Взаимодействие ДОУ с родителями
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую  защищенность. Здесь  он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой.  Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:

- развитие интересов ребенка;

- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

- формирование семейных отношений;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

- создать атмосферу взаимопонимания,

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

- развивать и воспитывать детей,

- использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

 

1.      Доброжелательный стиль педагога с родителями,

2.      Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,

3.      Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4.      Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье  и детском коллективе,

5.      Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности  и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ  с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

o        Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;

o        Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o        Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

 Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные  формы:

1.                  Информационно – аналитический  направлены на  выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

2.                  Наглядно -  информационный  – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно - ознакомительная;

Б) информационно - просветительская;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением ,  педагогами.  Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести :

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу. Информационные  стенды – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей  в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3.                  Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции -  повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4.                  Досуговые - это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми. Родители становятся более  открытые для общения .  Сюда можно отнести  праздники, утренники,  совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах . Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга . Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.  Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических  проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

 

 

 

Список литературы

1.                  Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.

2.                  Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г.А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С.88 – 94

3.                  Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4.                  Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.

5.                  Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_roditelyami.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую  защищенность. Здесь  он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой.  Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:

- развитие интересов ребенка;

- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

- формирование семейных отношений;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

- создать атмосферу взаимопонимания,

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

- развивать и воспитывать детей,

- использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

  1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,
  2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,
  3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
  4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье  и детском коллективе,
  5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности  и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ  с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

  • Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;
  • Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
  • Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

 Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные  формы:

  1. Информационно – аналитический  направлены на  выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.
  2. Наглядно -  информационный  – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно - ознакомительная;

Б) информационно - просветительская;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением ,  педагогами.  Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести :

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу. Информационные  стенды – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей  в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

  1. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции -  повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

  1. Досуговые - это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми. Родители становятся более  открытые для общения .  Сюда можно отнести  праздники, утренники,  совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах . Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга . Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.  Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических  проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Список литературы

  1. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г.А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С.88 – 94
  3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
  5. Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...

Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...