Совместная работа с родителями по формированию у детей познавательных интересов.
статья (старшая группа) на тему

Зайцева Виктория Евгеньевна

Статья подготовлена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по теме " Воспитание познавательных интересов у дошкольников" Материал можно использовать при подготовке педагога к родительскому собранию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznav._inter.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа с родителями по формированию у детей познавательных интересов.

Скоро наши дети станут школьниками. Как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения, во многом  зависит от того, как у детей будут сформированы познавательные интересы.

    Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов доказывается результатами современных исследований. Психологи считают, что чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Определённую категорию учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. Читая или рассказывая ребёнку, не стоит стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Следует побуждать ребёнка к самостоятельным рассуждениям. Лучше спросить его, понравилось ли прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового.  Не нужно стремиться объяснять и рассказывать ребёнку сразу обо всём, что он увидит.  В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит.

   Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире, социальной среде существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. 

В дошкольных учреждениях  мы создаем  условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Вопросы детей направлены на стремление установить причины явлений, уяснение связей и отношений между ними. К детским вопросам необходимо относиться внимательно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь? » - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. Необходимо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, а в дальнейшем - к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос. 

Следует помочь ребёнку перенести его познавательный интерес в игры, самый доступный  и понятный дошкольникам вид деятельности, где он сможет реализовать свои знания и опыт. Дополнят эти возможности рисунки или любая другая детская творческая деятельность, стоит лишь создать условия для этой деятельности. Это особенно ясно должны понять родители. Ведь зачастую, родители не задумываются над  смысловым содержанием мультфильмов, игрушек, приобретая их по первому требованию ребенка.

Лучше всего приобретать игрушки, способствующие развитию или же укреплению уже имеющегося познавательного интереса, смастерить вместе с детьми какие-либо модели, помочь развернуть игру,  принять в ней участие. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Работая с детьми,  мы используем каждую возможность для обогащения их яркими впечатлениями об окружающей жизни. Но родители, самые близкие для ребёнка люди имеют ещё более широкую возможность вводить своих детей в удивительный мир разнообразных удивительных открытий. Нужно лишь проводить с детьми прогулки и экскурсии, удивлять необычным в путешествиях и поездках, не оставлять незамеченными изменения, происходящие в близкой для ребёнка среде обитания, обсуждать увиденное. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми  можно услышать такие высказывания: «я буду продавцом, как моя мама», «Буду, как бабушка, воспитательницей», «Пойду работать, как мой папа». Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

  •  задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
  •  стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телевизионным и радиопередачам и т. д.);
  •  рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
  •  участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
  •  отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
  •  способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
  •  свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса.

Благодаря развитию познавательного интереса, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей познавательного интереса посредством тактильной книги

В данной статье рассказывается о роли тактильных книг в развитии ребенка, особенно о их коррекционной роли в воспитании и развитии  детей с нарушениями зрения....

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...

Консультация для родителей "Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности"

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...