программа
рабочая программа (средняя группа) на тему

Муртазина Розалия Решатовна

Программа кружка "Развивайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_razvivayka_list1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81 «Гульчачак»

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Развивайка»

( Для детей 4-5 лет)

Срок реализации с 15 сентября 2014 года

Составила воспитатель:

Муртазина Розалия Решатовна

                                                                                                                                                                                                                           

Г. Набережные Челны, 2014 год

Оглавление

Целевой раздел……………………………………………………………….………………….

Пояснительная записка………………………………………………………………….……….

Цели и задачи реализации программы………………………………………….………

Принципы и подходы к формированию  программы……………………………….

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, 4-5 лет ……………………………………………………………………………….……..

Планируемые результаты..............................................................................................................

……………......

Мониторинг качества освоения программного материала..................................................................................................................……….. Целевые ориентиры на этапе завершения обучения

Содержательный раздел……………………………………………………………………….

            Учебно-тематический план курса………………………………………………………

Организационный раздел……………………………………………………………………

Нормативно-правовое обеспечение………………………………………………….

Материально-техническое обеспечение………………………………………………

Пособия по направлениям развития и образования…………………………………

        

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.

        Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии малыша: у него начинают складываться новые формы деятельности. Новый физиологический ритм, новый стиль отношений со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду: учение и по своему содержанию, и по организации резко отличается от привычных для дошкольного детства форм деятельности.

        Не редко подготовка детей к школе сводится к обучению их к счету, чтению, письму. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желания и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цели и задачи реализации программы.

 Главная цель курса – всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

        Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятие, внимание, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

        Данная программа превышает государственные образовательные программы и основными задачами данного курса математики для дошкольников является:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения.
  5. Увеличение объема внимания и памяти.
  6. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  7. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  8. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
  9. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными временными ориентировками.

Принципы и подходы.

 Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.

В силу этого учебный материал строиться не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию». Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями- «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.  

Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

 Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры.

 Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

             Возрастные особенности детей 4 -5 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Необходимым условием организации кружковой деятельности с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Продолжительность одной совместной деятельности в средней группе не более 15-20 минут,   проводится 1 раз в неделю, всего 36 -  в год.

        

Планируемые результаты.

Таблица результатов диагностики.

Фамилия, имя ребенка

Отношение связей и зависимостей между предметами

Геометрические фигуры и тела

Пространственные и временные отношения

Величины, их связи и зависимости

Познавательные и речевые умения

Самостоятельность при выполнения задания

Интерес к математическим заданиям

Образовательные нормативы в соответствии с ФГОС, но с превышением стандарта образования.

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности, ошибается в установлении связей между действиями ( что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», « все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству ( числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сосчитывает предметы до 15. Устанавливает закономерность увеличения ( уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Отвечает на вопросы : « А что будет? Если уберем, добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше, меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

Содержательный раздел.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Тема

Количество

Оборудование и наглядный материал

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Свойства предметов

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Свойства  предметов.

Свойства  предметов.

Сравнение групп предметов

Сравнение групп предметов.

Сравнение групп предметов

Сложение.

Отношение: часть – целое.

Представление о действии сложения (на наглядном материале)

Пространственные отношения: на,  над, под.

Пространственные отношения: справа, слева.

Пространственные отношения: справа, слева.

Удаление части из целого(вычитание)

Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

Пространственные отношения: между, посередине.

Взаимосвязь между целым и частью.

Представление: один – много.

Число 1 и цифра 1.

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2. Пара.

Представления о точке и линии. Прямая и кривая линия.

Представления об отрезке и луче.

Число3 и цифра 3.

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Представления о ломаной линии и многоугольнике

 

Число 4. Цифра 4.

Угол

Числовой отрезок

Число 5. Цифра 5.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

 

Больше. Меньше.

Обозначение отношений: больше – меньше.

Временные отношения:  раньше, позже.

Повторение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

       

 

         

         

1

       

         1

1

       

        1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Картинки с изображением Карандаша (Серия  «Веселые человечки»), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Модели геометрических фигур, веревка со связанными концами, конверт с «письмом» из Царства геометрических фигур.

Игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, корзинка, шапочка зайчиков (на всех)и лисы (одна)

Пять вазочек- картинок, модели или картинки цветов: одна ромашка, василек, мак,роза, колокольчик, картинка или игрушка кота Леопольда.

Три зайчика: блоьшой, средний, маленький, 3 кустика (пенечка, елочки), волк, 3 мяча разных размеров, 3 ворот для мячей.

Игрушки (2 одинаковых гнома, 2 одинаковых мишки, 2 одинаковых зайчика и. д. – всего 5 пар).

Картинки с изображением большой и маленькой елочек, большого и маленького пеньков, счетные палочки или полоски бумаги.

2 вазы с прорезями для цветов, 5 пар одинаковых цветов, 1 непарныйцветок, изображение феи- проказницы, карточки со знаками «=» и «=», модели «мешков», картинки и геометрические фигуры.

Прозрачные мешки и сумка, муляжи или картинки грибов и овощей (2 огурца, 3 помидора), геометрические фигуры (2 набора, в каждом – 2 прямоугольника и по 3круга), модели «мешков»,карточки со знаками «+» и «-».

Картинки с изображением овощей (моркови, помидоров, редиса, огурцов); картинка с изображением Буратино.

Картинки: березка, елка,кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик (для динамических картинок).

Картинки – дублеры к № 4, стр.21; «пляшущие человечки».

Геометрические фигуры – 3 квадрата, 2 треугольника, знаки «-» и «=», 5 машинок, отличающихся либо цветом, либо размером, либо назначением.

3 картинки с изображением яблока: с одной стороны  - белые, а с другой – цветные;  кубик и пластинкаиз набора строительного конструктора; 5 игрушек зверей.

Картинки с изображением звездного неба и Луны, полянки с множеством цветов и 1 деревом. Наборы геометрических фигур.

Картинки с изображением единичных предметов и тех, которые трудно сосчитать, например: много цветов на лугу и 1 дерево,монеты достоинством 1 рубль; 2 одинаковых цветка и 2 вазы.

3 обруча, набор кубиков, кот – игрушечный ; картинка с прорезями: гнездо на ветке дерева, в гнезде – птенцы, один птенчик снаружи на ветке.

Картинки: 1 солнышко,1 девочка, 1 елочка, 2 тучки, 2 птички, 2 гриба; парные картинки: лыжи, коньки, сапожки,носки, варежки и т. д.

Картинки с изображением птиц, клюющих зерна, звездного неба, луга с цветами – точками, реки, дороги; Карандаш (серия «Веселые человечки»).

Модели точек, модель неограниченной линии – 2катушки с соединенными концами, ножницы, веревочки, ленточки, полоски бумаги разной длины, картинка с изображением лучистого солнца.

Картинки: светофор, 3 грибочка (по одному), 3 поросенка (по одному), иллюстрации к сказке «Три медведя», модели монет: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля, кубики или кегли от 3 до 8.

Картинки с изображением озера или пруда, лабиринта, острова в море; модель Точки; веревочки с завязанными узелками на концах; картинка с изображениями замкнутых и незамкнутых линий (кривых и ломаных)

Складной метр, палочки, рисунки ломаных линий и фигур, ограниченных ломаными линиями; картинка: молним над дубом.

Изображения 4 грибов и ежат, пилы, жукапомидора. Огурца, картофелины, кресла, столовых ножей; геометрические фигуры.

Игра «Железная дорога»,модель угла, полоски бумаги, линейка маркеры, ножницы, геометрические фигуры.

Изображение лягушонка, набор из 4-х полосок длиной по 15 см (синяя, красная, зеленая, желтая), цифры 1- 4, по одному кружку диаметром 5 см (красному, зеленому, желтому, коричневому), модель числового отрезка с разметкой до 10.

Геометрические фигуры, картинки с цифрами 1- 5, модели углов, модель числового торезка. Изображение белки, зайки, волчонка, медвежонка, лисенка, 5 орехов, 5 морковок.

Для динамической картинки «Паровозик из Ромашково», герои из сказок: Мальвина, Пьеро, Буратино, Незнайка, Чиполлино, фигуры геометрического лото, линейка или модель числового отрезка, цветные карандаши.

Картинки или игрушки: 3 зайчика (мама, папа, сын), 2 белочки; 5 чашек, 5 блюдец, 5 пирожков; стаканчики для карандашей по количеству столов, карандаши (на 1- 2 больше, чем стаканчиков), знаки «=» и «=».

Картинки: 5 цветков, 5 пчелок, 3 птички, 5 гусениц, наборы счетного материала; карточки с цифрами от 1 до 5 , знаки «больше» и «меньше», «=»; две полоски  бумаги – модель знака равенства.

Картинки для развития временных представлений  (цветы – ягоды; птица высиживает яйца – птенцы вылупились; зимний пейзаж, утро – день – вечер – ночь и т. п.), числовой отрезок, цифры- карточки, знаки  «=», «  », «  ».

См. занятие №1

См. занятие №2

См. занятие №3

См. занятие №4

См. занятие №5

См. занятие №6

См. занятие №7

См. занятие №8

См. занятие №9

См. занятие №10

См. занятие №11

См. занятие №12

См. занятие №13

См. занятие №14

См. занятие №15

См. занятие №16

См. занятие №17

См. занятие №18

См. занятие №19

См. занятие №20

См. занятие №21

См. занятие №22

См. занятие №23

См. занятие №24

См. занятие №25

См. занятие №26

См. занятие №27

См. занятие №28

См. занятие №29

См. занятие №30

См. занятие №31

См. занятие №32

См. занятие№ 33

См. занятие №34

Организационный отдел

Материально-техническое обеспечение Программы.

 

Кружок проводится один раз в неделю, занятие длится 20 минут.

Материально-техническое обеспечение.

Кружок проводится в отдельном кабинете. Эксплуатируемое  помещение соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности организации дошкольного образования.

Список  использованной литературы.

  1. Демина С. Г. «Развитие элементарных математических представлений». Анализ программ дошкольного образования.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
  3. . Петерсон Л. Г., . Холина Н. П., «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. / Методические рекомендации. - М.,  Ювента, 2013.
  4. . Петерсон Л. Г.,  Холина Н. П. .Альбом «Раз – ступенька, два - ступенька»/ Иллюстрированное пособие по развитию элементарных математических представлений у детей   5 -6  и 6 - 7 лет.- М.,   Ювента, 2013.
  5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –М.1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...