Детская тревожность - как можно ее побороть
статья по теме

Филимонова Ольга Георгиевна

Детская тревожность – как можно ее побороть

Тревожность – это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию и предвидение сценариев определённых событий и т.д.).

Тревожные дети, обычно болезненно реагируют на какие либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тревожный ребёнок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт от окружающих ничего хорошего.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аут агрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одарённость и даже выраженные таланты блокируются комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми.        

Причины возникновения тревожности:

·         В дошкольном и младшем школьном возрасте  тревожность вызывается нарушением отношений с близкими взрослыми. У младших школьников значимым взрослым помимо родителей может оказаться и учитель.

·         К  подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным образованием.  Если в более раннем возрасте тревожность связана с определёнными внешними ситуациями и отношениями, то в подростковом возрасте всё усложняется: появление тревожности обусловливается восприятием самого себя. Возникают сложности с адекватной оценкой себя и собственных успехов и неудач, следовательно, это подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность.

·         Также повышение тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием тревожного характера, основным проявлением которой являются тревожно-мнительные черты. Это может быть обусловлено наследственностью. У человека с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Присутствует недостаток уверенности в себе, а из-за этого человек нередко отказывается от выполнения какой-либо деятельности, которая кажется ему трудной.  Часто занижена оценка полученных результатов, затруднено принятие решений, так как присутствует страх негативного результата, имеются трудности в общении.

Чаще всего тревожность проявляется тогда, когда ребёнок находится в ситуации внутреннего конфликта. Конфликт может быть вызван:

·        требованиями родителей, неадекватными возможностям ребёнка;

·        повышенной тревожностью самих родителей;

·        непоследовательностью родителей в воспитании ребёнка;

·        предъявлением ребёнку противоречивых требований;

·        чрезмерной эмоциональностью обоих или одного родителей;

·        тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;

·        авторитарным стилем воспитания в семье;

·        стремлением родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.  

Признаки детской тревожности:

1.Постоянное беспокойство

2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

3.Мышечное напряжение

4.Раздражительность

5.Нарушения сна

6.Страх разлуки

7.Проявления соматических заболеваний

Помощь тревожному ребенку

Чтобы помочь тревожному ребенку родителям, прежде всего, нужно обратить внимание на три вещи:

1. Повышение самооценки ребенка

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением

3. Обучение ребенка расслаблению.

Однако прежде чем заниматься избавлением ребенка от тревожности, родителям также необходимо проанализировать свое поведение и поменять его, если присутствуют признаки тревожности. Родителям необходимо проанализировать свое поведение, отношение к жизни. Нужно быть позитивнее, добрее, избавляться от плохих мыслей, и ни в коем случае не проецировать их на ребенка, относиться к себе с уважением и главное создавать в вокруг себя атмосферу любви и понимания.

В качестве одного из средств избавления от детской тревожности можно прибегнуть к следующим упражнениям-играм.

 «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_trevozhnost_prichiny_metody_resheniya_problemy.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Детская тревожность – как можно ее побороть

Тревожность – это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, который определяет интерпретацию и предвидение сценариев определённых событий и т.д.).

Тревожные дети, обычно болезненно реагируют на какие либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тревожный ребёнок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт от окружающих ничего хорошего.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Несмотря на внешнюю «бесчувственность», тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аут агрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одарённость и даже выраженные таланты блокируются комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми.        

Причины возникновения тревожности:

  • В дошкольном и младшем школьном возрасте  тревожность вызывается нарушением отношений с близкими взрослыми. У младших школьников значимым взрослым помимо родителей может оказаться и учитель.
  • К  подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным образованием.  Если в более раннем возрасте тревожность связана с определёнными внешними ситуациями и отношениями, то в подростковом возрасте всё усложняется: появление тревожности обусловливается восприятием самого себя. Возникают сложности с адекватной оценкой себя и собственных успехов и неудач, следовательно, это подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность.
  • Также повышение тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием тревожного характера, основным проявлением которой являются тревожно-мнительные черты. Это может быть обусловлено наследственностью. У человека с такими особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Присутствует недостаток уверенности в себе, а из-за этого человек нередко отказывается от выполнения какой-либо деятельности, которая кажется ему трудной.  Часто занижена оценка полученных результатов, затруднено принятие решений, так как присутствует страх негативного результата, имеются трудности в общении.

Чаще всего тревожность проявляется тогда, когда ребёнок находится в ситуации внутреннего конфликта. Конфликт может быть вызван:

  • требованиями родителей, неадекватными возможностям ребёнка;
  • повышенной тревожностью самих родителей;
  • непоследовательностью родителей в воспитании ребёнка;
  • предъявлением ребёнку противоречивых требований;
  • чрезмерной эмоциональностью обоих или одного родителей;
  • тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
  • авторитарным стилем воспитания в семье;
  • стремлением родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.  

Признаки детской тревожности:

1.Постоянное беспокойство

2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

3.Мышечное напряжение

4.Раздражительность

5.Нарушения сна

6.Страх разлуки

7.Проявления соматических заболеваний

      Помощь тревожному ребенку

Чтобы помочь тревожному ребенку родителям, прежде всего, нужно обратить внимание на три вещи:

1. Повышение самооценки ребенка

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением

3. Обучение ребенка расслаблению.

Однако прежде чем заниматься избавлением ребенка от тревожности, родителям также необходимо проанализировать свое поведение и поменять его, если присутствуют признаки тревожности. Родителям необходимо проанализировать свое поведение, отношение к жизни. Нужно быть позитивнее, добрее, избавляться от плохих мыслей, и ни в коем случае не проецировать их на ребенка, относиться к себе с уважением и главное создавать в вокруг себя атмосферу любви и понимания.

В качестве одного из средств избавления от детской тревожности можно прибегнуть к следующим упражнениям-играм.

 «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...

Рекомендации для родителей. Детская тревожность.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ Тревога как состояние присуща всем людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотр...

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...

Психологические причины детской тревожности

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...

Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...