Духовно-нравственный аспект игры как основного вида познавательной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный аспект игры

как основного вида познавательной деятельности ребенка

в дошкольном образовательном учреждении

Процесс этического обогащения ребенка в дошкольном образовательном учреждении определяется формированием в его сознании духовно-нравственной сферы.

Основными средствами формирования духовно-нравственной сферы ребенка являются:

1. обновление содержания целостного образовательного процесса в ДОУ на основе этических ценностей отечественной культуры,

2. создание условий для реализации приобретенного ребенком этического опыта за счет придания содержанию образования иных смысловых значений, что способствует его личностному росту: от «слепого» исполнения требований со стороны наставника к пониманию и принятию смыслов этических ценностей и их осознанному воплощению.

Сформированность духовно-нравственной сферы ребенка определяется наличием потребности в знаниях, самих знаний об этических ценностях и умении практического использования их в своей жизни.

        Основой процесса этического обогащения духовно-нравственной сферы ребенка в дошкольном образовательном учреждении является проживание им целостной ситуации, в которой изучаемый материал выступает для него как повод для ее рефлексии. Проживание «со-бытия» (или «инобытия») предполагает актуализацию внутреннего и внешнего проявления его образа «Я».

Таким образом, процесс личностно ориентированного обучения и воспитания в ДОУ определяется не столько способностью ребенка к овладению информацией, полученной им в различных видах игровой деятельности, сколько этическим измерением данной информации. Именно игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, обогащает его эмоционально-ценностными впечатлениями, которые формируют его духовно-нравственную сферу. Отсюда образовательные возможности ребенка реализуются на аксиолого-онтологическом уровне. Только тогда владение многосторонней информацией и способностями к обогащению действительности новыми предметами материальной и духовной культуры обретают ярко выраженный этический аспект. В результате чего раскрывается духовно-нравственный потенциал ребенка как личности, будущего гражданина и профессионала,  выявляющий его способности творить свой внутренний мир по законам культуры, обретению истинных ценностей, окультуривания иерархии ценностей. Они определяют качество занимаемой им жизненной позиции и гарантируют способность жизнетворчества, максимальной реализации своих сущностных сил на основе этических ценностей, нашедших свое отражение в содержании отечественной культурно-педагогической традиции.

          Вполне закономерен вопрос: зачем нужна игра ребенку?

Во-первых, игра – это, по мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «школа произвольного поведения». Попробуйте заставить ребенка стоять смирно: он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Достаточно вспомнить сегодня забытую детскую игру «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! На месте фигура замри!». Ведь замирают. И стоят самые непоседливые дети, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра - по мнению другого известного психолога А.Н. Леонтьева,  «школа морали в действии». Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо». Но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными и религиозными требованиями. Они, при умелой организации со стороны взрослых, учат многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению и проч.

В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитее интеллектуальных, физических и духовно-нравственных сил ребенка. Во многом через игру он познает себя и окружающий его мир. По мнению о. Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке… средство проникновения в сферу смыслов… постижение единства мира и его Творца» (В. Зеньковский. Проблемы воспитания, с. 106).

Именно с помощью игры (игровой деятельности) процесс обучения и воспитания в ДОУ становится более эффективным и позволяет достичь желаемых результатов. Игра способствует духовно-нравственному становлению ребенка. Именно совместная деятельность в игре предрасполагает к сочувствию и сопереживанию: чтобы неблагополучие другого (ближнего) могло быть воспринято как свое собственное.

Формирование у ребенка способности к состраданию и к радости имеют разную психологическую природу. Сопереживание как радость возникает рано: младенец рождается с готовностью к радости и сорадости. А горя, страдания он стремится прежде всего избежать, если можно – просто не увидеть. С возрастом он все более начинает сопереживать, сострадать.

          В отличие от взрослых ребенок способен сорадоваться естественно. И в этом ему помогает игра.

В социальной ситуации сегодняшнего дня (с его конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда милосердие к слабым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой поведения даже в детской среде) воспитание в игре действенного сострадания и активного сорадования является необходимым средством преодоления эгоцентризма и противоядием против саморазрушительной зависти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....

Публичный доклад о деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка» за 2016 -2017 учебный год

Перспективы развития:v     Продолжать внедрять программу нового поколения с целью выполнения требований ФГОС.v     Соблюдать нормы в соответствии с тр...

Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка» за 2015-2016 учебный год»

Публичный доклад заведующего ДОУ за 2015-2016 уч.годПубличный доклад заведующего ДОУ за 2015 - 2016 учебный год.Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образова...

«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» р.п Куйтун Познавательно - творческий Тема: «Семья – мамин праздник» подг

laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенноедошкольное образовательноеучреждение «Детский садкомбинированного вида№ 3 «Солнышко...

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...