«Проблема взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
статья на тему

О взаимодействии ДОУ с родителями воспитанников: актуальность проблемы, принципы, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.a._pantyuhina.doc31.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Мы понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС ДО – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

  • первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
  • максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
  • длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Мы стремимся к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Основные задачи взаимодействия ДОУ с родителями:

  • повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
  • содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах детской деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
  • обеспечение информационно-просветительской поддержки в целях повышения уровня компетентности родителей.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач в работе с воспитателями:

  • оказание методической помощи воспитателям в общении с родителями;
  • создание условий для открытости дошкольного учреждения;
  • определение функций работы ДОУ с семьей;
  • выбор форм и методов взаимодействия с родителями.

Целенаправленная  методическая работа по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей состояла из нескольких направлений:

  • Нормативно-правовая база – изучение документов, выдержек из документов, определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи, документов о правах ребенка.
  • Содержание и особенности семейного воспитания – материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.
  • Изучение семей и семейного воспитания – анкеты, тесты, опросные листы, беседы и др.
  • Повышение педагогической культуры родителей – материалы помогающие подготовиться к общению с родителями.
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей – методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей.
  • Наглядные материалы – иллюстративный, подборка литературы.

Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состояла из следующих блоков:

  • диагностики, которая позволила изучить опыт работы педагогов, выявить особенности воспитания ребенка в семье и работы воспитателя с семьей;
  • составления плана работы с семьями, учитывая социальное положение, образовательный уровень родителей их проблемы и запросы;
  • педагогического консультирования, состоящего из трех пунктов: мотивационный, направленный на осознание воспитателем собственных ошибок и трудностей; когнитивный, включающий в себя формирование у педагогов системы знаний о семье; практический, направленный на овладение практическими умениями и навыками;
  • контроля – завершающего этапа, который проводится как повторное анкетирование педагогов и родителей и выявляет положительную динамику.

Принципы работы с семьей

Принцип гуманизма. В основе этого принципа лежит идея способности человека и общества изменяться, развиваться.  Семья, так же как и ребенок, структура динамичная,  подвижная, она развивается  и меняется под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта. Понимание педагогом возможности изменения в лучшую сторону помогает самой семье измениться.

Принцип объективности. Объективность опирается на изучение закономерностей развития семьи в историческом процессе  с учетом этнокультурных факторов, возраста самой семьи, ее педагогического опыта и т.п.  

Принцип системности. Поскольку семья - органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, все ее элементы взаимосвязаны между собой. Воздействие на какой-либо элемент вызывает эффект в системе в целом. Принцип системности  понимается нами также и в деятельном аспекте, а именно,  работа с семьей должна носить не эпизодический характер, а  длительный с учетом взаимодействия всех социальных институтов, работающих с членами семьи.

Принцип толерантности. Заключается в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения по отношению к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от “нормы”. Недопустима назидательность и высокомерие в отношении клиентов.  Девиз  “они не плохие, а просто другие” позволяет увидеть позитив в жизнедеятельности семьи и помочь  в решении ее  проблем.

Принцип позитивного образа семьи. В его основе  лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности. Все больше людей и в России и в мире в целом понимают, что семья не просто наиболее устойчивая структура, сохраняющая традиции, культуру и т.д., но и то, что родители, благодаря эмоциональной насыщенности внутрисемейных отношений, в большей степени, чем общество воздействуют на чувства и душевные качества человека, тем самым, оказывая влияние на  развитие общества будущего.

Принцип равной ответственности. Многие десятилетия государство брало на себя воспитательные функции семьи. Сейчас пытается вернуть эту функцию семье. Важно определить меру ответственности каждого субъекта: родителя и доу.

Формы работы

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Наши педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Активно используем как  традиционные, так и инновационные формы и методы работы ДОУ и семьи:

  • презентация образовательной деятельности ДОУ;
  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
  • информационные буклеты;        
  • организация Дней открытых дверей;
  • совместное проведение досугов;
  • групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
  • «День Портфолио» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
  • тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы»;
  • вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек);
  • оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «….»;
  • театрализованные представления для детей с участием родителей

     Мы  приветствуем  любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

  • Информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в детском саду на информационных стендах в фойе ДОУ.
  • Приглашаем к обсуждению той или иной ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанника.
  • Предлагаем творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
  • Призываем к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.        

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является общее родительское собрание. Хочу сказать о том, что мы стараемся отходить от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления переходим к дискуссии, в качестве примеров используем моменты из жизни группы, включаем инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаем практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. Обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Объясняем значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира.

Знакомим родителей с лексическими темами. Они имеют возможность предложить свои идеи по темам недели, принести материалы или книги.

Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей”. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

Приветствуем желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для творческого общения использеуем такую форму работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «….», «…..» и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе работы взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Огромное значение придаем виду сотрудничества - праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателям, заведующей или специалистам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ.

Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Воспитатель является носителем навыков использования информационно – коммуникативных технологий, консультантом родителей в повседневной деятельности.

Родители воспитанников ДОУ получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь с детским садом через информационно – коммуникативные технологии.

Информационно – коммуникативная служба детского сада:

1.  сайт детского сада;

2.   тематические презентации

В заключение необходимо отметить, что взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
  •  учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
  • возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
  • укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
  • возможность реализации основной  образовательной программы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников: достижения, проблемы, перспективы.

Детский сад является той  ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в органи...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Проблемы и перспективы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, а также традиционные формы работы с родителями....

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников: достижения, проблемы, перспективы»

Семья и детский сад – единое образовательное пространство.Виды и формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями....

«Взаимодействие педагогов" с семьями воспитанников: достижения, проблемы и перспективы»

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста...