Формирование системы работу ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Дошкольное детсво - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитиии ребенка. Полученный в этом возрасте познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. В статье предлагается к рассмотрению система работы МБДОУ "Детский сад № 131" г.о. Самара по художественно-эстетическому развитию детей дошкольноговозраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование системы работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Елена Геннадьевна Зяблова
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 131»
городского округа Самара
Приоритетное направление деятельности МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара – художественно-эстетическое развитие личности ребенка. К выбору приоритетного направления мы отнеслись очень ответственно. Было проведено и анкетирование родителей, узнавалось их мнение и при личных встречах, был проведен круглый стол с педагогами. Но окончательное решение помогло принять мнение, что «для человека очень важно иметь возможность прикоснуться к высоким образцам культуры и иметь возможность самому создавать красоту в мире». Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Именно эта мысль «возможность прикоснуться к высоким образцам культуры и иметь возможность самому создавать красоту в мире» и стала основополагающим принципом деятельности МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара, направила наши усилия в два равновеликих русла.
Чтобы дать детям возможность прикоснуться к искусству, мы создали максимально комфортные для этого условия. Усилиями администрации МБДОУ «Детского сада № 131» городского округа Самара создана сеть социального партнерства. Заключены договоры о сотрудничестве:
- с детской библиотекой № 1 городского округа Самара
- с МБОУ ДО музыкальной школой № 4
- с Самарской государственной филармонией
- с музейно-образовательным центром «Школа-Музей-Культура»
- с муниципальным театром «Лукоморье»
И в течение всего года, включая летний период, идет интенсивная работа.
Сотрудники библиотеки совместно с воспитателями ДОУ проводят литературные праздники, тематические встречи, которые организуются то в форме квеста, то викторины, то юбилея книги. Наши воспитанники ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Читаем детям о войне», участвуют в акциях, приуроченных к Всемирному дню чтения, приняли участие в Межрегиональной акции «Книжка на ладошке». В рамках Международного дня чтения наш детский сад сотрудничает с издательством «Розовый жираф», что отмечено дипломом издательства. Регулярно организуются экскурсии воспитанников сада в музей народного быта, созданный в библиотеке, а также на тематические выставки, приуроченные к памятным датам. Организуем встречи с писателями. Особенно запомнилась встреча с самарским писателем - заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Союза писателей России Василием Васильевичем Семеновым. Это направление работы очень заинтересовало воспитателей и они стали участвовать в различных литературных дистанционных конкурсах. В итоге Маша Кр. – победитель (II место) Детского Международного литературного конкурса «Сказка в новогоднюю ночь» и ее сказка напечатана в сборнике «Новогодняя сказка». В этом же конкурсе участвовали и другие наши воспитанники и их сказки также включены в сборник.
С музыкальной школой нас связывают давние дружеские взаимоотношения. Ученики музыкальной школы и воспитанники нашего ДОУ проводят совместные концерты, организуют взаимные экскурсии к друг другу. И, как правило, каждый год 6-7 наших выпускников поступают учиться в музыкальную школу и мы вновь и вновь встречаем их на совместных концертах.
Совместная деятельность с филармонией очень перекликается с нашей дружбой с музыкальной школой. На творческих встречах артисты филармонии знакомят наших малышей с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель, флейта, гитара и др.), с составом оркестра, играют несложные музыкальные пьесы. Проводили тематические встречи, посвященные творчеству П.И. Чайковского, К.И. Чуковского. Этих встреч наши воспитанники ждут с особым волнением и трепетом.
Начиная с 2014-15 учебного года, заключен долгосрочный договор на 3 года с музейно-образовательным центром «Школа-Музей-Культура» о совместной работе по художественно-эстетическому воспитанию детей, начиная со средней группы. Искусствовед из музея «Радуга» вместе с музыкальным руководителем проводит цикл интерактивных экскурсий для детей, знакомя их с мировой художественной культурой. Иногда эти встречи приурочены к какому-либо событию. Так в Пушкинский день России мы проводили выставку-экскурсию по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Или встречу посвящаем творчеству самарских художников и дети знакомятся с пейзажами И. Комиссарова, В. Пурыгина, Н. Ельцова. Полностью реализован тематический цикл по временам года, где дети знакомились с русскими пейзажистами и малыми голландцами.
И второе, не менее полноводное русло нашей деятельности посвящено «возможности самому создавать красоту в мире». Для этого в каждой группе организована работа творческой мастерской на бесплатной основе:
№ | Название творческой мастерской | Возраст | Направление работы | Руководитель кружка | Количество детей |
1. | «Забавный пластилин» | 5-6 лет | Пластилинография | Воспитатель Ильина Е.С. | 12 человек |
2. | «Золотые ручки» | 4-5 лет | Тестопластика | Воспитатель Меладзе О.В. | 15 человек |
3. | «Разноцветный мир» | 5-6 лет | Художественное творчество | Воспитатель Овчинникова О.В. | 10 человек |
4. | «Чудеса из бумаги» | 6-7 лет | Квилинг | Воспитатель Туркина А.В. | 12 человек |
5. | «Красота в незаметном» | 6-7 лет | Поделки из бросового материала | Воспитатель Безродных А.И. | 12 человек |
6. | «Оригами» | 6-7 лет | Оригами | Воспитатель Константинова Л.И. | 10 человек |
7. | «Колокольчик» | 5-6 лет | Вокал | Музыкальный руководитель Екимова А.В. | 8 человек |
Всего в творческих мастерских художественно-эстетической направленности занимается 79 человек, что составляет 57.2% воспитанников ДОУ.
В них под руководством воспитателей и музыкального руководителя дети учатся своими руками создавать красоту, учатся осознанному отношению к окружающему миру. Они уже начинают смотреть на мир взглядом творца, им хочется видеть вокруг себя не только комфортную, но и красивую, эстетично оформленную обстановку. И они уже претворяют свои планы в жизнь. Так макет Миланы В. «Будущее моего микрорайона» взял второй приз на районном этапе городского конкурса детского изобразительного творчества «Мир глазами ребенка».
Деятельность наших педагогов и воспитанников увенчана многочисленными лаврами - это победы на многочисленных конкурсах. Перечислять все не буду, назову только нашу воспитанницу Вику Д., завоевавшую I место в Российской Федерации во Всероссийском конкурсе детского рисунка и прикладного творчества «Отдыхаем и творим», за что ее педагог Семочкина Э.Ю. удостоена Золотого Сертификата Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ». Дашу Стр., завоевавшую I место в Российской Федерации в Российском конкурсе рисунков «Любимые мультяшки» и Артема М., получившего в этом же конкурсе III место. Наши воспитанники регулярно участвуют в творческих конкурсах Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ», занимают призовые места, и воспитатель Авраменко В.А. отмечена Бронзовым сертификатом Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».
По итогам работы в художественно-эстетическом направлении МБДОУ «Детский сад № 131» городского округа Самара удостоен Бронзового сертификата Системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».
Нашей гордостью являются и наши педагоги – воспитатель высшей категории Меладзе О.В. заняла I место на II открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области в номинации «Лучшее занятие художественно-эстетического цикла» в 2011-2012 уч. году, а в 2013-14 учебном году воспитатель МБДОУ № 131 Меладзе О.В. и музыкальный руководитель Екимова А.В. выступали на IV открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области в номинации «Лучшее занятие художественно-эстетического цикла» и стали его лауреатами.
Музыкальный руководитель Екимова А.В. также участвовала в районном конкурсе профессионального мастерства «Музыкальная палитра» в 2013-14 учебном году и стала его лауреатом, а в 2014-2015 учебном году победила на районном конкурсе «Лучшая методическая разработка - 2015».
Музыкальным руководителем Екимовой А.В. и старшим воспитателем Зябловой Е.Г. разработан цикл музыкально-познавательных мероприятий, каждое из которых посвящено культуре одного из европейских народов и рассчитано на детей старшей и подготовительной группы. В рамках предложенного цикла идет знакомство с культурами пяти стран. Подготовка к каждому мероприятию проводится совместно с воспитателями, психологом и старшим воспитателем. В течение месяца идет глубокое погружение в народную культуру изучаемой страны (Италия, Франция, Германия). Подбираются музыкальные произведения для прослушивания, разучиваются с детьми народные песни, ставятся танцы.
Педагоги помогли составить библиотечку сказок народов мира. Воспитатели знакомят детей с народными сказками, как правило, во второй половине дня во время совместной деятельности и сопровождают чтение рассматриванием иллюстраций к сказкам.
К подбору художественной литературы, иллюстраций, кукол, игр привлекаются родители воспитанников.
Также к данному циклу подобран богатый иллюстративный материал, включающий в себя репродукции картин великих художников, ландшафтные виды европейских стран, городские пейзажи стран Италии, Франции, Германии, Греции, Польши. Весь материал существует как в электронном, так и в альбомном виде. И дети рассматривают альбомы живописи, музыкальные занятия сопровождаются показом презентации, где представлены шедевры живописи.
В конце месяца мы проводим музыкально-познавательное мероприятие, посвященное культуре изучаемой страны, где дети демонстрируют свои знания французской, или итальянской, или немецкой культуры.
Подготовлены и проведены музыкально-познавательные мероприятия «Ах, карнавал, карнавал…», «Весенний бал в Париже», идет подготовка к рождественскому празднику «Сказки Гофмана».
Данная методическая разработка была представлена музыкальным руководителем Екимовой А.В. на городском методическом марафоне «Развитие детей раннего и дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности» в сентябре 2015 года и на V Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания».
Мы надеемся, что разработанный цикл со временем вырастет в программу по МХК для дошкольных образовательных организаций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
Цель: приобщение дошкольников к богатству мировой художественной культуры, эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Задачи: - создание условий для формирования духовной составляющей личности ребенка - развивать и обогащать музыкально - интеллектуальный кругозор детей; - воспитывать интерес к различным культурам мира; -- познакомить детей с поэтическим и музыкальным фольклором; - создать атмосферу уважения и интереса к культуре другого народа; - создать нравственные основы его отношения к окружающему миру; - воспитывать сознание «человека мира», чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле.
Социальное партнерство МБДОУ «Детского сада № 131» г.о. Самара МБДОУ «Детский сад № 131» г.о. Самара Детская библиотека № 1 г.о. Самара музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» МБОУ ДО музыкальная школа № 4 Самарская государственная филармония муниципальный театр «Лукоморье»
Сотрудничество с библиотекой
Дружба с музыкальной школой
Совместная деятельность с филармонией
«Школа-Музей-Культура»
Наша деятельность № Название творческой мастерской Возраст Направление работы Руководитель 1 «Забавный пластилин» 5-6 лет Пластилинография Воспитатель Ильина Е.С. 2 «Золотые ручки» 4-5 лет Тестопластика Воспитатель Меладзе О.В. 3 «Разноцветный мир» 5-6 лет Художественное творчество Воспитатель Овчинникова О.В. 4 «Чудеса из бумаги» 6-7 лет Квилинг Воспитатель Туркина А.В. 5 «Оригами» 6-7 лет Оригами Воспитатель Константинова Л.И. 6 «Колокольчик» 5-6 лет Вокал Музыкальный руководитель Екимова А.В.
«Забавный пластилин»
«Золотые ручки»
«Чудеса из бумаги»
Творческая мастерская для родителей
Наши достижения
Наша гордость
Наша гордость
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...
консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».
Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....