Выступление на педагогическом совете "Традиции татарского народа"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37»
Нижнекамского муниципального района РТ
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Традиции татарского народа»
(из опыта работы)
Воспитатель по обучению
татарскому и русскому языкам
МБДОУ № 37
Миндубаева Гузель Сиреньевна
г. Нижнекамск, РТ
Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала, картин. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях.
Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.
Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в работе часто использовали колыбельные песни, народные игры, такие как «Карусель», «Ак калач», «Песи – песи». Перед детьми не ставила цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это «татарская песенка» или «татарская народная игра” – дети более внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.
В разнообразных деятельностях часто использовали татарские пословицы о дружбе, труде, честности, доброте. Старалась использовать пословицы и поговорки в подходящие ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл, товарищество, доброты, трудолюбия, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.
Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.
Малышей знакомили с бытовыми сказками о животных : «Хвосты» , «Лиса и медведь». Иногда рассказ сказки сопровождала показом кукольного театра. Знакомили детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.
В своей работе использовали произведения малого татарского фольклора. Наряду с чтением своих родных сказок или других фольклорных произведений, а также авторских произведений детей знакомили с творчеством русского народа. После чтения русской народной сказки внимание детей обращали на русский костюм и выделяли особенности русского костюма: это не платье, а вышитая рубашка и сарафан – это русский костюм. С детьми рассматривали русский костюм на отдельных картинках и повторяли названия костюма и его отдельные детали «кокошник», «вышивки», «сарафан».
Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски.
Растительные орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.
Работа проводилась постоянно в любое свободное время, продолжали знакомить детей с устным народным творчеством, читали потешки, сказки, на музыкальных занятиях слушали родные напевы, пели песни, делали движения под музыку. Уже с младших групп предусматривали приобщение детей к народной игрушке (матрёшке): пирамидке, качалкам, к игрушке забаве и др.
В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и другим народам, культуре, быту, продолжается. В повседневной жизни детей знакомили с татарским и русским народным творчеством, народными игрушками, национальными играми, костюмами, праздниками.
С целью более широкого ознакомления с формами народного фольклора введено было как и в младшей группе ( обычно в утренние отрезки времени), заучивание потешки «Солнышко – ведёрышко», «Дождик – дождик», «Загляни к нам солнышко» и др.Оно сопровождалось с показом иллюстрации.
Детей знакомили со сказками и их героями, обращали внимание детей на орнамент, русской и татарские узоры, пытались раскрыть национальные особенности этих произведений. Работа показала, что они хорошо усваивают сведения.
В средней группе была своя программа работы с родителями, предусматривающая разные формы. Были проведены родительские собрания на тему: «Интернациональное воспитание детей дошкольного возраста», «Воспитание любви и уважения к своему народу через знакомство с произведениями устного народного творчества».
В уголке для родителей «Читайте детям» был предложен список стихов, которые читаем детям и перечень народных игр, которые играют дети в детском саду, чтобы родители могли дома закреплять со своими детьми.
При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях. При составлении плана в старшей группе было учтено объём знаний детей полученные в младшей и средний группах.
С учетом национального состава воспитанников нашего детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Благодаря элементам предметно- развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники «Сомбелә», «Науруз», «Сабантуй», «Карга боткасы” (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, татарские пляски, оформляли празднично участок.
В доступной форме рассказали об истории этого праздника. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить « Роскош» человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои « Песенные или стиховые» таланты.
Праздник «Сабантуй» славится соревнованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость, смелость. Праздник прошёл в детском саду очень весело. Дети с удовольствием пели, танцевали, играли, особенно понравились игры татарского народа «Перетяни канат», «Не пролей воды», «Скачки в мешках».
Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляли на занятиях, в беседе «О культуре и о быте татарского народа», в процессе которого дети рассказывали о трудолюбии татарского народа, о его обычаях , культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражали гордость за то, что они живут в Татарстане.
Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.
В течение года знакомили детей с родным краем, с произведениями татарских детских писателей и поэтов, с прошлым и настоящим республики, её народа: знакомили с обновлённой землёй Татарстана. Знакомили детей с произведениями писателей и поэтов, с душой татарского народа – его моралью. Они помогают формировать такие черты личности ребёнка, как честность, правдивость, доброта, отзывчивость, стойкость и воля, преданность.
Из всего богатства татарская литература прежде всего, знает нас с татарским фольклором: сказками, народным юмором, пословицами, поговорками, загадками и т.д. В старшей группе при знакомстве детей с татарским фольклором обращали внимание детей на то, что страна многонациональна. В ней живёт много народов разной национальности и у каждого народа есть свои сказки, пословицы, потешки. Например, у русских – русские народные сказки и т.д.
Таким образом, подвили детей к тому, что каждый народ создаёт свой фольклор. Знакомили детей с татарским фольклором на занятии и в повседневной жизни. На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности детей, в из повседневной жизни, в подходящий к тому случаях, часто использовали татарские пословицы о труде, дружбе, о честности, о доброте. Учили использовать пословицы и поговорки к месту и ко времени, сами старалась использовать татарские и русские пословицы в каждом подходящем к тому случаю. Умело подобранные пословицы и поговорки, применяемые в соответствующей ситуации оказывает влияние на нравственное воспитание детей, воспитывает любовь к Родине, чувства дружбы и товарищества.
Дети узнают, что у русского и татарского народа есть пословицы и поговорки, характеризующие гостеприимство
- «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать»- татарская народная пословица;
- «Не красна изба углами, а красна пирогами» -русская народная пословица;
- «Нет друга, так ищи, а найдешь ,так береги»- русская народная пословица,
- «С другом жить – никогда не тужить»- татарская народная пословица;
- «Без родины милой будешь птицей бескрылой» - татарская;
- «На чужой стороне и весна не красна» – русская);
-« Кончил дело- гуляй смело» -русская;
- «Покажи себя в работе- будешь в почете»- татарская.
Привлекает детей и загадка – одна из тех жанров, которые развивают детскую сообразительность и воображение. Наряду с татарскими загадками использовали в работе с детьми русские народные загадки, в подходящем к тому случаю.
В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему . Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым татарского народа, его бытом, обычаям, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом в скотоводстве, охоте, рыболове, торговле, в ремесле.
Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Крошечка- Хаврошечка» устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки «Саран и Юмарт» с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется» внимание акцентироваем на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее- отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку «Хвастливый бай» с русской народной сказкой «Мужик и барин», устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные), мужика и бедного джигита ( сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок ( Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою? Как благодарил народ героя- освободителя? ) Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев ( каким ремеслом занимался татарский народ? Как об этом сказано в сказке? В какую одежду был одет герой сказки?). Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «Добро» и «Зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждают мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.
В старшей группе круг ознакомления с татарским фольклором и произведениями татарских детских писателей на много шире. Знакомим старших дошкольников с произведениями Б. Рахмата, Ш. Галлиев, М. Файзуллиной и др.
Произведение художников Татарстана использовали не только как воспитательный материал, при ознакомлении детей с родным краем, но имело и сугубо самостоятельный характер. Дети знакомились с портретами татарских художников, их краткой биографией, давали оценку художественным достоинством их картин.
Тщательно изучила татарский национальный орнамент: цвет, композицию, форму, строение отдельных элементов и технику его выполнения. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по декоративному рисованию в старшей группе требует учить детей проводить прямые, волнистые линии на бумаге разной формы, ритмично располагать узоры, выполнять работу различными техническими приёмами, решать цветную гамму, самостоятельно составлять узоры, композицию сочетания мелкие и крупные формы. Отобранные нами образцы татарского орнамента для детей предусматривают именно такие технические приемы, на которые указывает «Программа воспитания и обучения в детском саду” для детей старшего возраста. Весь этот материал помогает решить вопрос эстетического и нравственного воспитания детей, в развитии их интереса к национальному искусству, к народному творчеству.
В старшей группе обращали внимание на татарский орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный, жёлтый, синий. Использовали элементы татарского орнаменты на занятиях по рисованию и аппликации в свободном творчестве детей. Рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставили цель учить передавать национальный колорит. При подготовке к занятиям использовали соответствующую литературу, костюмы казанских татар, татарский народной орнамент. Учили детей приемам построения простейших узоров на различных изделиях: скатерти, фартуке, камзоле, тюбетейке, туфлях, ичиги, диванных подушках, коврах: учили правильному подбору цветовых сочетаний, созданию типичных цветокомпозиций. Для развития творческих способностей детей эффективны были задания типа: «Украшаем калфак для куклы Гульчечек», «Ичиги для куклы», «Тюбетейка для куклы Ильяс», «Укрась фартук», «Узор для украшения праздника Сабантуй».
В своей работе во время прогулки использовала татарские народные игры. История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.
В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, других видов фольклора, трудового и военного искусства. Для глубокого и прочного усвоения детьми особенностей быта, традиции народа необходимо рассказывать им о происхождении игр, о том, когда и почему эти игры появились у татарского народа, необходимо сравнить татарские игры русскими и другими народными играми. При сравнении игр разных народов у детей формируется умение выделять своеобразие, характерные черты татарских народных игр, а также общие черты игр разных народов. Татарские народные игры должны иметь место в повседневной жизни.
В старшей группе использовали такие игры как «Угадай и догони», «Лисички и курочки», «Серый волк», «Кто первый» и т.д
Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь необходимо. Приходится много учиться на различных курсах, семинарах, осваивать новые образовательные программы и технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
Педагогическая культура татарского народа как основа духовно - нравственного воспитания детей.
Данная статья рекомендуется для воспитателей ....
Выступление на педагогическом совете «Татарские подвижные игры и их использование в УМК в работе с дошкольниками »
выступление...
Выступление на педагогическом совете Обучение татарскому языку с использованием пальчиковых игр « Моя семья».
Познакомить родителей с татарскими пальчиковыми играми.Вызвать интерес родителей татарскому фольклору.Дать рекомендации по выполнению пальчиковых игр....
Педагогический проект «Мы все разные, но дружные: обычаи и праздники татарского народа»
Педагогический проект «Мы все разные, но дружные: обычаи и праздники татарского народа»....