Программа "Основ безопасности у дошкольников" на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по теме

Прокопович Ирина Григорьевна

     В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:
   «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obzh17-18.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ   КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                      МУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Принят                                                                                           Утверждаю

на заседании                                                                                  Директор школы

малого педагогического совета                                                   ________В.П.Широкова

Протокол № 1 от _______2017г.                                                приказ №____от _______ 2017г.

  ПРОГРАММА 

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ»

на 2017-2018 уч. год

 

 

 

 

п. Мулымья 2017г.


 

 

     В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:
   «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».


   При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:


   • развивающего образования;


   • научной обоснованности и практической применяемости;


   • полноты, необходимости и достаточности;


   • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;


   • учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.


   Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.
   Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.  Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

 Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

АКТУАЛЬНОСТЬ

   Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
   Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
   Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:


   • оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);


   • сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);


   • сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
   Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:


   • стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;


   • недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.


   Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:
   • опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
   • опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
   • опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
   • опасности на природе.

Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.


   Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     Программа по разделу «Формирование основ безопасности» образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» для детей от 3 до 7 лет составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. –М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015

Т. Ф. Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Основной целью рабочей программы является формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Для достижения поставленной цели рабочей программы решаются следующие задачи: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:

Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов полиции), «03» («Скорая помощь»).

Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

О правилах безопасности дорожного движения:

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Познакомить        детей        с        дорожными        знаками:        

«Пешеходный переход»,        «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого. Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Формирование предпосылок экологического сознании

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.). Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя — они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе ягод и растений.

Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

«Формирование основ безопасности у дошкольников»  

К концу года воспитанник:

  • соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
  • понимает что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
  • знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;
  • знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых;
  • знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
  • знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
  • знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов;
  • знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»;
  • знает правила поведения в общественном транспорте;
  • знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);
  • знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.);
  • применяет навыки безопасного пользования бытовыми приборами;
  • знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара;
  • знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02»;
  • умеет обратиться за помощью к взрослым;
  • знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон;



Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности у детей 3 – 7 лет.

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности».

Сентябрь

занятие

мероприятия

мероприятие

занятие 1

Практическое занятие по эвакуации детей из здании при пожаре

занятие 2

Тема: «Взаимная забота и помощь в семье».  (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 8.)

«Ножницы. Катушки – это не игрушки». Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр37)

занятие 3

Тема: «Опасные предметы». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 11.)

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности.»

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр66.

занятие 4

Тема: «Опасные ситуации дома». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 13.)

Тема: «Ток бежит по проводам». Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр11)

Октябрь

занятие 5

Тема: «Один дома». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 15.)

«Осторожно электроприборы». (Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности  стр36.)

занятие 6

Тема: «А у нас дома газ». Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр16)

занятие 7

Тема: «Если ребенок потерялся». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 16.)

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице».  Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр129.

занятие 8

Тема: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 18.)

«Огонь – друг или враг?». (Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности  стр5.)

Ноябрь

занятие 9

Тема: «О правилах пожарной безопасности». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 20.)

«Знаете ли вы правила пожарной безопасности». (Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности  стр60.)

занятие 10

Тема: «Чем опасен дым». Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности  стр21.)

занятие 11

Тема: «Горючие вещества». Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности  стр45.)

занятие 12

Тема: «Правила поведения при пожаре». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 22.)

Декабрь

занятие 13

Тема: «Правила поведения на воде». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 24.)

«Мы пришли на водоем». (Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр64)

занятие 14

Тема: «Небезопасные зимние забавы». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 25.)

«Зимние игры и забавы». (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр37)

занятие 15

Тема: «Поведение ребенка на детской площадке». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 26.)

«На прогулку мы идем». (Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр54)

занятие 16

Тема: «Встреча с незнакомцем». Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» стр50.). «Внешность человека может быть обманчива». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр40.

Раздел «Бережем свое здоровье».

Январь

занятие17

Тема: «Как устроен мой организм». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 30.)

«Человек и его здоровье». Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет». Стр40.

«Как устроено тело человека». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр84.

занятие18

Тема: «Соблюдаем режим дня». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 31.)

«Режим дня». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр106.

Занятие 19

Тема: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр7).

«Спорт». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр109

Занятие 20

Тема: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 33.)

«Наши верные друзья». (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» стр4).

«Здоровье и болезнь». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр97.

                           Февраль

занятие 21

Тема: «О правильном питании и пользе витаминов». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 36.)

«Здоровая пища». Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет». Стр44.

«Витамины и полезные продукты».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр101.

занятие22

Тема: «Правила первой помощи».  (К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников стр 37.)

«Отношения к больному человеку».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр95.

занятие23

Тема: «Врачебная помощь». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 38.)

«Скорая помощь». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр64.

занятие24

Тема: «психологическая безопасность, или Защити себя сам». (К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников стр 28.)

«Детские страхи». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр110.

Раздел «Безопасность на дорогах и улицах».

Март

занятие 25

Тема: «Правила безопасного поведения на улице». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 40.)

«Безопасное поведение на улице».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр127.

занятие26

Тема: «Твои помощники на дороге». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 42).

«Опасные участки на пешеходной части улицы».  Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр125.

занятие 27

Тема: «Дорожные знаки».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 43).

«Дорожные знаки».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр117.

занятие28

Тема: «О правилах поведения в транспорте».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 45).

«В городском транспорте».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр114.

Раздел «Безопасный отдых на природе»

Апрель

занятие 29

Тема: «Правила поведения на природе». (К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 47).

«Будем беречь и охранять природу».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр73.

занятие 30

Тема: «Опасные насекомые».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 49).

«Контакты с животными».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр83.

занятие31

Тема: «Ядовитые растения».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 51).

«Съедобные ягоды и ядовитые растения».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность».стр79.

занятие32

Тема: «Не все грибы съедобные».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 52).

«Съедобные и несъедобные грибы».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность».стр77.

Май

занятие33

Тема: «Правила поведения при грозе».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 53).

занятие34

Тема: «Правила общения с животными».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 56).

«Контакты с животными».

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; Р.Б.Стеркина «Безопасность». Стр83.

занятие35

Тема: «Помощь при укусах».

(К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников стр 59).

занятие36

Тема: «Лесной пожар».

Т.А. Шарыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности». Стр49.

СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ  ОСВОЕНИЯ  СОДЕРЖАНИЯ  ПРОГРАММЫ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (ноябрь, апрель).

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Методика проведения диагностики:

  1. Тема: «Безопасность собственной жизнедеятельности»:

-Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций;

-дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

  1. Тема: «Безопасное поведение в природе».

Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где

живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).

  1. Тема: «Ребёнок один дома».

Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,«Скорая  помощь», «Помогите, полиция!».

  1. Тема: «Здоровье ребёнка».

Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что  полезно),

«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);

Занятия, беседы, наблюдения.

  1. Тема: «Безопасность на дорогах».

Занятие-практикум «Мы пешеходы»

сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;

дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожныезнаки»,

«Найди ошибку».

Ответы детей оцениваются в баллах:

высокий уровень - (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной        теме, не испытывает особых

затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

средний уровень - (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

низкий уровень- (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

1.Программа  «От  рождения  до  школы  »(под  ред.  Н.Е  Вераксы,  Т.С  Комаровой,  М,  А. Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014

2.К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников.» М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-60с.

                     3.Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения  движения»М.:МОЗАИКА  – СИНТЕЗ, 2015.-112 с.

4.Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  • Телевизор;
  • Средства мультимедиа;



Методические рекомендации по реализации программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» предназначена для работы с детьми 3-7 лет в условиях ДОУ.

В первую очередь в режимном процессе дошкольного учреждения следует предусмотреть время для реализации этой программы. Программные задачи могут решаться на специальных занятиях по основам безопасности жизни и здоровья детей, и тогда, в перспективных и календарных планах появится новый раздел.

Также данный вид занятий может быть включен, как в настоящее время и предполагается, в раздел занятий по ознакомлению с окружающим. Однако, чтобы такие занятия не затерялись в общей массе разнородного материала следует предусмотреть частоту проведения занятий именно по этой теме, и, в таком случае, скорее всего речь уже будет идти о необходимости увеличения количества занятий по ознакомлению с окружающим.

Кроме занятий с детьми во всех возрастных группах следует не менее двух раз в неделю, а лучше всего ежедневно, в разные промежутки дня проводить специальные игры и упражнения, которые позволят не только лучше запомнить и усвоить правила и нормы безопасного поведения, но и закрепить их в практической деятельности.

Предлагаемые игры должны быть не только доступны, но и интересны для детей, разнообразны по содержанию. Часть игр может носить коллективный характер (например, «Спасатели», «Пожарные на учениях», «Внимание!

Светофор!» и т.п.) , другая часть игр предназначена для детей играющих подгруппами или индивидуально («Разложи картинки», «Что вредно, а что полезно», «Найди ядовитые грибы», «Узнай ядовитые растения» и т.п.) . Такой подход позволит педагогу использовать игры по формированию у детей правил и норм безопасности в разное время: утром и вечером – как индивидуальную и самостоятельную работу, между занятий – как организационную деятельность, во вторую половину дня – как основную работу по решению программных задач. Частично игры на закрепление правил и норм безопасного поведения могут проводиться и на других занятиях. Так, например, игры: «Мой друг компас», «Найди по плану местности», а также упражнения, типа «Сравни по количеству съедобные и несъедобные растения», «Каких грибов Маша нашла больше» и т.п. могут быть использованы на занятиях по математике.

Упражнения типа: «Опиши растение», « Вредно-полезно», «Опиши картинку и укажи, что на ней опасно, а что безопасно» и т.п. целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.

Чтение и анализ детских произведений по данной теме можно частично осуществлять на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, например, Г. Остер «Зарядка для хвоста», А. Барто «Зарядка», «Стройка» и т.п.

Чтение и анализ произведений типа: «Вода и воздух», «Великий спор»;

«Что случилось с рекой», «Жила-была река» и т.п., могут проводиться на занятиях по экологическому воспитанию, знакомству с природой.

На занятиях по изобразительной деятельности следует предусмотреть такие темы, как: «Огонь добрый, огонь злой», «В каждом рисунке солнце», «Бурная река» и т.п.

Решая задачи не только знакомства детей с правилами безопасного поведения, но и их физического развития следует использовать подвижные игры: «Светофор», «Пожарные на учениях», «Комбинированная эстафета», «Вызываем спасателей» и т.п.

Особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, так как в них дети не только усваивают необходимые правила, но и учатся их применять в повседневной жизни, получают непосредственный практический опыт. К играм такого рода можно отнести: «Аптека», «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и т.п.

Таким образом, задачи по формированию норм и правил безопасного поведения ребенка могут решаться через разные виды деятельности и в разное время пребывания ребенка в ДОУ. Однако, в процессе работы педагогу предъявляются дополнительные требования. Так, например, на занятиях в независимости от их вида и направленности (развитие речи, математика, изобразительная деятельность и т.п.) внимание уделяется не только на формирование у детей навыков счетной деятельности (например, упражнение «Каких грибов Маша нашла больше») , умений последовательно описывать предметы (в занятии по развитию речи «Опиши растение») , пересказывать близко к тексту содержание произведений – на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и т.п., но и анализу связанному с вопросами безопасности жизни и здоровья людей, т.е., какие признаки чаще всего указывают на ядовитое растение, чем опасны такие растения, можно ли их уничтожать и т.п. Именно эти аспекты будут отличать комплексные занятия (занятия, где одновременно решаются задачи по формированию у детей правил безопасного поведения и задачи по формированию знаний и умений, связанных с изучением каких то конкретных дисциплин) от просто предметных занятий (математика, развитие речи, рисование и т.п.) .

Те же требования предъявляются и подвижным, дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

Так, например, в подвижной игре «Светофор» обязательно вначале (а при необходимости и в конце) игры с детьми обсуждаются правила дорожного движения, почему их следует соблюдать, к каким последствиям может привести несоблюдение правил дорожного движения и т.п.

В сюжетно-ролевой игре «Аптека» внимание детей обращается на правила использования лекарственных средств, на то, что лекарство может быть полезно и вредно одновременно, а, следовательно, нужно беспрекословно придерживаться рекомендаций врача, на знакомство детей с лекарственными растениями и т.п.) .

Занятия по формированию у детей правил и норм безопасного поведения следует посвящать анализу таких проблем, как оказание первой помощи, знакомству с правилами поведения при различных несчастных случаях. На занятиях следует дать детям сведения о службе спасения, скорой помощи, учить детей пользоваться телефонами служб спасения, упражнять в точном объяснении сути несчастного случая по телефону. На занятиях дети знакомятся с основными правилами безопасности в быту, на улице, на природе и т.д.

Во время режимных моментов (гигиенические, прием пищи) детей следует знакомить с нормами и правилами ухода за телом, полостью рта, формировать знания о вредной и здоровой пище; о роли питания в жизни человека.

Очень важны в системе ДОУ закаливающие мероприятия, во время их проведения педагог обсуждает важность и значимость каждой из процедур, ее влияние на организм человека.

Следующее условие, направленное на формирование безопасности жизни и здоровья ребенка связано с особенностью закрепления полученных знаний в условиях дошкольного учреждения и в семье. С этой целью педагогу следует предусмотреть систему работы с семьей по данной проблеме.

В первую очередь родители должны быть поставлены в известность о реализации дошкольным учреждением программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программу следует обсудить с родителями на родительских собраний в начале учебного года.

Педагог должен быть готов ответить на любые вопросы родителей. Предложения, внесенные родителями, следует рассмотреть, проанализировать, и по возможности (если они имеют смысл) внести их в программу.

В течении года родители должны иметь четкие представления о том, какие в настоящее время реализуются задачи программы. С этой целью информация по темам занятий помещается в родительские уголки, папки-передвижки. По изучаемым темам педагог делает подборку литературы для родителей, проводит дополнительные родительские собрания, индивидуальные консультации.

Предлагаемые для родителей материалы должны содержать не только информацию общего характера, но и конкретные рекомендации по работе с ребенком в условиях семьи, перечень детской литературы которую родители могут обсудить с ребенком, рекомендуемые телепередачи для семейного просмотра, типы дидактических игр которые легко изготовить в условиях семьи и т.п.

В работе с семьей по реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» должны принять активное участие психолог, методист и заведующая ДОУ. Особо значима при этом может быть роль психолога. Так психолог может подготовить для родителей беседы, консультации по вопросам эмоционального благополучия ребенка, преодоления страхов детей связанных с пережитыми землетрясениями, наводнениями, пожарами и т.п.

Роль заведующей и методиста в большей степени может заключаться в создании материально-технической базы по реализации программы.

Для детей будут очень интересны и познавательны совместные с родителями и педагогами ДОУ праздники и развлечения по тематике программы. Такие развлечения могут проводиться в разные сезоны, их можно приурочить к таким праздникам, как «День спасателя», «День милиции», «День медика» и т.п.

Таким образом, все мероприятия в едином комплексе должны представлять единую стройную систему направленную на формирование у ребенка правил и норм безопасности жизни и здоровья. Только при этих условиях взрослый может быть относительно спокоен за поведение ребенка в окружающей среде, и надеяться, что в случае возникшей угрозы он не растеряется, и применит все свои знания и умения для того, чтобы позаботиться о безопасности своей и окружающих его людей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий / Под ред. В. А. Котляровского. – М., 1995.
  2. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В. Е. Анофрикова, С. А. Бобок, М. Н. Дудко. – М., 1999, с.45.
  3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного



36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижений воспитанников за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы

Цель: выявить уровень усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по реализации образовательной программы «Радуга».Используемые методы: ди...

Перспективное планирование по пожарной безопасности на 2017-2018 учебный год (2 младшая группа)

Противопожарная  безопасность одна  из  обязательных  составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок.  Забота о сохранности детской жизни  важнейшая задача ...

Перспективный план работы по безопасности подготовительной группы на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы по безопасности подготовительной группы на год....

Журналы диагностики педагогического процесса детей средней, старшей, подготовительной группы «Г» «Солнышко» на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный год

Журналы  диагностики педагогического процесса  детей средней, старшей, подготовительной группы  «Г» «Солнышко»  на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный г...

Результаты психолого-педагогического мониторинга за 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные года.

Ежегодно в детском саду мной совместно с воспитателями проводится психолого-педагогический мониторинг развития детей, предусмотренный ООП ДОУ.  Данный мониторинг проводится в начале и конце учебн...

2017- 2018 год. Рабочая программа воспитателя, Младшей группы (3 - 4 года) На 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя,Младшей группы (3 - 4 года)На 2017 – 2018 учебный год...