" Обучени чтению по методике Е. Усенковой"
консультация (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

В данной статье представлено блочное изучение букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usenkova_2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                 Муниципальноебюджетное дошкольноеобразовательное учреждение

"                                           Панаевский детский сад " Красная шапочка"

                                       Обучение чтению детей 6-7 лет

                          по      методике  Е.Н.Усенковой

 Подготовила педагог допольнительного образования

Ниязова О.М

         

                                           

                                                                      Панаевск, 2020г

   

   

а На первом этапе своей работы, над совершенствованием техники чтения, я использовала методику Е. В. Усенковой (г. Ашхабад). Это обучение чтению по блокам. Работа по данной методике строится так: весь алфавит разбивается на 8 групп (блоков). Принцип объединения групп – по степени похожести или их резком отличии.  

    Сами блоки выглядят вот так:

А а

У у

 О о

И и

ы

Э э

                                                           

Г г

Га

П п

Го

Т т

Гы

Р р

Ги

Л л

Ла

М м

Му

Н н

Но

К к

Ки

Ж ж

Жи

Х х

Хо

С с

Са

Я я

ян

Юю

юл

Е е

ел

Ё ё

ёж

Д д

Дя

Б б

Бо

В в

Ви

Шш

Ша

Щу

Ц ц

Ца

й

З з

За

Ф ф

Фи

Ч ч

Ча

Ъ ь

                   

  Во второй столбик наклеиваются картинки, изображающее слово, начинающееся с данной буквы.

 Время, отводимое на изучение блоков:

  • 1 блок – 6 дней
  • 2 блок – 2 дня
  • 3 блок – 2 дня
  • 4 блок – 2 дня
  • 5 блок – 3 дня
  • 6 блок – 2 дня
  • 7 блок – 2 дня
  • 8 блок – 2 дня

        Первый блок вводится 2 сентября.

 При работе с блоками дети учатся читать слоги, работают по правой стороне блоков.

 Данная работа способствует лучшему запоминанию букв, более быстрому развитию навыка чтения.

2 этап работы:

 Большую помощь в обучении чтению учащихся оказывают и таблицы слогов. Работа по таблице строится так:                        

   

      Дети прочитывают слоги при изучении данной буквы.

 Далее можно усложнить задание, приставляя к таблице, справа или слева карточку с изученной согласной.

Например:                       или                      

 Если возможно проговорить слово до конца.

   Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.

Задания данной группы нужно выполнять поэтапно.

Этап 1

  1. Работа с отдельными звуками.

  Сначала прочитать, а затем читать, обращая внимание на ударение.

Аоуи          аоуиыэ

Аоуи          аоуиыэ

Аоуи          аоуиыэ

Аоуи          аоуиыэ

Аоуи          аоуиыэ

Аоуи          аоуиыэ

  1. Начинать читать сначала с О, а затем с И.

          а

          у

О       и      И

          ы

          э    

Этап 2 Чтение чистоговорок. На этом этапе ведётся работа с детьми, которые могут делать слияние согласного с гласным

  1. Троекратное повторение слога в начале чистоговорок помогает правильно его произнести в конце фразы.

Шо –шо –шо

Всё будет хорошо.              Ко – ко – ко

                                              Прочитаем всё легко.

  1. Усложнённые задания: подобные задания (стечение согласных) с детьми, которые могут читать стечение согласных  

Шпри –шпря –шпра – шпро – шпре- шпрю – шпру –

   

               Начинаем мы игру.

Фоль – канифоль

                                            Фаль – тефаль

Фель – портфель

Филь – профиль.

     Этап 3.  Прочитать цепочку слов.

    Греч   грач  сургуч  горяч

          Гренка  грелка  гречка

    Гречне  гречнев  ячнев

    Еву         вую    юю

 .

 

    Задания на увеличение поля зрения-работа со слоговыми      т а    блицами

1.  Таблица 1                            Таблица 2

            М а                                    а м

          М     о                                 о   м

        М        у                               у     м

      М           и                             и       м

     М             е                           е           м

    М               ы                        ы            м

  При чтении слогов глаза смотрят в центр таблицы.

2.Прочитай слоги, глядя в центр таблицы, соедини их в слово.

Ми  ша

Ти      мур

Ро         ман

Кос         тя

  1. Прочитай слова.

           Та                       паль              ля

НА     стя                       ло         то      ня

               Чало                  реше               ша

               лим

  1. Словесная лесенка.

    МА                                        знать

    Мал                                     узнать

   

      Мама                                 познать

      Марка                              опознать

      Маркиз                       опознанный

  1. Прочитай цепочку. Зачеркни каждый второй слог. Оставшиеся слоги соедини дугами и прочитай что получилось.

Ми   ва  шут  стра  ка  про

 .

     Задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

  1. Сколько спряталось слов?

 Волчишкоткрытолщенокночь

  1. Найди слова, которые спрятались.

    Строжирафартликитромисбарашек

  1. Поставь слоги на место и прочти  получившиеся слова

ра  ко  блик

ре  мо

ро  мат  сы

Итак, изученная и использованная мною в работе методика Усенковой,помогает детям усвоить все буквы русского алфавита, развивает фонематическое восприятие, создаёт основу для  обучения чтению в школе

 .

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева

Данная программа является ориентиром по обучению чтению старших дошкольников по уникальной методике Н.А.Зайцева....

Приёмы обучения чтению по методике Н.А. Зайцева

В консультации представлен алгоритм обучения чтению дошкольников по необычным кубикам, таблицам и развивающему материалу....

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Овощи".

Презентация к первому и второму этапу методики Г.Домана. Слова "Овощи"...

Обучение чтению по методике Г.Домана. Раздел "Животные"

Презентация к первому  этапу по методике Г.Домана . Слова "Животные"...

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Личные вещи".

Первый и второй этапы. Слова "Личные вещи"...