирования духовной составляющей личности ребенка - развивать и обогащать музыкально - интеллектуальный кругозор детей; - воспитывать интерес к различным культурам мира; -- познакомить детей с поэтическим и музыкальным фольклором; - создать атмосферу уважения и интереса к культуре другого народа; - создать нравственные основы его отношения к окружающему миру; - воспитывать сознание «человека мира», чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле.

Слайд 4

Социальное партнерство МБДОУ «Детского сада № 131» г.о. Самара МБДОУ «Детский сад № 131» г.о. Самара Детская библиотека № 1 г.о. Самара музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» МБОУ ДО музыкальная школа № 4 Самарская государственная филармония муниципальный театр «Лукоморье»

Слайд 5

Сотрудничество с библиотекой

Слайд 7

Дружба с музыкальной школой

Слайд 8

Совместная деятельность с филармонией

Слайд 9

«Школа-Музей-Культура»

Слайд 10

Наша деятельность № Название творческой мастерской Возраст Направление работы Руководитель 1 «Забавный пластилин» 5-6 лет Пластилинография Воспитатель Ильина Е.С. 2 «Золотые ручки» 4-5 лет Тестопластика Воспитатель Меладзе О.В. 3 «Разноцветный мир» 5-6 лет Художественное творчество Воспитатель Овчинникова О.В. 4 «Чудеса из бумаги» 6-7 лет Квилинг Воспитатель Туркина А.В. 5 «Оригами» 6-7 лет Оригами Воспитатель Константинова Л.И. 6 «Колокольчик» 5-6 лет Вокал Музыкальный руководитель Екимова А.В.

Слайд 11

«Забавный пластилин»

Слайд 12

«Золотые ручки»

Слайд 13

«Чудеса из бумаги»

Слайд 14

Творческая мастерская для родителей

Слайд 15

Наши достижения

Слайд 16

Наша гордость

Слайд 17

Наша гордость

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....