Проект "Лекарственные растения"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
- Актуальность проекта ……………………………………………3
- Цели и задачи ……………………………………………………..4
- Продолжительность проекта …………………………………….5
- I, II этапы ……………………………………………………….6-7
- Заключительный этап ……………………………………………8
- Список используемой литературы ………………………………9
- Приложения к проекту
Актуальность проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Цели:
Формирование знаний о мире лекарственных и ядовитых растений,
знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
Вовлекать в природоохранную деятельность.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Знакомить с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Количество участников: 25 детей, 2 воспитателя, 1 музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: 2 месяца. (август – сентябрь) долгосрочный
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений и вреде ядовитых растениях.
Данный проект осуществляется на базе детского сада в подготовительной группе под руководством воспитателей. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
I этап Подготовительный: (с 02.09.15-по07.09.15)
- подбор методической и художественной литературы
- подбор экспонатов, картин.
- изготовление пособий, карточек.
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий, определение тематики бесед.
- тематическое планирование.
- установление контактов.
- выбор объектов для экскурсии.
- подбор музыкального репертуара.
- разработка занятий, экологических викторин.
Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.
IIэтап Основной: (08.09.15-по28.09.15)
1. Беседа « Лекарственные растения ».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)
2. Игра «Съедобное - Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Конспект занятия «Ядовитые растения»
Цель: Познакомить детей с наиболее распространенными ядовитыми растениями нашего края, средой их обитания.
4. Чтение литературных произведений:
- Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
- Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павловой «Загадки цветов»,
- А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»
6. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
7.Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы ,листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
8. Экскурсия в парк.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
9. Занятия по ИЗО деятельности: Аппликация «Полезные растения»
Цель: укреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растениях
10. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, крапива, календула).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, мешочки с засушенными растениями.
11. Итоговое занятие КВН «Знатоки природы»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
III этап Заключительный (с 29.09.15 – по 30.09.15)
Подведение итогов реализации проекта.
Оформление выставки "Наши зеленые друзья" Рисунки детей.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках.
Работа с родителями. Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.
Изучили строения растения.
Определили, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?
Есть ли запах у растений?
Мы заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и теплые.
Вывод: Данный проект позволил организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.
Способствовал развитию кругозора, бережного отношения к лекарственным растениям своей местности.
Список использованной литературы
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....