занятие "Сергий Радонежский"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дубровская Наталия Ивановна

духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon жизнь святого51 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_sergiy_radonezhskiy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №14 «Родничок» г.Алатыря Чувашской Республики

«Светлый образ

Сергия Радонежского»

конспект  непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми и родителями

по программе «Социокультурные истоки»

в старшей группе

                                                                                               Подготовила : Дубровская Н.И.

            Рузавина Е. В.

                 

Алатырь- 2014 г.

Цель:

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми по теме

«Светлый образ Сергия Радонежского».

Задачи:

Развивать коммуникативные умения.

Развивать устную речь, дикломирование стихотворений.

Обогащать словарный запас .

 Знакомить с народным творчеством через пословицы.

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.

Воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи художников

Нестерова, Васнецова.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций в процессе творческой

работы «Конь».

Развивать игровые умения и навыки в игре «Оседлай коня».

 

Ход  НОД

Дети входят в зал. Звучит музыка. Дети располагаются полукругом ,

Приветствуют гостей и садятся на стульчики.

Воспитатель

На мольберте образ Сергия Радонежского.

Вопрос детям: «Кто перед вами?»

Сергий Радонежский- великий русский святой.

Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. В детстве Сергия Радонежского звали Варфоломеем.  Его родители  часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Как все дети на свете, Варфоломей  любил сказки. Мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. Варфоломей с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку. Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться. Когда  Варфоломей  подрос, он пошел в школу, но никак не мог научиться читать. И это его очень огорчало.

Стихотворение.

Воспитатель.

Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал  домой лошадей. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился.

На мольберте картинка «Встреча Варфоломея с ангелом»

Просмотр видео.

Вопросы детям:

О ком рассказ?

Кем были родители Сергия Радонежского?

Что явилось главным в чудесном обретении грамоты Варфоломеем?

В чём выразилось почтение Варфоломея перед Святым старцем?

Вам понравился мальчик?

Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик?

Можем ли мы назвать его трудолюбивым?

Выслушиваются ответы.

Воспитатель.

-Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много

Лет назад, мне кажется, что он похож на вас. Как и вы, он любит всё живое на

Земле, умеет трудиться, любит сказки, как и вы, он очень хотел учиться.

Воспитатель.

Какие пословицы вы знаете об учении?

Воспитатель.

Игра под музыку «Оседлай коня».

(Стулья -кони.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель.

Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.

 Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.

 Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после их смерти ушел в лес.

Просмотр видео.

На мольберте репродукции картин

К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением.

Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

 Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.

 В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско.

 Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: "Иди, не бойся, Бог поможет тебе", – а на ухо шепнул: "Ты победишь".

Видеоролик  «О Троице-Сергиевой Лавре».

Воспитатель.

Народная пословица гласит: »Кто с конём- тот с добром».

  Обращение воспитателя к опыту детей. ( о картине Васнецова «Три богатыря»)

Предлагаю детям пригласить родителей в творческую мастерскую.(Работа в паре)

Дети читают стихи.

Все встают в 2 круга (Дети и родители)

Выступление перед родителями.(см. Слово к родителям)

(Год культуры – на активном занятии использованы образцы картин известного художника Нестерова ,народные пословицы, стихи о Сергии Радонежском, отрывок из книги И.С.Шмелева «Богомолье», текст рукописи «Сын радости».  3 мая отмечается -700 летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.)

В заключении:  Что вы узнали сегодня нового?                

Воспитатель предлагает детям с родителями заполнить страницу альбома «Образ Сергия Радонежского».

 

Приложение

 

Н. Горецкая

На лошадку я сажусь,

И за гриву я держусь.

Как же быстро мы скакали,

Так, что очень мы устали.

Ох, далек же был наш путь!

Надо срочно отдохнуть.

Дать попить лошадке надо,

А мне чаю с мармеладом.

Как люблю лошадку я-

Это палочка моя!

 Источник: http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/stihi_pro_jivotnih/801-loshad.html

У меня есть хвост        (Жеребенок поворачивается к зрителям задом и машет хвостом).

 и грива,             (Жеребенок трясет головой).

С ними очень я красивый!        (Жеребенок кружится на месте, показывая себя со всех сторон.)

И-го-го! И-го-го!

Краше нету никого!         (Жеребенок скачет по кругу).

 Ветра я быстрей помчусь!        (Жеребенок встает и отряхивается.)

Но пока я лишь ребенок,

Сын лошадки – жеребенок .

***    ***    ***     ***

Хоть росточком и мала,

Я вам не игрушка!        (Пони машет гривой.)

Обогнать бы я могла

И ядро из пушки!        (Пони роет копытом землю.)

А еще в стальной броне

Мини рыцарь нужен мне,    (Пони показывает рост мини рыцаря.)

Вот тогда большие кони

Обзавидуются пони.

***    ***      ***    

Русскому богатырю

Я первейший друг в бою!        (Конь бьет копытом.)

У меня характер ражий –        (Конь встает на дыбы и громко ржет.)

Мчусь, как вихрь, на рати вражьи.        (Конь роет копытом землю.)

То бегу я,                  (Конь бежит.)                    

 то лечу,           (Конь подпрыгивает.)

Всех копытами топчу!          (Конь громко топает, топча невидимых врагов.)

Я – горячий, как огонь,

Храбрый богатырский конь.

До Радонежа

                     (Детство Варфоломея. Учеба)

 Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен.

 Б.К. Зайцев

 Приходская школа,                                      

 Перышки скрипят.

 За столом дубовым

 Отроки сидят.

 По складам читают,

 Отвечают в лад –

 Лишь Варфоломею

 Не везет никак.

 Слюдяные окна,

 Света полоса…

 Поднимает отрок

 Грустные глаза.

 Прочитать не может,

 Сколько ни тверди…

 Даже сам учитель

 Руки опустил.

 Ставит на колени

 Он озорников,

 И Варфоломея

 Наказать готов:

 - Аз да буки, веди –

 Что тут не понять?

 Постараться надо,

 И начнешь читать.

 И старался отрок…

 И смеялись все!

 Спряталось за тучкой

 Солнышко в окне.

 Добронравен, кроток

 Тихий ученик,

 Головою русой

 Что-то он поник.

 Слюдяные окна,

 Синие глаза…

 За окном грохочет

 Первая гроза.

Пословицы об учении.

Учение — путь к умению.

 Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Повторять да учить — ум точить.

Учёному везде дорога.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Учиться — всегда пригодится.

Чтение — лучшее учение.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Заметка

В рамках программы  «Социокультурные истоки» в группе «Колокольчик»

прошло активное занятие по теме «Светлый образ Сергия Радонежского».

Цель:

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми по теме

«Светлый образ Сергия Радонежского».

 Задачи:

Развивать коммуникативные умения.

Развивать устную речь, дикломирование стихотворений.

Обогащать словарный запас .

 Знакомить с народным творчеством через пословицы.

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.

Воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи художников

Нестерова, Васнецова.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций в процессе творческой

работы «Конь».

Развивать игровые умения и навыки в игре «Оседлай коня».

 

Работая по данной теме дети узнали ,как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Дети познакомились с репродукциями  картин известных художников Нестерова и Васнецова ,народными  пословицами, стихами о Сергии Радонежском, отрывком из книги И.С.Шмелева «Богомолье», текстом рукописи «Сын радости».  

Просмотр видео для детей сделали образ Сергия

Радонежского более понятным для детского восприятия.

 Активная форма занятия способствовала активному речевому общению и дальнейшему развития опыта активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Активными участниками занятия стали приглашенные родители. Общение в ресурсном круге и работа в паре развивала способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, создавало условия для формирования правильной самооценки детей. Совместная творческая работа  - «Конь» сблизила детей и их родителей, доставила удовольствие.

Родители выразили благодарность за возможность заниматься вместе с детьми, желание быть активными  участниками подобных занятий, продолжить работу в следующем году.

Дубровская Н.И., воспитатель группы.



Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №14 «Родничок» г.Алатыря Чувашской Республики

«Светлый образ

Сергия Радонежского»

конспект  непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми и родителями

по программе «Социокультурные истоки»

в старшей группе

                                                                                               Подготовила : Дубровская Н.И.

            Рузавина Е. В.

                 

Алатырь- 2014 г.

Цель:

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми по теме

«Светлый образ Сергия Радонежского».

Задачи:

Развивать коммуникативные умения.

Развивать устную речь, дикломирование стихотворений.

Обогащать словарный запас .

 Знакомить с народным творчеством через пословицы.

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.

Воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи художников

Нестерова, Васнецова.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций в процессе творческой

работы «Конь».

Развивать игровые умения и навыки в игре «Оседлай коня».

 

Ход  НОД

Дети входят в зал. Звучит музыка. Дети располагаются полукругом ,

Приветствуют гостей и садятся на стульчики.

Воспитатель

На мольберте образ Сергия Радонежского.

Вопрос детям: «Кто перед вами?»

Сергий Радонежский- великий русский святой.

Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. В детстве Сергия Радонежского звали Варфоломеем.  Его родители  часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Как все дети на свете, Варфоломей  любил сказки. Мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. Варфоломей с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку. Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться. Когда  Варфоломей  подрос, он пошел в школу, но никак не мог научиться читать. И это его очень огорчало.

Стихотворение.

Воспитатель.

Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал  домой лошадей. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился.

На мольберте картинка «Встреча Варфоломея с ангелом»

Просмотр видео.

Вопросы детям:

О ком рассказ?

Кем были родители Сергия Радонежского?

Что явилось главным в чудесном обретении грамоты Варфоломеем?

В чём выразилось почтение Варфоломея перед Святым старцем?

Вам понравился мальчик?

Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик?

Можем ли мы назвать его трудолюбивым?

Выслушиваются ответы.

Воспитатель.

-Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много

Лет назад, мне кажется, что он похож на вас. Как и вы, он любит всё живое на

Земле, умеет трудиться, любит сказки, как и вы, он очень хотел учиться.

Воспитатель.

Какие пословицы вы знаете об учении?

Воспитатель.

Игра под музыку «Оседлай коня».

(Стулья -кони.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель.

Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.

 Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.

 Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после их смерти ушел в лес.

Просмотр видео.

На мольберте репродукции картин

К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением.

Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

 Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.

 В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско.

 Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: "Иди, не бойся, Бог поможет тебе", – а на ухо шепнул: "Ты победишь".

Видеоролик  «О Троице-Сергиевой Лавре».

Воспитатель.

Народная пословица гласит: »Кто с конём- тот с добром».

  Обращение воспитателя к опыту детей. ( о картине Васнецова «Три богатыря»)

Предлагаю детям пригласить родителей в творческую мастерскую.(Работа в паре)

Дети читают стихи.

Все встают в 2 круга (Дети и родители)

Выступление перед родителями.(см. Слово к родителям)

(Год культуры – на активном занятии использованы образцы картин известного художника Нестерова ,народные пословицы, стихи о Сергии Радонежском, отрывок из книги И.С.Шмелева «Богомолье», текст рукописи «Сын радости».  3 мая отмечается -700 летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.)

В заключении:  Что вы узнали сегодня нового?                

Воспитатель предлагает детям с родителями заполнить страницу альбома «Образ Сергия Радонежского».

 

Приложение

 

Н. Горецкая

На лошадку я сажусь,

И за гриву я держусь.

Как же быстро мы скакали,

Так, что очень мы устали.

Ох, далек же был наш путь!

Надо срочно отдохнуть.

Дать попить лошадке надо,

А мне чаю с мармеладом.

Как люблю лошадку я-

Это палочка моя!

 Источник: http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/stihi_pro_jivotnih/801-loshad.html

У меня есть хвост        (Жеребенок поворачивается к зрителям задом и машет хвостом).

 и грива,             (Жеребенок трясет головой).

С ними очень я красивый!        (Жеребенок кружится на месте, показывая себя со всех сторон.)

И-го-го! И-го-го!

Краше нету никого!         (Жеребенок скачет по кругу).

 Ветра я быстрей помчусь!        (Жеребенок встает и отряхивается.)

Но пока я лишь ребенок,

Сын лошадки – жеребенок .

***    ***    ***     ***

Хоть росточком и мала,

Я вам не игрушка!        (Пони машет гривой.)

Обогнать бы я могла

И ядро из пушки!        (Пони роет копытом землю.)

А еще в стальной броне

Мини рыцарь нужен мне,    (Пони показывает рост мини рыцаря.)

Вот тогда большие кони

Обзавидуются пони.

***    ***      ***    

Русскому богатырю

Я первейший друг в бою!        (Конь бьет копытом.)

У меня характер ражий –        (Конь встает на дыбы и громко ржет.)

Мчусь, как вихрь, на рати вражьи.        (Конь роет копытом землю.)

То бегу я,                  (Конь бежит.)                    

 то лечу,           (Конь подпрыгивает.)

Всех копытами топчу!          (Конь громко топает, топча невидимых врагов.)

Я – горячий, как огонь,

Храбрый богатырский конь.

До Радонежа

                     (Детство Варфоломея. Учеба)

 Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен.

 Б.К. Зайцев

 Приходская школа,                                      

 Перышки скрипят.

 За столом дубовым

 Отроки сидят.

 По складам читают,

 Отвечают в лад –

 Лишь Варфоломею

 Не везет никак.

 Слюдяные окна,

 Света полоса…

 Поднимает отрок

 Грустные глаза.

 Прочитать не может,

 Сколько ни тверди…

 Даже сам учитель

 Руки опустил.

 Ставит на колени

 Он озорников,

 И Варфоломея

 Наказать готов:

 - Аз да буки, веди –

 Что тут не понять?

 Постараться надо,

 И начнешь читать.

 И старался отрок…

 И смеялись все!

 Спряталось за тучкой

 Солнышко в окне.

 Добронравен, кроток

 Тихий ученик,

 Головою русой

 Что-то он поник.

 Слюдяные окна,

 Синие глаза…

 За окном грохочет

 Первая гроза.

Пословицы об учении.

Учение — путь к умению.

 Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Повторять да учить — ум точить.

Учёному везде дорога.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Учиться — всегда пригодится.

Чтение — лучшее учение.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Заметка

В рамках программы  «Социокультурные истоки» в группе «Колокольчик»

прошло активное занятие по теме «Светлый образ Сергия Радонежского».

Цель:

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми по теме

«Светлый образ Сергия Радонежского».

 Задачи:

Развивать коммуникативные умения.

Развивать устную речь, дикломирование стихотворений.

Обогащать словарный запас .

 Знакомить с народным творчеством через пословицы.

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.

Воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи художников

Нестерова, Васнецова.

Развивать глазомер, чувство цвета, формы, пропорций в процессе творческой

работы «Конь».

Развивать игровые умения и навыки в игре «Оседлай коня».

 

Работая по данной теме дети узнали ,как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Дети познакомились с репродукциями  картин известных художников Нестерова и Васнецова ,народными  пословицами, стихами о Сергии Радонежском, отрывком из книги И.С.Шмелева «Богомолье», текстом рукописи «Сын радости».  

Просмотр видео для детей сделали образ Сергия

Радонежского более понятным для детского восприятия.

 Активная форма занятия способствовала активному речевому общению и дальнейшему развития опыта активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Активными участниками занятия стали приглашенные родители. Общение в ресурсном круге и работа в паре развивала способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, создавало условия для формирования правильной самооценки детей. Совместная творческая работа  - «Конь» сблизила детей и их родителей, доставила удовольствие.

Родители выразили благодарность за возможность заниматься вместе с детьми, желание быть активными  участниками подобных занятий, продолжить работу в следующем году.

Дубровская Н.И., воспитатель группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о Сергие Радонежском

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святост...

Текст к презентации о Сергие Радонежском

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости....

Сергий Радонежский - Святитель земли русской

В образе Сергия Радонежского воплощается православная святость во всей её полноте. Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия с первых его веков. Он являет собой образ совершенног...

Сергей радонежский - собиратель земли русской

Уважаемые коллеги!!!!  Я посвятила эту статью памяти Сергея Радонежского. Здесь описана его библиография....

Беседа с детьми с элементами театрализованной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на родительское собрание "Сергий Радонежский"

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в ...

Конспект НОД в старшей группе"Знакомство с русским святым Сергием Радонежским"

Знакомила детей с русским святым Сергием Радонежским....

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...