Игра, как способ ознакомления с природой
консультация (старшая группа) на тему
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра, как способ ознакомления с природой
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства.
Существуют так называемые дидактические игры, которые содержат определённую умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего – это совместные игры, которые требуют двух-трёх, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребёнка этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в его играх.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В настоящее время продаются разнообразные настольно-печатные игры, среди которых есть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Эти игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме того со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослому необходимо ввести ребёнка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4-х лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру – это улучшает восприятие их формы.
Игра с разрезными картинками воспитывает в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует своё восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.
Предложите ребёнку поиграть, - Я буду загадывать тебе вкусные загадки , а ты отгадай их. Закрой глаза и открой рот. Кладёт ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук, конечно, сразу отгадывает что это, а бабушка, как бы ненароком, спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус несложно - у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, сладкая. Дальше положите ему в рот лук, капусту, свёклу, веточку укропа, кусочек хлеба или щепотку сахара. Малыш отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку. В другой раз мама или бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, ему нужно подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Аналогичным образом ребёнку можно предложить отгадать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко или морковку, или луковку. Ощупав предмет, малышу нужно отгадать его. Ту же морковь в этот раз можно определить по иным признакам: форме (продолговатый, заострённый с одного и округлённый с другого конца), твёрдой и гладкой поверхности. Лук выдаёт себя круглой формой, гладкой поверхностью и шелестом чешуек. Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки – то ли огурец, то ли помидор, отличить апельсин от яблока, апельсин от лимона, не спутать яблоко с грушей, абрикос со сливой. Игра тренирует сенсорные способности ребёнка и может его долго занимать, если её разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать их с помощью речи дошкольника в различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить.
- Хочешь узнать, что я буду покупать? – спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает. – Я загадаю тебе загадки – расскажу про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Растёт на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твёрдая, цветом темно-красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что её кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становится от неё темно-красной.
- Слушай вторую загадку: растут на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зелёные и твёрдые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета.
Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, ему нужно тоже предложить придумать загадки-описания.
- Теперь ты придумай загадку, - говорит мама дочке в магазине. Посмотри, что здесь есть и загадай.
Родители могут играть с детьми в словесные игры и описательные загадки (они не требуют особых условий и дополнительного материала) в пути, очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях. Содержание игры может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановке, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы; в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.
«Когда это бывает?»- взрослый называет явление, ребёнок – время года, когда оно бывает. Например:
- Идёт снег…зимой.
- Радуга в небе…летом.
- Жёлтые и красные листья на деревьях…осенью.
- Птицы несут веточки в гнёзда…весной.
- Птицы несут в клюве червяка…летом и т.д.
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, яблоко и т.д.)
«Что бывает жёлтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, бабочка-лимонница и т.д.)
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, ребёнок – общую группу, к которой они относятся). Например:
- Воробей…птица;
- Олень…животное;
- Ель…дерево;
- Яблоко…фрукт и т.д.
«Что третье?» (взрослый называет два сходных предмета, ребёнок подбирает к ним третий). Например:
- Ромашка, колокольчик…василёк;
- Ворона, голубь…сорока;
- Берёза, липа…клён;
- Солнце, облако…радуга;
- Цветок, стебель…лист и т.д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребёнка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрёстно – в рамках объединениях. Например, игра «Назови одним словом»:
- Тигр, крокодил, лев – хищники;
- Тигр, собака, кошка – животные, хищники;
- Собака, кошка, корова – домашние животные;
- Корова, овца, коза – копытные, растительноядные животные;
- Олень, волк, заяц – дикие животные.
Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребёнка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до трёх – время, за которое надо ответить, или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
С детьми трёх-четырёх лет дидактические игры целесообразнее совмещать с движением. Гуляя осенью в парке или в лесу, взрослый показывает ребёнку опавший лист и просит найти такой же, затем предлагает ему указать дерево с которого упали эти листья, назвать его. Когда ребёнок будет различать 3-4 дерева, с ним можно поиграть.
- Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее, - говорит взрослый малышу. Я буду называть деревья: раз, два, три – к берёзе беги; раз, два, три – под липу беги (делает то же самое); раз, два, три – к клёну беги (бегом направляется к нему).
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Консультация подготовлена на основе методического материала для работы с родителями в дошкольных учреждениях «Как приобщить ребёнка к природе», автор С.Н.Николаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. "Развивающие игры по ознакомлению с природой для детей дошкольного возраста с использованием электронно-образовательных ресурсов"
Данный материал раскрывает тему ознакомление детей с природой через ИКТ....
Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.
Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах. Игра "Магазин"...
Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.
Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....
Дидактические игры по ознакомлению с природой в дошкольном возрасте.
Игры на закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах, цветах....
Способы ознакомления детей с природой.
Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно чаще проводить прогулки за пределы детского сада. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различным...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра, как способ ознакомления с окружающим"
Сюжетно-ролевая игра, как средство ознакомления с окружающим...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с природой) "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с природой) "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим"....