Детская тревожность - как можно ее побороть
статья по теме
Детская тревожность – как можно ее побороть
Тревожность – это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию и предвидение сценариев определённых событий и т.д.).
Тревожные дети, обычно болезненно реагируют на какие либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тревожный ребёнок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт от окружающих ничего хорошего.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аут агрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одарённость и даже выраженные таланты блокируются комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми.
Причины возникновения тревожности:
· В дошкольном и младшем школьном возрасте тревожность вызывается нарушением отношений с близкими взрослыми. У младших школьников значимым взрослым помимо родителей может оказаться и учитель.
· К подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным образованием. Если в более раннем возрасте тревожность связана с определёнными внешними ситуациями и отношениями, то в подростковом возрасте всё усложняется: появление тревожности обусловливается восприятием самого себя. Возникают сложности с адекватной оценкой себя и собственных успехов и неудач, следовательно, это подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность.
· Также повышение тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием тревожного характера, основным проявлением которой являются тревожно-мнительные черты. Это может быть обусловлено наследственностью. У человека с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Присутствует недостаток уверенности в себе, а из-за этого человек нередко отказывается от выполнения какой-либо деятельности, которая кажется ему трудной. Часто занижена оценка полученных результатов, затруднено принятие решений, так как присутствует страх негативного результата, имеются трудности в общении.
Чаще всего тревожность проявляется тогда, когда ребёнок находится в ситуации внутреннего конфликта. Конфликт может быть вызван:
· требованиями родителей, неадекватными возможностям ребёнка;
· повышенной тревожностью самих родителей;
· непоследовательностью родителей в воспитании ребёнка;
· предъявлением ребёнку противоречивых требований;
· чрезмерной эмоциональностью обоих или одного родителей;
· тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
· авторитарным стилем воспитания в семье;
· стремлением родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Признаки детской тревожности:
1.Постоянное беспокойство
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
3.Мышечное напряжение
4.Раздражительность
5.Нарушения сна
6.Страх разлуки
7.Проявления соматических заболеваний
Помощь тревожному ребенку
Чтобы помочь тревожному ребенку родителям, прежде всего, нужно обратить внимание на три вещи:
1. Повышение самооценки ребенка
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением
3. Обучение ребенка расслаблению.
Однако прежде чем заниматься избавлением ребенка от тревожности, родителям также необходимо проанализировать свое поведение и поменять его, если присутствуют признаки тревожности. Родителям необходимо проанализировать свое поведение, отношение к жизни. Нужно быть позитивнее, добрее, избавляться от плохих мыслей, и ни в коем случае не проецировать их на ребенка, относиться к себе с уважением и главное создавать в вокруг себя атмосферу любви и понимания.
В качестве одного из средств избавления от детской тревожности можно прибегнуть к следующим упражнениям-играм.
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_trevozhnost_prichiny_metody_resheniya_problemy.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская тревожность – как можно ее побороть
Тревожность – это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию и предвидение сценариев определённых событий и т.д.).
Тревожные дети, обычно болезненно реагируют на какие либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тревожный ребёнок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт от окружающих ничего хорошего.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аут агрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одарённость и даже выраженные таланты блокируются комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми.
Причины возникновения тревожности:
- В дошкольном и младшем школьном возрасте тревожность вызывается нарушением отношений с близкими взрослыми. У младших школьников значимым взрослым помимо родителей может оказаться и учитель.
- К подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным образованием. Если в более раннем возрасте тревожность связана с определёнными внешними ситуациями и отношениями, то в подростковом возрасте всё усложняется: появление тревожности обусловливается восприятием самого себя. Возникают сложности с адекватной оценкой себя и собственных успехов и неудач, следовательно, это подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность.
- Также повышение тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием тревожного характера, основным проявлением которой являются тревожно-мнительные черты. Это может быть обусловлено наследственностью. У человека с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Присутствует недостаток уверенности в себе, а из-за этого человек нередко отказывается от выполнения какой-либо деятельности, которая кажется ему трудной. Часто занижена оценка полученных результатов, затруднено принятие решений, так как присутствует страх негативного результата, имеются трудности в общении.
Чаще всего тревожность проявляется тогда, когда ребёнок находится в ситуации внутреннего конфликта. Конфликт может быть вызван:
- требованиями родителей, неадекватными возможностям ребёнка;
- повышенной тревожностью самих родителей;
- непоследовательностью родителей в воспитании ребёнка;
- предъявлением ребёнку противоречивых требований;
- чрезмерной эмоциональностью обоих или одного родителей;
- тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
- авторитарным стилем воспитания в семье;
- стремлением родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Признаки детской тревожности:
1.Постоянное беспокойство
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
3.Мышечное напряжение
4.Раздражительность
5.Нарушения сна
6.Страх разлуки
7.Проявления соматических заболеваний
Помощь тревожному ребенку
Чтобы помочь тревожному ребенку родителям, прежде всего, нужно обратить внимание на три вещи:
1. Повышение самооценки ребенка
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением
3. Обучение ребенка расслаблению.
Однако прежде чем заниматься избавлением ребенка от тревожности, родителям также необходимо проанализировать свое поведение и поменять его, если присутствуют признаки тревожности. Родителям необходимо проанализировать свое поведение, отношение к жизни. Нужно быть позитивнее, добрее, избавляться от плохих мыслей, и ни в коем случае не проецировать их на ребенка, относиться к себе с уважением и главное создавать в вокруг себя атмосферу любви и понимания.
В качестве одного из средств избавления от детской тревожности можно прибегнуть к следующим упражнениям-играм.
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...
Рекомендации для родителей. Детская тревожность.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ Тревога как состояние присуща всем людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотр...
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...
Психологические причины детской тревожности
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...
Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».
Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...
Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?
Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...