программа
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа кружка "Развивайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_razvivayka_list1.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81 «Гульчачак»
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Развивайка»
( Для детей 4-5 лет)
Срок реализации с 15 сентября 2014 года
Составила воспитатель:
Муртазина Розалия Решатовна
Г. Набережные Челны, 2014 год
Оглавление
Целевой раздел……………………………………………………………….………………….
Пояснительная записка………………………………………………………………….……….
Цели и задачи реализации программы………………………………………….………
Принципы и подходы к формированию программы……………………………….
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, 4-5 лет ……………………………………………………………………………….……..
Планируемые результаты..............................................................................................................
……………......
Мониторинг качества освоения программного материала..................................................................................................................……….. Целевые ориентиры на этапе завершения обучения
Содержательный раздел……………………………………………………………………….
Учебно-тематический план курса………………………………………………………
Организационный раздел……………………………………………………………………
Нормативно-правовое обеспечение………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение………………………………………………
Пособия по направлениям развития и образования…………………………………
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии малыша: у него начинают складываться новые формы деятельности. Новый физиологический ритм, новый стиль отношений со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду: учение и по своему содержанию, и по организации резко отличается от привычных для дошкольного детства форм деятельности.
Не редко подготовка детей к школе сводится к обучению их к счету, чтению, письму. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желания и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цели и задачи реализации программы.
Главная цель курса – всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятие, внимание, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.
Данная программа превышает государственные образовательные программы и основными задачами данного курса математики для дошкольников является:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие образного и вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными временными ориентировками.
Принципы и подходы.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.
В силу этого учебный материал строиться не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию». Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями- «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности детей 4 -5 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Необходимым условием организации кружковой деятельности с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Продолжительность одной совместной деятельности в средней группе не более 15-20 минут, проводится 1 раз в неделю, всего 36 - в год.
Планируемые результаты.
Таблица результатов диагностики.
Фамилия, имя ребенка | Отношение связей и зависимостей между предметами | Геометрические фигуры и тела | Пространственные и временные отношения | Величины, их связи и зависимости | Познавательные и речевые умения | Самостоятельность при выполнения задания | Интерес к математическим заданиям |
Образовательные нормативы в соответствии с ФГОС, но с превышением стандарта образования.
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности, ошибается в установлении связей между действиями ( что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», « все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству ( числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сосчитывает предметы до 15. Устанавливает закономерность увеличения ( уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Отвечает на вопросы : « А что будет? Если уберем, добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше, меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Содержательный раздел.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема | Количество | Оборудование и наглядный материал | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 | Свойства предметов Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Объединение предметов в группы по общему свойству. Объединение предметов в группы по общему свойству. Свойства предметов. Свойства предметов. Сравнение групп предметов Сравнение групп предметов. Сравнение групп предметов Сложение. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: справа, слева. Пространственные отношения: справа, слева. Удаление части из целого(вычитание) Представление о действии вычитания (на наглядном материале). Пространственные отношения: между, посередине. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 2 и цифра 2. Пара. Представления о точке и линии. Прямая и кривая линия. Представления об отрезке и луче. Число3 и цифра 3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. Представления о ломаной линии и многоугольнике
Число 4. Цифра 4. Угол Числовой отрезок Число 5. Цифра 5. Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Больше. Меньше. Обозначение отношений: больше – меньше. Временные отношения: раньше, позже. Повторение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Картинки с изображением Карандаша (Серия «Веселые человечки»), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей. Модели геометрических фигур, веревка со связанными концами, конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур. Игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочка зайчиков (на всех)и лисы (одна) Пять вазочек- картинок, модели или картинки цветов: одна ромашка, василек, мак,роза, колокольчик, картинка или игрушка кота Леопольда. Три зайчика: блоьшой, средний, маленький, 3 кустика (пенечка, елочки), волк, 3 мяча разных размеров, 3 ворот для мячей. Игрушки (2 одинаковых гнома, 2 одинаковых мишки, 2 одинаковых зайчика и. д. – всего 5 пар). Картинки с изображением большой и маленькой елочек, большого и маленького пеньков, счетные палочки или полоски бумаги. 2 вазы с прорезями для цветов, 5 пар одинаковых цветов, 1 непарныйцветок, изображение феи- проказницы, карточки со знаками «=» и «=», модели «мешков», картинки и геометрические фигуры. Прозрачные мешки и сумка, муляжи или картинки грибов и овощей (2 огурца, 3 помидора), геометрические фигуры (2 набора, в каждом – 2 прямоугольника и по 3круга), модели «мешков»,карточки со знаками «+» и «-». Картинки с изображением овощей (моркови, помидоров, редиса, огурцов); картинка с изображением Буратино. Картинки: березка, елка,кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик (для динамических картинок). Картинки – дублеры к № 4, стр.21; «пляшущие человечки». Геометрические фигуры – 3 квадрата, 2 треугольника, знаки «-» и «=», 5 машинок, отличающихся либо цветом, либо размером, либо назначением. 3 картинки с изображением яблока: с одной стороны - белые, а с другой – цветные; кубик и пластинкаиз набора строительного конструктора; 5 игрушек зверей. Картинки с изображением звездного неба и Луны, полянки с множеством цветов и 1 деревом. Наборы геометрических фигур. Картинки с изображением единичных предметов и тех, которые трудно сосчитать, например: много цветов на лугу и 1 дерево,монеты достоинством 1 рубль; 2 одинаковых цветка и 2 вазы. 3 обруча, набор кубиков, кот – игрушечный ; картинка с прорезями: гнездо на ветке дерева, в гнезде – птенцы, один птенчик снаружи на ветке. Картинки: 1 солнышко,1 девочка, 1 елочка, 2 тучки, 2 птички, 2 гриба; парные картинки: лыжи, коньки, сапожки,носки, варежки и т. д. Картинки с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами – точками, реки, дороги; Карандаш (серия «Веселые человечки»). Модели точек, модель неограниченной линии – 2катушки с соединенными концами, ножницы, веревочки, ленточки, полоски бумаги разной длины, картинка с изображением лучистого солнца. Картинки: светофор, 3 грибочка (по одному), 3 поросенка (по одному), иллюстрации к сказке «Три медведя», модели монет: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля, кубики или кегли от 3 до 8. Картинки с изображением озера или пруда, лабиринта, острова в море; модель Точки; веревочки с завязанными узелками на концах; картинка с изображениями замкнутых и незамкнутых линий (кривых и ломаных) Складной метр, палочки, рисунки ломаных линий и фигур, ограниченных ломаными линиями; картинка: молним над дубом. Изображения 4 грибов и ежат, пилы, жукапомидора. Огурца, картофелины, кресла, столовых ножей; геометрические фигуры. Игра «Железная дорога»,модель угла, полоски бумаги, линейка маркеры, ножницы, геометрические фигуры. Изображение лягушонка, набор из 4-х полосок длиной по 15 см (синяя, красная, зеленая, желтая), цифры 1- 4, по одному кружку диаметром 5 см (красному, зеленому, желтому, коричневому), модель числового отрезка с разметкой до 10. Геометрические фигуры, картинки с цифрами 1- 5, модели углов, модель числового торезка. Изображение белки, зайки, волчонка, медвежонка, лисенка, 5 орехов, 5 морковок. Для динамической картинки «Паровозик из Ромашково», герои из сказок: Мальвина, Пьеро, Буратино, Незнайка, Чиполлино, фигуры геометрического лото, линейка или модель числового отрезка, цветные карандаши. Картинки или игрушки: 3 зайчика (мама, папа, сын), 2 белочки; 5 чашек, 5 блюдец, 5 пирожков; стаканчики для карандашей по количеству столов, карандаши (на 1- 2 больше, чем стаканчиков), знаки «=» и «=». Картинки: 5 цветков, 5 пчелок, 3 птички, 5 гусениц, наборы счетного материала; карточки с цифрами от 1 до 5 , знаки «больше» и «меньше», «=»; две полоски бумаги – модель знака равенства. Картинки для развития временных представлений (цветы – ягоды; птица высиживает яйца – птенцы вылупились; зимний пейзаж, утро – день – вечер – ночь и т. п.), числовой отрезок, цифры- карточки, знаки «=», « », « ». | См. занятие №1 См. занятие №2 См. занятие №3 См. занятие №4 См. занятие №5 См. занятие №6 См. занятие №7 См. занятие №8 См. занятие №9 См. занятие №10 См. занятие №11 См. занятие №12 См. занятие №13 См. занятие №14 См. занятие №15 См. занятие №16 См. занятие №17 См. занятие №18 См. занятие №19 См. занятие №20 См. занятие №21 См. занятие №22 См. занятие №23 См. занятие №24 См. занятие №25 См. занятие №26 См. занятие №27 См. занятие №28 См. занятие №29 См. занятие №30 См. занятие №31 См. занятие №32 См. занятие№ 33 См. занятие №34 |
Организационный отдел
Материально-техническое обеспечение Программы.
Кружок проводится один раз в неделю, занятие длится 20 минут.
Материально-техническое обеспечение.
Кружок проводится в отдельном кабинете. Эксплуатируемое помещение соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности организации дошкольного образования.
Список использованной литературы.
- Демина С. Г. «Развитие элементарных математических представлений». Анализ программ дошкольного образования.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
- . Петерсон Л. Г., . Холина Н. П., «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. / Методические рекомендации. - М., Ювента, 2013.
- . Петерсон Л. Г., Холина Н. П. .Альбом «Раз – ступенька, два - ступенька»/ Иллюстрированное пособие по развитию элементарных математических представлений у детей 5 -6 и 6 - 7 лет.- М., Ювента, 2013.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –М.1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...