Духовно-нравственный аспект игры как основного вида познавательной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственный аспект игры
как основного вида познавательной деятельности ребенка
в дошкольном образовательном учреждении
Процесс этического обогащения ребенка в дошкольном образовательном учреждении определяется формированием в его сознании духовно-нравственной сферы.
Основными средствами формирования духовно-нравственной сферы ребенка являются:
1. обновление содержания целостного образовательного процесса в ДОУ на основе этических ценностей отечественной культуры,
2. создание условий для реализации приобретенного ребенком этического опыта за счет придания содержанию образования иных смысловых значений, что способствует его личностному росту: от «слепого» исполнения требований со стороны наставника к пониманию и принятию смыслов этических ценностей и их осознанному воплощению.
Сформированность духовно-нравственной сферы ребенка определяется наличием потребности в знаниях, самих знаний об этических ценностях и умении практического использования их в своей жизни.
Основой процесса этического обогащения духовно-нравственной сферы ребенка в дошкольном образовательном учреждении является проживание им целостной ситуации, в которой изучаемый материал выступает для него как повод для ее рефлексии. Проживание «со-бытия» (или «инобытия») предполагает актуализацию внутреннего и внешнего проявления его образа «Я».
Таким образом, процесс личностно ориентированного обучения и воспитания в ДОУ определяется не столько способностью ребенка к овладению информацией, полученной им в различных видах игровой деятельности, сколько этическим измерением данной информации. Именно игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, обогащает его эмоционально-ценностными впечатлениями, которые формируют его духовно-нравственную сферу. Отсюда образовательные возможности ребенка реализуются на аксиолого-онтологическом уровне. Только тогда владение многосторонней информацией и способностями к обогащению действительности новыми предметами материальной и духовной культуры обретают ярко выраженный этический аспект. В результате чего раскрывается духовно-нравственный потенциал ребенка как личности, будущего гражданина и профессионала, выявляющий его способности творить свой внутренний мир по законам культуры, обретению истинных ценностей, окультуривания иерархии ценностей. Они определяют качество занимаемой им жизненной позиции и гарантируют способность жизнетворчества, максимальной реализации своих сущностных сил на основе этических ценностей, нашедших свое отражение в содержании отечественной культурно-педагогической традиции.
Вполне закономерен вопрос: зачем нужна игра ребенку?
Во-первых, игра – это, по мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «школа произвольного поведения». Попробуйте заставить ребенка стоять смирно: он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Достаточно вспомнить сегодня забытую детскую игру «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! На месте фигура замри!». Ведь замирают. И стоят самые непоседливые дети, даже на одной ножке.
Во-вторых, игра - по мнению другого известного психолога А.Н. Леонтьева, «школа морали в действии». Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо». Но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными и религиозными требованиями. Они, при умелой организации со стороны взрослых, учат многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению и проч.
В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитее интеллектуальных, физических и духовно-нравственных сил ребенка. Во многом через игру он познает себя и окружающий его мир. По мнению о. Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке… средство проникновения в сферу смыслов… постижение единства мира и его Творца» (В. Зеньковский. Проблемы воспитания, с. 106).
Именно с помощью игры (игровой деятельности) процесс обучения и воспитания в ДОУ становится более эффективным и позволяет достичь желаемых результатов. Игра способствует духовно-нравственному становлению ребенка. Именно совместная деятельность в игре предрасполагает к сочувствию и сопереживанию: чтобы неблагополучие другого (ближнего) могло быть воспринято как свое собственное.
Формирование у ребенка способности к состраданию и к радости имеют разную психологическую природу. Сопереживание как радость возникает рано: младенец рождается с готовностью к радости и сорадости. А горя, страдания он стремится прежде всего избежать, если можно – просто не увидеть. С возрастом он все более начинает сопереживать, сострадать.
В отличие от взрослых ребенок способен сорадоваться естественно. И в этом ему помогает игра.
В социальной ситуации сегодняшнего дня (с его конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда милосердие к слабым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой поведения даже в детской среде) воспитание в игре действенного сострадания и активного сорадования является необходимым средством преодоления эгоцентризма и противоядием против саморазрушительной зависти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 49» за 2009-2012 учебный год
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬН...
Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....
Публичный доклад о деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка» за 2016 -2017 учебный год
Перспективы развития:v Продолжать внедрять программу нового поколения с целью выполнения требований ФГОС.v Соблюдать нормы в соответствии с тр...
Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка» за 2015-2016 учебный год»
Публичный доклад заведующего ДОУ за 2015-2016 уч.годПубличный доклад заведующего ДОУ за 2015 - 2016 учебный год.Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образова...
«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» р.п Куйтун Познавательно - творческий Тема: «Семья – мамин праздник» подг
laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенноедошкольное образовательноеучреждение «Детский садкомбинированного вида№ 3 «Солнышко...
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...