Статья "Труд дошкольников в природе"
занимательные факты на тему

Шамрай Юлия Петровна

Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т. д. И очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и умственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trud_v_prirode.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Труд в природе.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Шамрай Юлия Петровна

Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т. д. И очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и умственного развития детей.

  Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства.. Но процесс познания идет эффективно лишь при его правильной организации под руковрдством воспитателя. Такая организация должна обеспечивать, с одной стороны, успешное выполнение ряда трудовых заданий, а с другой стороны – общее сенсорное и умственное развитие детей.

  Труд детей в природе предусматривает ряд несложных, но систематически выполняемых действий. Рыхление почвы, поливка и прополка растений осуществляются детьми совместно с воспитателем, который организует эти процессы, что они становятся доступными малышам. Педагог обучает детей рассматривать, обследовать почву, растения, выделять такие их свойства, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Например, при поливе нужно уметь отличать сухую почву от влажной, замечать изменения во внешнем виде растений и т. д.

  Такое различение формируется путем специальной организации восприятия этих свойств. Например, чтобы правильно прополоть растения, ребенок должен уметь отличать культурные растения от сорняков. Поэтому важно уметь выделять такие внешние признаки растений, как строение и форма стебля, листьев, прочность и длина корней, окраска растений, их запах, характер поверхностного покрова. Но одного знания конкретных свойств  для успешного выполнения работы еще недостаточно. Ребенка надо учить воспринимать изменение этих свойств при воздействии определенных условий: опустившийся стебель после поливки поднимается; политый песок уже не рассыпается, а падает комочками, делается пластичным; влажная земля хорошо сжимается в комок, не пылит. Воспринимая эти изменения, ребенок в то же время должен иметь представление о том, что различные почвы имеют свои постоянные особенности, например, песок, будь он сухим, влажным или мокрым, никогда не станет таким, как глина, то есть не будет вязким.

  Наблюдения показывают, что дети часто не справляются с различением свойств почвы, несмотря на то, что все они неоднократно держали в руках и влажную и сухую почву, поливали ее, что-то строили из песка, лепили из глины, сажали в землю лук, сеяли овес.

  Как же обучать детей определению тех свойств почв и растений, которые необходимы для правильного выполнения трудовых заданий? Для этого предлагаются обследования (рассматривание, ощупывание) почв и растений, обеспечивающие формирование у детей правильных и устойчивых представлений.

  Для успешного выполнения работы ребенку необязательно определить все свойства почвы и растений: достаточно, чтобы он мог по одному-двум чувственно воспринимаемым признакам установить целесообразность проведения той или иной работы. Но это совсем не означает, что в данном случае не нужен специально организованный воспитателем процесс обследования. Такой процесс необходим. Дети должны сначала с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно выделить и проанализировать те свойства и качества почвы и растений, которые определяют целесообразность осуществления необходимого действия. Так перед поливкой или рыхлением они должны определить, в каком состоянии находится земля (политая, неполитая; взрыхленная, невзрыхленная), какими свойствами она обладает, каков внешний вид растений.

  Представления о физических свойствах политой и неполитой земли, о внешнем виде растений формируются в процессе организованного педагогом восприятия этих свойств. Детей обучают внимательно разглядывать объекты, ориентироваться на особенности поверхности почв, внешний вид растений; при этом детей учат сопоставлять признаки сухой почвы с признаками влажной, мокрой, отличать политое растение от неполитого, устанавливая их сходство и различие. При этом взрослый дает ребенку такие способы, которые наиболее быстро и эффективно позволяют ему установить целесообразность осуществления того или иного практического действия. Так, для установления необходимости поливки ребенку предлагают взять горсть верхнего слоя земли и попробовать ее сжимать в комок. Проделывая это, дети видят, что сухая земля рассыпается и пылит, мокрая, наоборот, падает лепешками, прилипает к рукам, влажная образует комок, который, падая с ладони, дробится на мелкие комочки. Активно обследуя поверхность почвы, ребенок ощущает, что мокрая земля холодит руку, а сухая приятно ее согревает. Конечно, при этом участвует и зрительное восприятие: ребенок наблюдает, как почва сыплется, пылится, крошится, падает лепешками; сухая земля светлее мокрой, на ней много трещин.

  На первых порах овладения ребенком процессом обследования воспитатель должен руководить им. Поэтому очень важно продумать, как он будет направлять восприятие не только перед выполнением задания или при его выполнении, но и при подведении итогов. На всех этапах работы и после ее завершения очень большое значение имеет образец – хорошо взрыхленный, достаточно пропитанный влагой и тщательно выполотый участок земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

роль игры в ознакомлении дошкольников с природой

данная статья адресована педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. раскрываются вопросы методики огранизации игр по ознакомлению с природой дошкольников. а также предлагаются некоторые виды...

Посильный труд дошкольников в природе

Рекомендации для воспитателей...

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Формы и методы ознакомления дошкольников с природой

В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д)  и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ     Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...