«Развитие мыслительной активности»
статья по теме
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Удовлетворять детскую любознательность помогают игры-исследования.
Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Бельгийского учителя начальной школы Джорджa Кюизенерa.
Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edemskaya_l._v.razvitie_myslitelnoy_aktivnosti_.doc | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский
Ребёнок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «Почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Л. Н. Толстой говорил, что: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Удовлетворять детскую любознательность помогают игры-исследования. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Бельгийского учителя начальной школы Джорджa Кюизенерa. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Цветные палочки доступны для работы с детьми старше тёх лет и являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Выбор данной технологии был определён тем, что дошкольники с нарушением зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Кроме того, недостатки зрительного воспитания обуславливают формирование нечётких, недифференцированных образов представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) дошкольников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, началось в младшей группе с использования его как простого игрового материала. Дети, играя с ними, создавали различные постройки и конфигурации. Воспитанников привлекали конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.
Познакомив детей со счетными палочками, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе я предлагала детям игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, с удовольствием выкладывая узоры, картинки, сюжеты. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Это оказалась наиболее удобной и продуктивной формой работы. Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.
Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.
По мере того, как дети познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем. Упражнения носили комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. В упражнениях предусматривался перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д. проигрывание игровых ситуаций. Для детей младшего дошкольного возраста мною использовались следующие дидактические игры: «Змейка», « У кого больше», «Столбики», «Сушим полотенце», « Разноцветные вагончики» и. др.
В средней группе в работе со счетными палочками было введено постепенное усложнение - построение сложных фигур из нескольких простых. В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.
Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент сюрпризности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дошкольники с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем учебной мотивации к этому виду развивающей деятельности. С детьми среднего возраста мною использовались следящие игры: «Строительство домов», «Числа 1 и 2»,«Рамка для картины», «Елка», «Новоселье», «Зайка», « Дачный поселок» и др.
Многие игры и упражнения со счетными палочками носили проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.
Работа со старшими детьми базировалась уже на математических принципах - знакомство ребенка с принципами окраски палочек, соотношением цвет-длина-число, далее постепенный переход к цифрам. Самостоятельно сравнивая палочки - на глаз, приложением, - выкладывая лесенки, ребенок понимает основные математически закономерности, учится прямому и обратному счету, начинает сравнивать числа, свободно оперировать понятиями "больше", "на сколько больше", тренируется не только в сложении, но и в вычитании, осваивает состав чисел, а также выкладывает многоцветные композиции и орнаменты. Палочками Кюизенера послужили своеобразной «Цветной алгеброй», играя дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи было направлено содержание педагогической деятельности с включением палочек Кюизенерa в различные виды познавательной деятельности воспитанников, что позволило подготовить детей к школьному обучению, в частности, пред математической подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как одна из значимых форм развития мыслительной активности детей в математической деятельности.»
Интерес к проблеме детской игры имеет глубокие корни в отечественной педагогике. Игра с давних времен была частью народной педагогики, ведущей моделью досуга. Методику использования дидактических игр ...
Развитие мыслительной активности детей через развивающие игры. (Консультация.)
Цель: Помочь ребёнку преодолеть трудности в процессе обучения, сформировать недостающие навыки, развитие воображения гибкости мышления, формирование качеств творческой личности, умение рассуждат...
Инновационный педагогический проект «Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»
Целью данного педагогического поекта является создание комплексной системы развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников посредством методов ТРИЗ. Проект предназначен для дет...
Влияние художественной литературы на формирование творческого воображения, мыслительной активности на занятиях по изобразительной деятельности.
Обмен опытом работы...
«Развитие мыслительной активности дошкольников посредством применения универсального дидактического материала»
Основной особенностью дидактического материала является: многофункциональность, абстрактность, универсальность, высокая эффективность, который, в наибольшей мере, отвечает монографическому методу обуч...
Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"
В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...
«Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительно активности детей»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
- Мне нравится (1)