Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Цели и Задачи технологии | Автор |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка. | Константинова А.И. «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год. Назарова , А.Г. Игровой стретчинг/А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург. |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений.
- Развитие и коррекция психических функций.
- Развитие способности ориентироваться в пространстве.
- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни | Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410.
Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.
3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.
|
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Развлекательную – создают благоприятную атмосферу; Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний Лечебную – способствовать выздоровлению. | И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». [2008] В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
|
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами. Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать. Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения. | Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.
3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.
5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Использование в коррекционно-педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных тренажей помогает решить следующие задачи:
- укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
- формирование положительных эмоций и чувств. | Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей;
2) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Т. С. Овчинникова, Издательство: КАРО 2006
Интернет ресурсы: https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga... |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц снятие напряжения. общее оздоровление зрительного аппарата. | Автор: Коновалова Нина Геннадьевна Редактор: Попова Г. П. Издательство: Учитель, 2015 г. Серия: Инструктору физического воспитания ДОУ Подробнее: https://www.labirint.ru/books/516239/ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
| Укрепление здоровья детей; Восстановление нормального физиологического дыхания через нос; Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности; | Кольгина К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 162-164.
|
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитывать интерес к оздоровительному массажу. Обучать элементам массажа. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки. Развивать интеллектуальные функции. Развивать двигательную память. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
| Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г. Стр: 336 «Оздоровительный массаж» Год выпуска: 2007г., Автор: Голубева Л. Г. Издательство: «Просвещение» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Цели и Задачи технологии | Автор |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | содействовать формированию движений и развитию физических качеств, а также вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка. | Константинова А.И. «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год. Назарова , А.Г. Игровой стретчинг/А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург. |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений. - Развитие и коррекция психических функций. - Развитие способности ориентироваться в пространстве. - Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни | Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1408-1410. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г. 2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000. 3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003. |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Развлекательную – создают благоприятную атмосферу; Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга; Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний Лечебную – способствовать выздоровлению. | И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». [2008] В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами. Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать. Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения. | Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с. 2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с. 3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. 4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14. 5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. Использование в коррекционно-педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных тренажей помогает решить следующие задачи: - укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки; - формирование положительных эмоций и чувств. | Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей; 2) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Т. С. Овчинникова, Издательство: КАРО 2006 Интернет ресурсы: https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga_artikulyacionnaya_i_palchikovaya_gimnast/ |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц снятие напряжения. общее оздоровление зрительного аппарата. | Автор: Коновалова Нина Геннадьевна Редактор: Попова Г. П. Издательство: Учитель, 2015 г. Серия: Инструктору физического воспитания ДОУ Подробнее: https://www.labirint.ru/books/516239/ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
| Укрепление здоровья детей; Восстановление нормального физиологического дыхания через нос; Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности; | Кольгина К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 162-164. |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитывать интерес к оздоровительному массажу. Обучать элементам массажа. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки. Развивать интеллектуальные функции. Развивать двигательную память. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г. Стр: 336 «Оздоровительный массаж» Год выпуска: 2007г., Автор: Голубева Л. Г. Издательство: «Просвещение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Современные здоровьесберегающие технологии
Консультация для воспитателей. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...