Картотека игр
картотека на тему
Картотека игр для дошкольников в помощь педагогу-психологу ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_doshkolnikov.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Представь, что ты это можешь»
Автор: С. Эйлин Тейсс
Цель: Развить у ребёнка самостоятельность и чувство собственного достоинства.
Когда ребёнок учится завязывать шнурки, он уже знает, что нужно делать,- он много раз видел, как это делают другие. Если вы попросите ребёнка зашнуровать ботинки, он, возможно, ответит: «Я не знаю, как завязывают шнурки». Но если вы попросите его представить, будто он знает, как завязать шнурки, и показать вам, он сможет правильно выполнить, по крайней мере, несколько этапов этого процесса. Тогда вы сможете восхищённо воскликнуть: «Здорово, кое-что уже получается! Осталось чуть- чуть, ну-ка!». Вы можете воодушевить ребёнка словами: «Ого, да ты и сам почти всё умеешь!» или «Да ты просто притворялся, что ничего не умеешь, а на самом деле многое можешь сам». В воображаемой игровой ситуации ребёнок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что- то не получится. А самостоятельно справившись с каким – либо заданием, он будет помогать и другим детям. Ценнее, по- видимому, сам процесс самостоятельного решения проблем, чем его результат. Взаимная же помощь детей даёт им очень много. О чём бы ни шла речь, и психолог, и воспитатель детского сада или учитель, и родители смогут воочию убедиться в том, как ребёнок самостоятельно справляется с ситуацией.
Техника сочинений историй с помощью игральных карт.
Автор: Норма Лебен
Цель: может использоваться в качестве диагностики и оценки психологического состояния ребёнка, совершенствование коммуникативных возможностей, развитие познавательных навыков,
Показания к применению: Техника может быть рекомендована для детей с пониженной самооценкой, а также с нарушением внимания (агрессивность, гиперактивность).
Психолог кладёт перед ребёнком (группой детей) стандартную колоду карт (рубашкой кверху) и говорит, что ребёнок (каждый из участников группы), когда наступит его очередь, может открыть две карты. Поясняет, что ребёнку вместе с остальными предстоит сочинить историю, используя изображения на картах, их числовые обозначения. Психолог начинает игру и задаёт тон развития сюжета. По мере развития сюжета карты располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Психолог внимательно слушает сочиняемую историю и, когда наступает его очередь, предлагает свой вариант.
Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек
Автор: Барбара Тернер
Цель: Обучить детей основам «эмоциональной грамоты».
Показания к применению: Она позволяет изучать внутренний мир ребёнка и его эмоциональные реакции в ходе игровой терапии.
Для работы заранее готовят картонные шаблоны детской фигуры, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
На занятии ребёнку предлагают контурное изображение фигуры мальчика или девочки, которую необходимо раскрасить. Задание можно сопровождать следующими словами: «Раскрась эту девочку (мальчика) так, чтобы можно было понять, что она чувствует».
Рисунок- игра ( авт. Стенли Кисель)
Цель: Снизить чувство тревоги, импульсивность.
Показания к применению: Рисунок- игра может использоваться в работе с детьми в возрасте до 9 лет, отличающимися замкнутостью или, наоборот расторможенностью.
Психолог начинает рисовать на бумаге или на маркерной доске со словами: «Нарисуем- ка домик» ( рис.1). И добавляет: « Это был обычный домик с двумя окнами, дверью, крышей и двумя трубами» (рис.2).Далее идут слова: « В этом доме жил мальчик ( девочка). Как зовут этого мальчика ( девочку)?». Например, Олег. Затем педагог продолжает: «Олег жил в этом доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка. Как же Олег назвал щенка?» Ребёнок может предложить какую-нибудь кличку. «Хорошо, назовём его Шариком. Однажды Олег вернулся из детского сада и не нашёл дома Шарика. Он вышел на улицу поискать собачку». Педагог проводит прямую линию от двери дома вниз (рис.3): «Как ты думаешь, нашёл он там собачку? Олег искал свою собачку повсюду. Он прошёл по одной улице, потом по другой» (рис.4). Здесь можно спросить ребёнка, нашёл ли Олег щенка. Как правило дети отвечают «нет». Если всё же ребёнок скажет «да», используется уже апробированный приём – говорят, что мальчик обознался.
Педагог продолжает рисовать до того момента, пока на рисунке не появиться что-то похожее на четыре лапы, и далее говорит: « Олег вспомнил, что Шарик любил гулять в парке, поэтому он поспешил туда». При этом педагог рисует то, что отдалённо напоминает хвост (рис.5). Нашёл ли Олег там щенка?» обычно в ответ звучит «нет». «Олег ходил по парку в поисках Шарика, но нигде его не находил и поэтому отправился домой».
Затем можно спросить ребёнка, какое настроение было у мальчика. Как мальчик шёл домой – быстро или медленно? Педагог говорит: « Олег шёл медленно, потому что ему было очень грустно. С этими словами медленно проводит линию в направлении к дому (рис.6).- Что случилось с нашим рисунком?» Некоторые дети сразу отвечают, другие молчат. В любом случае педагог говорит ребёнку, что рисунок «превратился» в собачку и предлагает взять рисунок домой.
Таким образом, в результате выполнения упражнения ребёнок получает в подарок рисунок и вовлекается во взаимодействие с педагогом по мере того, как тот чередует свои действия с вопросами, адресованными ребёнку.
Техника « Разрывание бумаги»
Автор: Кети Дейвис
Цель: Сплотить детский коллектив, зарядиться положительными эмоциями, выплеснуть накопившиеся эмоции и агрессивные импульсы, раскрепостить излишне скованных, тревожных детей, развитие волевой регуляции.
Показание к применению: техника используется в работе с гиперактивными, импульсивными, так и с тревожными и скованными детьми.
Это упражнение применимо для детей старше 5 лет. Число детей в группе от 2-5 человек. Чем более импульсивны и активны дети, тем меньше их должно быть. Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно спросить детей, кто из них обещает убрать группу после занятия, и объяснить, что это упражнение позволит освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.
Затем дети вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки дети бросают в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кучки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.
Дети играют столько, сколько позволяет время. Затем наступает момент уборки. Дети вспоминают о своём обещании, которое они давали в начале занятия. Когда уборка завершена, педагог- психолог просит детей поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда даёт выход своей энергии.
Игра « Шкала гнева»
Автор: Джойс Мигер
Цель: Учить контролировать проявления своих чувств.
Показание к применению: Данная техника может быть особенно полезна в работе с агрессивными, импульсивными, возбудимыми детьми.
На доске изображается мишень ( ею может являться и любая плотная поверхность). Потребуются небольшие мешочки с бобами или горохом или с песком. Мешочки ударяются о стену в момент броска и отскакивают с силой пропорциональной силе броска.
В начале упражнения педагог объясняет ребёнку, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень. Затем ребёнку предлагают сделать то же самое. Его просят подумать и высказать что – нибудь, что не очень сильно раздражает или злит ( он говорит: « Я слегка разозлился, когда…»). Со словами; « Я разозлился сильнее, когда…» педагог и ребёнок поочерёдно бросают мешочек со всей большей силой. И наконец изо всех сил. Педагог обсуждает с ребёнком, что тот ощущает в момент раздражения, чтобы идентифицировать его чувство. Далее педагог обучает ребёнка эффективным способам снятия напряжения методом бросания мешочков с разной силой. Конечной целью такого занятия является усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства.
Упражнение «Ноги топают»
Автор: Кэти Вандерлих
Цель: снять агрессию, выплеснуть раздражение.
Упражнение используется в работе с детьми, склонные к бурным проявлениям чувств гнева и агрессии.
Упражнение позволяет ребёнку убедиться в том, что обида и злость – вполне нормальные явления. Игра «Ноги топают» позволяет ребёнку приемлемым образом выразить сильные негативные эмоции и тем самым снять психическое напряжение. Вместо призывов « держать себя в руках» ребёнку предлагают определённые способы эмоциональной разрядки. Благодаря их освоению он может, не травмируя себя и окружающих, справиться с состоянием эмоционального напряжения.
Для упражнения необходимо нарисовать на картоне контуры детских ступней, слегка раздвинутых носками наружу. Затем ребёнку предлагают раскрасить эти следы любым понравившимся ему образом. Психолог объясняет детям, насколько важно научится давать выход чувствам раздражения и злости, чтобы они не мешали продолжать заниматься играми или иным делом. Лучший способ дать выход этим чувствам – это топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Дети ощущают, что эти чувства «вышли» из них, а их стопы стали горячими, - верный знак того, что им удалось избавиться от злости. Далее они начинают топать до тех пор, пока стопам не станет тепло. Педагог спрашивает ребёнка, чувствует ли он, что его злость «вышла» через ступни наружу? Детям предлагают ещё больше успокоиться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем ребёнка просят нарисовать рассерженное лицо наверху следа и радостное лицо - у его основания.
Техника каракулей
Автор: Лесли Лоуи
Цель: Повышение самооценки, развитие способности к концентрации внимания, формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей, развитие терпеливости, привитие навыков участия в спокойных видах деятельности, создание условий для совместной творческой работы членов семьи.
Техника каракулей может применяться в работе с гиперактивными детьми, с дисфункциональными семьями, в которых люди неуважительно относятся друг к другу и не умеют работать совместно. В некоторых случаях используется для установления первичного контакта с ребёнком.
Работа проходит в несколько этапов.
Этап первый. Я спрашиваю ребёнка, не хотел бы он поиграть с рисунком, и поясняю, что это занятие предполагает взаимную помощь в создании рисунка на основе каракулей.
Этап второй. Я кладу на стол лист бумаги и приглашаю ребёнка сесть рядом. Таким образом мы все оказываемся в равных условиях. Я прошу ребёнка выбрать один мелок(карандаш, фломастер). Два человека не могут воспользоваться одним и тем же цветом.
Этап третий. Я прошу ребёнка быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Если дети проявляют нерешительность, я начинаю первым. Я не пытаюсь создать образ и занимаю выжидательную позицию, предоставляя возможность ребёнку действовать самостоятельно.
Этап четвёртый. Ребёнок исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули. Он имеет право любым образом повернуть лист. Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения,- тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по нескольку раз.
Этап пятый. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовать. По мере того как формируются образы, дети начинают на них реагировать, иногда – шутить. Надо также следить, чтобы никто не пытался стереть нарисованное другим, однако добавление новых элементов к уже созданному возможно.
Этап шестой. Когда рисунок закончен, психолог может либо ограничиться похвалой за полученный результат и сказать что – нибудь хорошее о самом процессе творчества, либо перейти сразу к следующему этапу, который предполагает обсуждение того, что дети видят на рисунке. Психологу необходимо создать атмосферу взаимной терпимости и доверия.
Этап седьмой. Спросите ребёнка, что может происходить в рисунке, каков его сюжет. Предложите на основе этого придумать какую – нибудь историю. Через несколько секунд «эстафету» рассказа может взять другой ребёнок, третий и т.д. до тех пор пока группа не придёт к соглашению относительно завершения рассказа. Попросите всех назвать основную тему рассказа. Образы и темы, проявившиеся при использовании техники каракулей, столь же информативны и значимы, как и при игре с песочницей.
«Древо чувств».
Автор: Джойс Мигер
Цель: Снизить тревожность, депрессию, агрессивность. Научить лучше понимать свои переживания.
Обычно я начинаю изготовление «древо чувств» со ствола и кроны: закрепляю глину серого цвета на прочном каркасе. Затем развешиваю на нём плоды разного цвета. При работе с детьми старшего возраста можно создавать корни, символизирующие «источники чувств» (т.е. их причины). Необходимо иметь хотя бы по четыре плода каждого цвета: жёлтая – радость, синяя- печаль, красная – раздражение, зелёная – зависть, ревность), только так можно обсудить все основные чувства и в тоже время ограничить общее время беседы в целях создания безопасной для ребёнка атмосферы. Когда последний плод сорван, ребёнок обычно испытывает ощущение завершённости процесса.
Игра с марионетками
Автор: Мари Болтинхаус.
Цель: Снятие тревоги, понимание причин страха, налаживание эмоционального контакта, коррекция гиперактивности, внимания
Желательно иметь достаточное количество марионеток, чтобы ребёнок мог выбрать тот персонаж, который ему наиболее близок.
Одним из вариантов игры с марионетками является разыгрывание ребёнком и психологом сюжетов. Отражающих условия жизни и проблем ребёнка. Действие, однако, должно происходить в ином времени, месте и при несколько иных обстоятельствах. Психолог начинает игру с того, что представляет основных персонажей и их краткую предысторию. Ребёнок спонтанно включается в игру, придумывая что- то своё. Затем психолог создаёт такую ситуацию, которая заставляет ребёнка искать способы её разрешения, но, если ребёнок затрудняется, психолог, может и подсказать. Затем можно предложить ребёнку нарисовать то, что может произойти в дальнейшем, либо создать композицую из глины или пластилина, отражающие определённые моменты игры.На следующем занятии можно уделить особое внимание обсуждению рисунка или глиняной композиции: ребёнок и психолог вновь кратко вспоминают историю, разыгранную на предыдущем занятии. После можно вернуться к игре с марионетками и попытаться её продолжить. В ряде случаев присутствие родителей весьма бывает полезным.
«Разбей башню»
Автор: Шерри Сэйкс
Цель: Научить адекватно выражать гнев и раздражение в приемлемой форме, повышать уверенность в себе.
Ребёнок строит из пластмассовых баков башню, ставит наверху маленькую тряпичную куклу, а затем разбивает сооружение мягким мячом. Кукла может символизировать всё что угодно – какое – либо событие, обидчика и т.д. Но ребёнок должен сказать, что обозначает для него эта кукла и, разбивая башню, выражать свои чувства словами: « Я ненавижу…», «Я больше не буду…» Психолог обеспечивает ребёнку обратную связь, отражая содержание его высказываний и особенности его переживаний.
Постройка башни, прочной или, неустойчивой – как того захочет ребёнок,- даёт ему ощущение контроля над ситуацией. Расположение на её вершине куклы усиливает это ощущение. Интересный момент предлагаемой техники связан с тем, что в конце игры ребёнок собирает баки, вставляя их один в другой, и закрывает самый большой крышкой. Внутрь большого бака он может положить не только более мелкие баки, но также мяч и куклу. Такая процедура даёт ему ощущение того, что он оставляет свои чувства в надёжном месте, под присмотром психолога.
«Рассерженные шарики»
Автор: Тэмми Хорн.
Цель: Помочь детям выразить и понять свои чувства, переживания. Адекватно выплеснуть накопившееся напряжение, раздражение и злость.
Для работы требуются надувные шарики. Ниже описаны основные этапы выполнения данного упражнения.
Попросите каждого ребёнка (при групповой работе) надуть шарик и завязать его (если кто-то затрудняется, ему можно помочь).
а) Объясните детям, что шарик может символизировать тело, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.
б) Спросите детей (после того, как они завяжут шарики), может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него, и что случается, когда эти чувства переполняют человека. А если человек переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить «трезво»?
2. Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался.
а) Спросите их, можно ли такой способ выражения гнева рассматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Некоторые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите с ними, что может означать этот страх.
б) Объясните детям, что если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой – либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.д. Спросите их, можно ли считать такой способ выражения гнева «безопасным».
3. Предложите детям надуть ещё один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по – прежнему символизирует человека, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.
4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать.
а) Обратите внимание детей на то, что шарик уменьшился. «Взорвался ли он, когда вы пускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остаётся ли в результате этого шарик целым?» Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.
5. Предложите детям продолжать сдувать шарики мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните детям, что воздух внутри шарика – это чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает в нас эти чувства, и находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут «вырваться» наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребёнка и тех, кто находится с ним рядом. Приведите примеры иных – более безопасных – способов выражения этих чувств. Можете нарисовать радугу(или предложить детям нарисовать её) и в каждой из полос определённого цвета написать какую – нибудь букву. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева, начинающиеся с этих букв, они могут назвать.
6. В случае необходимости, повторите упражнение, либо продолжайте его выполнять до тех пор, пока дети не усвоят его основной «урок».
Игра с тестом, глиной, пластилином.
Автор: В. Оклендер
Цель: Дать выход раздражению, уметь контролировать и владеть своим поведением, повышение уверенности в себе, самооценки.
При работе с глиной (пластилином, тестом) дети не только получают удовлетворение от самостоятельной деятельности, но и становятся социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, чувствами, ощущениями.
«Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут изменять ваши ощущения. Попробуйте оба эти способа, чтобы выяснить, так ли это. Если вам всё – таки нужно на короткое время открыть глаза, это ничего, просто затем закройте их снова. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.
Заставьте себя ощутить кусок глины таким, какой он есть сейчас – подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно...Теперь быстрее… Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите вашу глину...Теперь разгладьте её. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили…Соедините все вместе, чтобы получился шар… Проткните глину. Если глина расплющивается, опять соберите её и проткните снова. Попробуйте сделать это и другой рукой тоже… Собирайте её и ударяйте по ней… Пошлёпайте по ней… Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания… Соберите глину…Разрывайте её. Отрывайте маленькие и большие кусочки. Соедините их. Возьмите кусок и бросьте его. Вы можете для этого на минутку открыть глаза… Сделайте это снова. Делайте это сильнее. Сделайте так, чтобы был слышен сильный шлепок. Не надо бояться сильного удара…Теперь соберите глину снова… Потыкайте её пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку… Проковыряйте ещё несколько дыр… Проковыряйте одну сквозную. Ощупайте края дыры, которую вы проделали. Соберите глину и попробуйте нанести на неё линии, ударяя по ней, и проделать в ней маленькие отверстия с помощью пальцев. Ощупайте линии и отверстия, которые вы сделали. Используйте различные пальцы руки: суставы, ребро ладони, ладонь. Посмотрите, что вы можете сделать. Вы можете использовать даже свои локти.
Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становиться всё тоньше и длиннее по мере того, как вы будете раскатать глину. Оберните ею свою руку или свой палец. Теперь возьмите кусочек, раскатайте его между ладонями и сделайте маленький шарик. Ощупайте этот шарик. Сомните его снова. Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо знаете его.
По окончании работы детям можно задать вопросы:» Что тебе понравилось больше всего?», «Что ты не любишь делать?», «Какие чувства ты испытываешь во время работы с глиной?» Работу с глиной полезно сопровождать музыкой, что стимулирует творческую активность. Причём музыка способна направлять и конкретизировать создаваемые образы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...