Выступление подготовлено для заседания секции дошкольных образовательных учреждений Митрополичьей образовательной конференции 13.11.2012 г.
статья на тему
Воспитание духовных качеств у дошкольников через народные игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание духовных качеств у дошкольников через народные игры
Е.З. Гольдблат, педагог дополнительного
образования МБДОУ № 135
Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода
Детский сад № 135 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода является районной экспериментальной площадкой по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста полихудожественными средствами». Одним из таких средств является русская народная игра.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то есть именно в игре удовлетворяются основные социальные потребности ребенка, в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности – учебная и трудовая, игра в наибольшей степени способствует развитию психики ребенка. Детские игры – явление сложное. Они различаются по содержанию, степени самостоятельности в них детей, по формам организации и игровому материалу. Все игры делятся на две большие группы: творческие, в которых нет заданных правил, а содержание игры и развитие сюжета игры, подбор атрибутов для игры определяют сами играющие, и игры с правилами, где сюжет и содержание уже заданы. Народные игры относятся ко второй группе – это игры с правилами. Народная детская игра – часть общей фольклорной культуры, для которой характерно взаимопроникновение жанров, ведь в играх используются и плясовые движения, и пение, и декламация, и спортивное состязание. Благодаря такому синтезу жанров народные подвижные игры – ценное средство всестороннего развития личности ребенка. Как правило, они проводятся на свежем воздухе, в обширном помещении, вызывают у детей большой интерес, а чувство удовольствия и радости у детей народные подвижные игры вызывают всегда. Народные игры развивают и физические качества ребенка – ловкость, выносливость, быстроту принятия решения, и его характер – смелость, решительность, сметку, и способствуют формированию у ребенка таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручка, дисциплинированность, чувство товарищества. Воспитание в народной игре происходит исподволь, без дидактики, старшее поколение передаёт свой игровой опыт младшему. В этих играх формируется устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся основа для развития патриотических чувств. Кроме того, в игре ребенок должен сам оценивать свои действия и действия других играющих, в отличие от иных видов деятельности, где оценку действий ребенка даёт взрослый, что естественно приводит к развитию у ребенка самостоятельности, объективности, желания помочь товарищу. Успех в игре поднимает ребенка в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым достижениям. В народных играх важны именно правила, которые определяют весь ход игры, диктуют действия детей, регулируют взаимодействие между играющими, то есть создают такие условия, в которых ребенок не может не проявить нужных душевных качеств. Правила игры не навязываются детям извне, не диктуются взрослым, а составляют органическое содержание игры, которое, впрочем, дети по договорённости между собой могут изменять.
Большинство народных игр, в которые играют дети, пришли к ним из взрослого фольклора, поэтому отражают обрядовые традиции русского народа, связаны с годичным крестьянским православным циклом. Например, игры, которые сегодня мы предложим вам для изучения, «Уж я улком шла» относится к осеннему циклу игр, когда заканчивались полевые работы и крестьяне начинали работы «зимние» - женщины пряли, занимались рукоделием, а мужчины делали «мужские» работы в доме – плели лапти, изготавливали утварь для крестьянского хозяйства. Плетение лаптей – это мужское дело, женщины им не занимались, а играть в игру «Эх, да, ну, тпру…» с лаптем могут вместе мальчики и девочки. В игре «Уж я улком шла» проявляется умение выполнять правила, быть доброжелательными к товарищам, помочь товарищу, если он попал в затруднительное положение, «работать» в команде. В игре «Эх, да, ну, тпру…» проявляются те же качества, но ещё и умение быстро принять решение, развивается ловкость.
К осеннему же циклу игр относятся игры, в основе которых лежал выбор женихов и невест, так называемые «поцелуйные» игры. Например, игра «Заинька», в которой дети учатся естественно выражать свои симпатии.
В игре «Ткачиха» проявляется умение детей играть в команде, умение оценивать свои действия и соразмерять их с действиями других играющих, чтобы добиться желаемого результата.
Таким образом, мы видим, что традиционные народные игры содержат оптимальные приёмы и средства для физического, умственного, а главное, нравственного воспитания. Игры живут и развиваются и в наши дни, и будут жить, пока дети в них играют.
Выступление подготовлено для заседания секции дошкольных образовательных учреждений Митрополичьей образовательной конференции 13.11.2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, име...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Список дошкольников посещающих дополнительные секции художественно-эстетической направленности в образовательных учреждениях города Нижневартовска в 2015-2016 учебном году
Список дошкольников посещающих дополнительные секции художественно-эстетической направленности в образовательных учреждениях города Нижневартовска в 2015-2016 учебном году...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад»
Основная общеобразовательная программа МБОУ «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад» (далее Программа) разработана на основании...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Выступление на МО воспитателей: «ФГОС дошкольного образования, раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Познавательное развитие»
Этот материал интересен для воспитателей...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....