Статья из опыта работы «Воспитание сказкой».
статья на тему

Тарасова Татьяна Александровна

Роль сказок в воспитании детей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon воспитание сказкой43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание сказкой».

Сумина Тамара Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Орла
воспитатель

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с  окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В решении задач нравственного воспитания мне помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Например, после слушания сказок “Колобок”, “Козлятки и волк”, “Петух и лиса” можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как “козлятушки - ребятушки”, “петушок-золотой гребешок”, “коза-дереза” и др.

В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А.Пушкин “Сказка о царе Салтане… ”; П.Бажов “Серебряное копытце” и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети  знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка и др.), можно перейти к сочинению сказок. Рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки – сказители, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста я учу детей слушать, воспринимать и понимать сказку. При использовании сказки я опираюсь на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.

В мире огромное множество сказок и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.

Многие ученые - сказковеды пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций. Но я пользуюсь традиционной классификацией, которая предполагает три крупных разряда:

сказки о животных;

бытовые сказки;

волшебные сказки.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Их можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают мне показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Бытовые сказки наиболее близки к повседневной жизни и даже не обязательно включают в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подаётся в ней открыто, чётко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Постоянными героями бытовых сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростыми» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость - восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком - поощряется («Бобовое зернышко»).

Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Таким образом, приобщение ребёнка к сказкам начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Сказки являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....

статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...

Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"

В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,  достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...