Развитие навыков сотрудничества в игре с правилами в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В условиях введения ФГОС в системе дошкольного образования предъявляются новые требования к социальному развитию дошкольников. Как показывают исследования Е.С.Антоновой, только у 39,9% старших дошкольников сформированы навыки взаимодействия. В связи с этим особую значимость приобретает проблема развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
Исследования свидетельствуют, что дошкольный возраст является благоприятным для развития навыков сотрудничества у детей (Т.К. Солодухина, А.А. Толмачева, П.В. Валиева, И.В. Собянина, М.И. Кириллова).
Наряду с этим в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется потребность в сотрудничестве. Взаимодействие осуществляется на фоне совместной игровой деятельности детей. Игра является хорошим средством в удовлетворении потребности во взаимодействии. Проблеме организации игр детей дошкольного возраста посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, К. Гарвей). Особую роль в этом процессе занимают игры с правилами. Данные игры, согласно Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми. Сохраняя свою непринужденность, игры с правилами имеют целенаправленность и результативность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договориться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер.
У детей дошкольного возраста имеется высокая потребность во взаимодействии, но наряду с этим отмечается недостаточный уровень овладения способами и средствами сотрудничества. Поэтому между детьми в игре часто происходят конфликты.
Исходя из установленного противоречия, возникла необходимость развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством решения следующих задач:
1. Обеспечить мотивацию дошкольников к достижению общей цели.
2. Развивать умение договариваться между собой конструктивным способом.
3. Создать условия для согласованности действий детей, сплоченности группы.
В нашей работе мы исходили из определения «сотрудничества», которое дали Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. Они утверждают, что сотрудничество - это процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижение общего результата.
При разработке технологии учитывали следующие компоненты сотрудничества:
- принятие партнера по взаимодействию, понимание его желаний и потребностей
- целенаправленность (стремление к общей цели)
- мотивированность (активное заинтересованное отношение к деятельности)
- целостность (взаимосвязанность участников)
-структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности)
-согласованность (согласование действий участников, низкий уровень конфликтности)
-организованность (планомерность, способность к управлению и самоуправлению)
- результативность (способность достигать результатов)
Навыки сотрудничества у старших дошкольников мы развивали в игре с правилами. Правило в игре выполняет множество функций:
- правила указывают на наличие партнера в игре (принятие партнера по взаимодействию),
- правила способствуют объединению для совместной деятельности (целостность),
- правила определяют права и обязанности каждого (структурированность, целостность),
- правила игры ставят всех в равные условия (согласованность, структурированность),
- правила узаконивают справедливые отношения между партнерами (принятие партнера),
- правила создают необходимость управлять своим поведением (организованность),
- правила предполагают завершение игры каким-то результатом (результативность).
Каждый компонент сотрудничества соотнесли с различными функциями, которые несет в себе правило.
Итак, в играх с правилами остаются несформированными два компонента сотрудничества - мотивированность, целенаправленность. Поэтому, неслучайно ваш выбор остановлен на играх с правилами и выигрышем. Ключевыми понятиями нашего исследования стали: «игра» (как средство), «правило» (как условие), «желание победить» (как мотив, объединяющий деятельность команды) В процессе игры осуществляется взаимодействие детей, введение правила позволяет регулировать взаимоотношения между ними, а соревновательный момент объединяет детей в команду для достижения общей цели.
В качестве моделей сотрудничества мы использовали следующие:
- диады – работа в парах, двое выполняют одно задание;
- триады – работа в тройках, трое выполняют одно задание;
- хоровод – дети по кругу выполняют задание;
- карусель – взаимодействие осуществляется парой, образованной детьми внешнего и внутреннего круга (концентрические круги);
- аквариум - взаимопроверка двух команд, одна работает, другая – проверяет.
Наша технология по развитию навыков сотрудничества предполагает три этапа работы:
Первый этап – игры без соревновательного момента, игры - взаимодействия.
Второй этап - в игру вводится правило и выигрыш.
Третий этап – в игре происходит конфликт правил.
Первый этап – это организация и проведение игр без соревновательного момента. Дети отрабатывают навыки принятия и взаимопонимания, согласованности в процессе простого взаимодействия.
Например, в игре «Только вместе» паре детей нужно одновременно присесть и встать; в игре «Говорящие очки» каждый по кругу говорит позитивных сторонах партнера.
На этом этапе взаимодействие осуществляется в таких моделях взаимодействия как хоровод, карусель.
Для игр с детьми нами использовались следующие: «Только вместе», «Говорящие очки», «Концентрические круги», «Пройди через кольцо», «Волшебный обруч», «Ловец», «Путаница», «Психологическая лепка», «Мостик дружбы», «Что дальше?», «Дракон-самоед», «Упрямая сороконожка».
На втором этапе в игру вводится правило и выигрыш. В связи с введением правила и выигрыша создаются условия для формирования мотивированности, целенаправленности, целостности, структурированности, согласованности, результативности.
В качестве моделей сотрудничества применялось взаимодействие между диадами, триадами, микрогруппами, внутри команды за выполнение или невыполнение задания. Примерами игр этого этапа могут быть такие: «Сборщики», «Черепаха», «Небоскреб», «Трио», «Головомяч», «Пчелы и змеи», «Командный узел», «На лыжню!», «Хранители огня», «Хвост ослика Иа», «Переправа».
Третий этап можно обозначить как конфликт правил. На этом этапе взрослый предлагает одной группе детей поиграть в известную игру по одним правилам, а другой – по другим. А затем объединяет обе группы дошкольников для совместного взаимодействия. Дети обнаруживают, что игровая деятельность не складывается. Поэтому начинают предлагать свои правила, выбирают какое-то одно, устраивающее всех. Соответственно функция взрослого, как организатора игры, утрачивается, и дети начинают играть самостоятельно. Следовательно, на этом этапе формируется организованность и субъект-субъектные отношения.
Например, в игре «Сборщики» для одной команды правилом игры является сбор по одному предмету, для другой – по два. Или в одной команде – три человека, а в другой – два.
Эффективность нашей технологии подтверждена посредством диагностической методики Г.А. Цукермана «Рукавички», целью которой было изучение действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оценивание уровня развития навыков сотрудничества происходило по следующим критериям:
- продуктивность совместной деятельности,
- умение детей договариваться, приходить к общему решению,
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности.
В 2014 году была проведена предварительная диагностика детей 6-7 лет, в ходе которой у 28% старших дошкольников выявлен низкий уровень сотрудничества. Они не умеют договариваться, приходить к общему решению, нейтрально или негативно относятся к партнеру.
По окончании реализации технологии развития навыков сотрудничества в 2017 году проведена заключительная диагностика. Ее целью было выявление качественных и количественных изменений в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников. Значительная часть детей умеет решать проблемные ситуации на уровне сотрудничества (44%). Чуть меньше дошкольников (39%) выполняют задание в процессе сотрудничества частично. Выявлена группа детей, не умеющих договариваться, их 17%.
Итак, дети старшего дошкольного возраста в процессе организации игр с правилами овладели умением договариваться, приходить к единому решению, добиваться поставленной цели совместными усилиями.
Литература.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.: Книга для учителя. Киев: "Освита", 1991.
2. Маврина И.В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. -М., 2001.
3. Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Череповец, 1994.
4. Римашевская К.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии. автореферат педагогических наук.- СПБ., 2002
5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Перевод с нем.: В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 1998.
7. Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск., 1996.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_sotrudnichestva_v_igre_s_pravilami_v_starshem_doshkolnom_vozraste.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков сотрудничества в игре с правилами в старшем дошкольном возрасте.
В условиях введения ФГОС в системе дошкольного образования предъявляются новые требования к социальному развитию дошкольников. Как показывают исследования Е.С.Антоновой, только у 39,9% старших дошкольников сформированы навыки взаимодействия. В связи с этим особую значимость приобретает проблема развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
Исследования свидетельствуют, что дошкольный возраст является благоприятным для развития навыков сотрудничества у детей (Т.К. Солодухина, А.А. Толмачева, П.В. Валиева, И.В. Собянина, М.И. Кириллова).
Наряду с этим в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется потребность в сотрудничестве. Взаимодействие осуществляется на фоне совместной игровой деятельности детей. Игра является хорошим средством в удовлетворении потребности во взаимодействии. Проблеме организации игр детей дошкольного возраста посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, К. Гарвей). Особую роль в этом процессе занимают игры с правилами. Данные игры, согласно Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми. Сохраняя свою непринужденность, игры с правилами имеют целенаправленность и результативность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договориться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер.
У детей дошкольного возраста имеется высокая потребность во взаимодействии, но наряду с этим отмечается недостаточный уровень овладения способами и средствами сотрудничества. Поэтому между детьми в игре часто происходят конфликты.
Исходя из установленного противоречия, возникла необходимость развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством решения следующих задач:
- Обеспечить мотивацию дошкольников к достижению общей цели.
- Развивать умение договариваться между собой конструктивным способом.
- Создать условия для согласованности действий детей, сплоченности группы.
В нашей работе мы исходили из определения «сотрудничества», которое дали Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. Они утверждают, что сотрудничество - это процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижение общего результата.
При разработке технологии учитывали следующие компоненты сотрудничества:
- принятие партнера по взаимодействию, понимание его желаний и потребностей
- целенаправленность (стремление к общей цели)
- мотивированность (активное заинтересованное отношение к деятельности)
- целостность (взаимосвязанность участников)
-структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности)
-согласованность (согласование действий участников, низкий уровень конфликтности)
-организованность (планомерность, способность к управлению и самоуправлению)
- результативность (способность достигать результатов)
Навыки сотрудничества у старших дошкольников мы развивали в игре с правилами. Правило в игре выполняет множество функций:
- правила указывают на наличие партнера в игре (принятие партнера по взаимодействию),
- правила способствуют объединению для совместной деятельности (целостность),
- правила определяют права и обязанности каждого (структурированность, целостность),
- правила игры ставят всех в равные условия (согласованность, структурированность),
- правила узаконивают справедливые отношения между партнерами (принятие партнера),
- правила создают необходимость управлять своим поведением (организованность),
- правила предполагают завершение игры каким-то результатом (результативность).
Каждый компонент сотрудничества соотнесли с различными функциями, которые несет в себе правило.
Итак, в играх с правилами остаются несформированными два компонента сотрудничества - мотивированность, целенаправленность. Поэтому, неслучайно ваш выбор остановлен на играх с правилами и выигрышем. Ключевыми понятиями нашего исследования стали: «игра» (как средство), «правило» (как условие), «желание победить» (как мотив, объединяющий деятельность команды) В процессе игры осуществляется взаимодействие детей, введение правила позволяет регулировать взаимоотношения между ними, а соревновательный момент объединяет детей в команду для достижения общей цели.
В качестве моделей сотрудничества мы использовали следующие:
- диады – работа в парах, двое выполняют одно задание;
- триады – работа в тройках, трое выполняют одно задание;
- хоровод – дети по кругу выполняют задание;
- карусель – взаимодействие осуществляется парой, образованной детьми внешнего и внутреннего круга (концентрические круги);
- аквариум - взаимопроверка двух команд, одна работает, другая – проверяет.
Наша технология по развитию навыков сотрудничества предполагает три этапа работы:
Первый этап – игры без соревновательного момента, игры - взаимодействия.
Второй этап - в игру вводится правило и выигрыш.
Третий этап – в игре происходит конфликт правил.
Первый этап – это организация и проведение игр без соревновательного момента. Дети отрабатывают навыки принятия и взаимопонимания, согласованности в процессе простого взаимодействия.
Например, в игре «Только вместе» паре детей нужно одновременно присесть и встать; в игре «Говорящие очки» каждый по кругу говорит позитивных сторонах партнера.
На этом этапе взаимодействие осуществляется в таких моделях взаимодействия как хоровод, карусель.
Для игр с детьми нами использовались следующие: «Только вместе», «Говорящие очки», «Концентрические круги», «Пройди через кольцо», «Волшебный обруч», «Ловец», «Путаница», «Психологическая лепка», «Мостик дружбы», «Что дальше?», «Дракон-самоед», «Упрямая сороконожка».
На втором этапе в игру вводится правило и выигрыш. В связи с введением правила и выигрыша создаются условия для формирования мотивированности, целенаправленности, целостности, структурированности, согласованности, результативности.
В качестве моделей сотрудничества применялось взаимодействие между диадами, триадами, микрогруппами, внутри команды за выполнение или невыполнение задания. Примерами игр этого этапа могут быть такие: «Сборщики», «Черепаха», «Небоскреб», «Трио», «Головомяч», «Пчелы и змеи», «Командный узел», «На лыжню!», «Хранители огня», «Хвост ослика Иа», «Переправа».
Третий этап можно обозначить как конфликт правил. На этом этапе взрослый предлагает одной группе детей поиграть в известную игру по одним правилам, а другой – по другим. А затем объединяет обе группы дошкольников для совместного взаимодействия. Дети обнаруживают, что игровая деятельность не складывается. Поэтому начинают предлагать свои правила, выбирают какое-то одно, устраивающее всех. Соответственно функция взрослого, как организатора игры, утрачивается, и дети начинают играть самостоятельно. Следовательно, на этом этапе формируется организованность и субъект-субъектные отношения.
Например, в игре «Сборщики» для одной команды правилом игры является сбор по одному предмету, для другой – по два. Или в одной команде – три человека, а в другой – два.
Эффективность нашей технологии подтверждена посредством диагностической методики Г.А. Цукермана «Рукавички», целью которой было изучение действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оценивание уровня развития навыков сотрудничества происходило по следующим критериям:
- продуктивность совместной деятельности,
- умение детей договариваться, приходить к общему решению,
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности.
В 2014 году была проведена предварительная диагностика детей 6-7 лет, в ходе которой у 28% старших дошкольников выявлен низкий уровень сотрудничества. Они не умеют договариваться, приходить к общему решению, нейтрально или негативно относятся к партнеру.
По окончании реализации технологии развития навыков сотрудничества в 2017 году проведена заключительная диагностика. Ее целью было выявление качественных и количественных изменений в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников. Значительная часть детей умеет решать проблемные ситуации на уровне сотрудничества (44%). Чуть меньше дошкольников (39%) выполняют задание в процессе сотрудничества частично. Выявлена группа детей, не умеющих договариваться, их 17%.
Итак, дети старшего дошкольного возраста в процессе организации игр с правилами овладели умением договариваться, приходить к единому решению, добиваться поставленной цели совместными усилиями.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.: Книга для учителя. Киев: "Освита", 1991.
- Маврина И.В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. -М., 2001.
- Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Череповец, 1994.
- Римашевская К.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии. автореферат педагогических наук.- СПБ., 2002
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Перевод с нем.: В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 1998.
- Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Звукобуквенный анализ...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...
Образовательный проект «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему развивающих игр»
Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха ...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, предлагаем родителям поиграть с ребенком....
Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, спосо...
Игры с правилами в старшем дошкольном возрасте
Презентация...