Опыт работы
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств.
Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.
Что же такое «социализация»?
«Социализация» это - процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
— это формирование гуманистических чувств и отношений.
— это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.
— это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО:
• насыщенности среды;
• вариативности;
• доступности;
• безопасности.
Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр:
- «Дом, семья».
- «Игры с транспортом».
- «Больница».
- «Магазин».
- «Игры с животными».
- «Мастерская».
- «Парикмахерская».
Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.
Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В группе находятся:
• макет перекрёстка;
• набор дорожных знаков, макет светофора;
• атрибуты инспектора ДПС;
• набор транспортных средств;
• иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
• плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
• папки-передвижки;
• дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.
Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.
Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную, грамматически правильную речь.
Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.
Всю свою работу я строю на следующих принципах:
• научности;
• доступности;
• системности;
В своей работе я использую следующие формы деятельности:
• совместная (партнерская) деятельность;
• образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
• организованная образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность подразумевает:
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности.
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
4. Открытый временной конец занятия.
Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю:
1. В утренние и вечерние часы.
2. На прогулке.
Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
1. Подвижные игры с правилами.
2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровье сберегающие мероприятия.
3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.
4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
5. Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.
6. Беседы, ситуативные разговоры.
7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.
Самостоятельная деятельность детей
как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.
В своей работе я использую все виды деятельности.
Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников, дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие, коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка.
Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие, формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.
Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.
Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.
В своей работе применяю следующие методы:
• наглядные;
• практические;
• словесные;
• метод сравнивания;
• метод моделирования ситуации;
• метод повторения.
Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.
Цель взаимодействия с семьёй:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
• установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются:
• родительские собрания;
• индивидуальные консультации;
• размещение материала на стенде для родителей;
• тренинги.
Совместные мероприятия родителей и детей:
• праздники;
• семейные конкурсы;
• просмотры фильмов, мультфильмов;
• концерты;
• оформление групп;
• соревнования;
• благоустройство группы и территории.
В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети:
• овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;
• положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.
• способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.
• активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;
• адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;
• способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам;
• могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;
• способны к принятию собственных решений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...