Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей
через театрализованную деятельность
Потребность в творческой деятельности, так же как и творческий потенциал есть у каждого ребенка, и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творческую деятельность, Лев Семенович Выготский, определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое…
Одним из самых распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Через театрализованную деятельность ребенок проявляет свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Добавляя музыкальный элемент театрализации, расширяются развивающие и воспитательные возможности театра, усиливается эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребенка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Театрализованная деятельность в совокупности с музыкой, становится ярче, выразительнее и эмоциональнее.
Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность.
Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Из опыта работы
Группа, в которой я работаю, разновозрастная, поэтому организация театрализованной деятельности имеет свои особенности. Дети у нас условно делятся на две возрастные категории: 2-4 и 5-7 года жизни. Для каждой возрастной подгруппы я использую индивидуальные формы работы. С детьми младшего возраста использую только театрализованную деятельность, с детьми старшего возраста музыкально – театрализованную.
В своей деятельности я выбрала несколько направлений:
- Игра – драматизация
- Театр БИБАБО
- Музыкально - театрализованные постановки
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в группе. Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также имеется масочный театр «Репка», «Колобок «Курочка Ряба».
Оформила книжный уголок, где поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях.
В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.
К примеру я переделала знакомую всем игру «ДЕНЬ-НОЧЬ» Когда даётся команда «день» включается веселая музыка и дети бегают по залу. При команде «ночь» предлагается изобразить мышонка, лягушку червячка и т.д.
На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы.
Итак, первое направление это - игра – драматизация - это одна из видов театрализованной деятельности, которые я часто применяю в своей практике. Игры - драматизации включают в себя инсценирование, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.
В данной форме театрализованной деятельности ребенок - артист самостоятельно создает образ с помощью таких средств выразительности как интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном (правила, требования), а служит канвой (образцом), в пределах которой развивается импровизация.
Каждый день, детям младшего возраста читая произведения из разных жанров, стараюсь голосом и мимикой передать характер героев, их образ, что способствует формированию у них интереса к играм-драматизациям.
Вместе с ребятами мы обыгрываем сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет!
Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагаю им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия.
Второе направление в театральной деятельности, которое я использую это ТЕАТР БИБАБО или театр Петрушки
Дети очень любят с ними играть. Однако для них эти куклы сложны в управлении. Связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Поэтому они чаще являются зрителями чем актерами. Спектакли для них готовим мы - воспитатели. Обязательно после спектаклей разрешаем им поиграть в них.
Детям очень нравиться манипулировать куклой, показывая, как она умеет танцевать, прыгать, сидеть, бегать и вертеться.
Они с удовольствием изображают как кукла плачет, смеется и т.д.
СЛАЙД 10, 11 - ВИДЕО
Третье направление музыкально - театрализованные постановки.
Музыкально-театрализованные постановки– это произведение театрального искусства, то есть мини-спектакли на основе музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название.
При работе с детьми старшего возраста в театральную деятельность я включаю музыкальный компонент. Дети поют в спектаклях, танцуют. Мною разработаны несколько музыкально – театрализованных постановок, которые я активно использую в своей работе.
Работа с родителями
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.
Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: изготавливали шапочки животных , шили костюмы для девочек-цыганок для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей
Заключение
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
Овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Через театрализованную игру воспитанники освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
Активизировался словарь, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....
Использование эвритмии для развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
Практический опят, проведённый в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определёнными неиспользованными резервами в повышении системы эффективности систем...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...
Развитие творческих способностей детей через музыкально – театрализованную деятельность
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, ...