Проект "Я изучаю эмоции".
проект (старшая группа) на тему
Проект "Я изучаю эмоции" был реализован в старшей группе ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsii.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Я изучаю эмоции».
Пояснительная записка
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу». Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Взрослые часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Я считаю, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М.Бреслав, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).
Отечественные исследователи (И.В.Алехина, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева, Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера, должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.
Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
-развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
-формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.);
-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
При проведении обследования использовались следующие методики:
для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка;
для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;
при помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения - агрессивность и тревожность ребенка (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).
Категория проекта: долгосрочный.
Период реализации проекта: сентябрь 2012г. - декабрь 2012 г.
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня тревожности, агрессивности у детей;
- развитие у детей эмпатии, воображения, творческих способностей ;
- приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
План занятий педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников
Дата проведения | Тема | Цель | Содержание |
Январь 2012 | Диагностика | Исследование уровня тревожности, агрессивности старших дошкольников. | 1.Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, 2. Рисуночная методика «Кактус»; 3.Анкетирование родителей (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко). |
30.01.12 | Занятие 1. «Радость» | -знакомство детей с эмоцией «радость» и ее графическим изображением; - формирование положительных эмоций; -расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1.Приветствие «Клубочек» 2. «Страна Радости» 3. «Зеркало» 4. «Я радуюсь, когда…» 5. Этюд «Хорошее настроение» 6. Рисунок «Веселые дети» 7. Рефлексия 8.Прощание «Мы попрыгаем…» |
3.02.12 | Занятие 2. «Грусть» | -знакомство с эмоцией «Грусть» и ее графическим изображением; -формирование умения выражать свои эмоции; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1.Приветствие «Спой свое имя» 2. «Страна Грусти» 3. «Я грущу, когда…» 4. «Покажи эмоцию» 5. Этюд «Золушка» 6. Рисунок «Радость - грусть» 7.Рефлексия 8.Прощание «Подари улыбку» |
6.02.12 | Занятие 3. «Удивление» | -знакомство с эмоцией «Удивление» и ее графическим изображением; -снятие психофизического напряжения; -развитие воображения | 1. Приветствие «Паровозик» 2. «Страна Удивления» 3.Психогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивление» 4.Этюд «Живая шляпа» 5. «Оживи кружочки» 6.Рефлексия 7.Прощание «Доброе животное» |
10.02.12 | Занятие 4. «Страх» | -знакомство с эмоцией «Страх» и ее графическим изображением; -способствовать ослаблению тревожных состояний и страхов; -знакомство со способами избавления от страха; -развитие воображения, эмпатии. | 1.Приветствие «Я рад(а) тебя видеть» 2. «Страна Страха» 3. «Страх – это…» 4. Этюд «Маленький гномик и Баба - Яга» 5. «Книга страхов» 6. Рефлексия 7.Прощание «Подарки» |
13.02.12 | Занятие 5. «Злость» | -знакомство с эмоцией «Злость» и ее графическим изображением; -способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами; -снижение психофизического напряжения | 1.Привествие «Добрый день» 2. «Страна Злости» 3. «Шкала Злости» 4. Этюд «Сердитый дедушка» 5. «Прогони злость» 6.Рефлексия 7. Прощание «солнечные лучики |
17.02.12 | Занятие 6. «Отвращение» | -знакомство с эмоцией «Отвращение» и ее графическим изображением; -закрепление умения выражать свои чувства в словесной форме; -развитие навыков общения. | 1.Приветствие «Меня зовут…» 2. «Страна Отвращение» 3. «Зеркало» 4.Этюд «Соленый чай» 5. «Нарисуй эмоцию» 6.Рефлексия. 7.Прощание «Доброе животное». |
20.02.12 | Занятие 7. «Вина» | -знакомство с эмоцией «Вина» и ее графическим изображением; -формирование умения изображать эту эмоцию при помощи мимики, позы, жестов; -формирование умения адекватного сопоставления поступка и эмоции. | 1.Привествие «Играют маленькие волны» 2. «Страна Вина» 3. «Я чувствую себя виноватым, когда…» 4. «Разные эмоции» 5.Этюд «Косточка» 6.Рефлексия 7.Прощание «Мы попрыгаем немножко…» |
24.02.12 | Занятие 8. «Зависть» | -знакомство с эмоцией «Зависть» и ее графическим изображением; -формирование умения изображать эту эмоцию при помощи мимики, позы, жестов; -формирование умения адекватного сопоставления поступка и эмоции | 1.Приветсиве «Спой свое имя» 2.Страна «Зависть» 3.Этюд «Завистливый зайчонок» 4. «Покажи эмоцию» 5. «Нарисуй эмоцию» 6.Рефлексия 7.Прощание «Доброе животное» |
27.02.12 | Занятие 9. «Страна эмоций» | -закрепление полученных знаний об эмоциях; -развитие умения понимать свои чувства; -развитие воображение, речи | 1.Приветсвие «Паровозик» 2. «Покажи эмоцию» 3. «Я чувствую» 4. «Зеркало» 5. «Нарисуй эмоцию» 6.Рефлексия 7.Прощание «Подари улыбку» |
2.03.12 | Занятие 10. «У нас хорошее настроение» | -закрепление умения выражать эмоцию «радость»; -создание доброжелательной атмосферы в группе. | 1.Приветствие «Добрый день» 2. «Назови эмоцию» 3. «Что такое радость» 4. «Как мы радуемся» 5. «Отгадай подарок» 6. Рефлексия 7.Прощание «Подарки» |
5.03.12 | Занятие 11. «Мы не грустим» | -закрепление умения выражать эмоцию «грусть»; -обратить внимание детей на то, что с помощь слова можно изменить настроение человека; -развитие умения детей сравнивать эмоции; -развитие эмпатии. | 1.Приветствие «Паровозик» 2. «Назови по-другому» 3. «Сравни лицо» 4. «Грустный заяц» 5. Этюд «Кролик и Еж» 6. Рефлексия 7.Прощание «Мы попрыгаем…» |
9.03.12 | Занятие 12. «Удивись тому, что рядом» | -закрепление умения выражать эмоцию «удивление», -развитие воображения. | 1.Приветствие «Клубочек» 2. «Угадай эмоцию» 3. «Удивительные истории» 4. Этюд «Рыбаки» 5.Рефлексия 6.Прощание «Доброе животное» |
12.03.12 | Занятие 13. «Победим страх» | -закрепление умения выражать эмоцию «страх»; -коррекция боязни темноты. | 1.Приветсвие «Я рад (а) тебя видеть» 2. «Назови по-другому» 3. «Покажи эмоцию» 4. Этюд «Пчелка в темноте» 5.Рефлексия 6.Прощание «Подарки» |
16.03.12 | Занятие 14. «Злючки - колючки» | -закрепление умения выражать эмоцию «злость»; -формировать умение детей выражать злость, гнев социально приемлемыми способами. | 1.Приветсивие «Клубочек» 2. «Назови по-другому» 3. «Сравни эмоции» 4. «Коврик злости» 5. Рисунок «Цвет злости» 6.Рефлексия 7.Прощание «Доброе животное» |
19.03.12 | Занятие 15. «Ты не виноват» | -закрепление умения выражать эмоцию «вина-стыд»; -формировать умение адекватно сопоставлять поступки и эмоции | 1.Приветствие «Спой свое имя» 2. «Ты не виноват» 3. Рефлексия 4.Прощание «Мы попрыгаем немножко» |
23.03.12 | Занятие 16. «Зависть – не всегда плохо» | -закрепление умения выражать эмоцию «зависть»; -закрепление умения детей сравнивать эмоции на фотографиях и на картинке; -формировать умение детей адекватно сопоставлять поступок и эмоцию. | 1.Приветсиве «Паровозик» 2. «Угадай эмоцию по позе» 3. «Найди пару» 4. «Зависть – не всегда плохо» 5. Этюд «Трудолюбивый Ежик» 6.Рефлексия 7.Прощание. |
26.03.12 | Занятие 17. «Мы «слушаем» настроение» | -закрепление умения детей определять эмоции по услышанной музыке; -развитие воображения. | 1.Приветсвие 2. «Отгадай эмоцию» 3. «Нарисуй эмоцию» 4.Рефлексия 5.Прощание |
30.03.12 | Занятие 18. «Давай поговорим» | -формирование у детей умение слушать друг друга и окружающих людей; -развитие у детей невербальных навыков общения;. -формировать умение понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, мимике | 1.Приветсивие 2. «Что бы произошло» 3. «Иностранец» 4. Этюд «Рыбки в пруду» 5. Этюд «Подари подарок» 6. «Без слов» 7.Рефлексия 8.Прощание |
2.04.12 | Занятие 19. «Мы в детском саду» | -формирование умения общаться со сверстниками; -способствовать сплочению детского коллектива. | 1.Приветсвие 2. «Мое настроение» 3. «Про Обидку и Грустинку» 4. «Мы играем вместе» 5. «Невидимая нить» 6. Рефлексия 7.Прощание |
6.04.12 | Занятие 20. «Я дома» | -формирование у детей навыков ответственности, способности чувствовать и понимать другого человека | 1.Приветсвие 2. «Любочка» 3. «Я помогаю» 4. Этюд «Страх за занавеской» 5.Рисунок «Самая добрая и любимая» 6.Рефлексия 7.Прощание |
9.04.12 | Занятие 21. «Я в общественных местах» | -формирование у детей навыков ответственности, способности чувствовать и понимать другого человека | 1.Приветсвие 2.Этюд «Могло бы и не быть» 3.Рефлексия 4.Прощание |
13.04.12 | Занятие 22. «Мои друзья» | -формирование у детей позитивных способов общения со взрослыми. | 1.Приветсвие 2.Этюд «Рыжик» 3. «Обезьянки» 4. Рисунок «Мой друг» 5.Рефлексия 6.Прощание |
Апрель | Диагностика | Исследование уровня тревожности, агрессивности старших дошкольников. | 1.Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, 2. Рисуночная методика «Кактус»; 3.Анкетирование родителей (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко). |
Динамику проделанной работы можно проследить на графиках
Уровень агрессивности
Уровень тревожности
Список используемой литературы
1.Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.
2.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
3.Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
4.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. - М.:Педагогика, 2003. - 512 с.
5.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. С.336.
6.Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.
7.Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
8.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
9.Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 272 с.
10.Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. Перевед. с английского. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
11.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощёкова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. - 299 с. С.34-87.
12.Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н.Пожарская. - Ростов-на-Дону: РГУ УНИИ, 2002. - 146 с. С.72-96.
13.Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
14.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.
15.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с.
16.Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. - 431 с.
17.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
18.Схемы и таблицы по психологии и педагогике / Сост.: И.Н.Афонина, Л.С.Барсукова, Т.Н.Соколова. - М.: Владос, 2010. - 130 с.
19.Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.
20.Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. - М.: РОСМЭН, 2007. - 141 с.
21.Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
22.Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. - C.115-124.
23.Шалимова Г.А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А.Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с. С.36-42.
24.Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. - Самара: Универс-групп, 2007. - 204 с. С.94-106
25.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках проекта "Краски эмоций" "Идентификация эмоций по фотографиям и рисункам" в старшей группе № 3 "Почемучки" ДО 2. Провела: Азизова С.Г. 12.10.2018.
quot;Краски эмоций"....
В рамках проекта "Краски эмоций" "Восприятие и понимание эмоций" в старшей группе №3 "Почемучки" 02.11.2018. Провела: Азизова С.Г.
quot;Восприятие и понимание эмоций"...
В рамках проекта "Краски эмоций" "Восприятие и понимание эмоций" "Презрение", в старшей группе №3 "Почемучки" 09.11.2018. Провела: Азизова С.Г.
quot;Презрение"....
В рамках проекта "Краски эмоций" "Идентификация эмоций по мимическим признакам". Провела: Азизова С.Г. 23.11.2018.
Старшая группа№3 "Почемучки"....
ИГРА-КОНСТРУКТОР из фетра "Изучаем эмоции"
ИГРА-КОНСТРУКТОР из фетра "Изучаем эмоции" Благодаря фетровым элементам можно придумывать с ребенком много веселых и интересных образов. Игра научит дошкольни...
Занятие психолога в подготовительной группе: «Изучаем эмоции-стыд»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22716673","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
ИЗУЧАЕМ ЭМОЦИИ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26770786","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...