Консультация для родителей "Организация детской познавательной деятельности"
консультация (средняя группа) на тему

Алексеева Валентина Васильевна

Консультация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozvata.interes.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №60»

Консультация  для детей на тему :

« Организация детской познавательной деятельности ».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной   категории

Алексеева Валентина   Васильевна

                                               

г. Нижнекамск

         Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на  развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела. Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

1. эмоциональное отношение к делу;

2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

· роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

· пример отца и матери, старших братьев и сестер;

· их отношение к делу;

· совместная деятельность;

· беседы о роли знаний;

· игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);

· использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте)

· конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

· походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

· экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес…

· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

· друзья, товарищи (соревнования с товарищем по  группе; с самим собой);

· положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности дошкольника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности.

   Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей о каком либо  явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты, Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

    В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"

Организация детской познавательной деятельности в условиях лета Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, эксперименто...

Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...

Консультация «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает...

Консультация для родителей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период».

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Методическая разработка в форме консультации для педагогов по созданию условий  для проявления  познавательной активности дошкольников  в летний период....

Консультации для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, вн...