Учебно-методическое пособие "Требования к педагогу готового к осуществлению воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Евдокимова Ольга Юрьевна

Данное учебно-методическое пособие содержит базовые материалы по методике воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_pedagogu.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ГОТОВОГО К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 

Задачи воспитателя

Способы   реализации

  • установить личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
  • предоставить каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • создать предметно-развивающую образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности;

  • Строить отношения с ребенком по модели субьект-субьектного взаимодействия
  • Побуждать коммуникативную активность детей в общении
  • Обеспечить «материнское» отношение к детям и эмоциональную поддержку
  • Организовать ведущую в дошкольном возрасте деятельность-игру, обеспечивая развитие детей
  • В процессе воспитания организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста;
  • отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение и достижения; Путем проведения различного рода  диагностик

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В процессе воспитания необходимо обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.

  • Физическое воспитание
  • Умственное воспитание
  •  Художественно-эстетическое воспитание
  •  Социально-личностное воспитание

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития дошкольника.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

способствовать:

  • накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • формированию у воспитанников потребности в двигательной активности;
  • развитию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
  • приучать к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;
  • проведение оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна;
  • организация  подвижных игр,  физкультурных праздников, соревнований, эстафет, досугов
  • обучить детей играть  в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.)
  • прогулки на свежем воздухе

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательное и речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • обеспечить:
  • развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;
  • развитие познавательной активности и познавательных интересов;
  • расширять кругозор детей, развивая  представления об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях,
  • формировать целостную картину  мира;
  • совершенствовать и обогащать все стороны речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.

(должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)

  • экспериментирование, познавательное общение, наблюдения, решения проблемных ситуаций, развивающие игры, Подбор художественной литературы.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе.

Задачи воспитателя

Примеры реализации

  • развить интерес  к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;
  • развивать у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
  • познакомить детей с разными видами и жанрами искусства, с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и в том числе народного творчества (народными хороводными играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);
  • в соответствии с возрастом организовывать: музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности, художественное конструирование; сюжетно-ролевые и режиссерские игры
  • организовывать детские праздники, досуги,  музыкальные  вечера, детские концерты, выставки детских работ.
  • создавать  совместно с родителями творческие мастерские.
  • чтение художественной литературы с последующей инсценировкой сюжета произведения

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • дать представления о  первоначальных ценностных ориентациях и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);
  • развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  • воспитывать культуру поведения и общения со взрослыми и детьми;
  • развивать основы самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности;
  • формировать положительный образ «Я», включающий:
  • образ физического «Я»: кто я (мальчик или девочка), какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.;
  • образ социального «Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других;
  • образ реального «Я»: что я умею делать, чему научился, мои любимые занятия, игры, книги;
  • образ моего будущего «Я»: кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю, моя уверенность в будущем и пр.
  • беседа, в ходе которой привлекается внимание ребенка
  • игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  •  беседы, чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
  •  рассматривание картин и иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду, радость, восхищение и т.д.;
  • практические тренинги для разрешения ситуаций:

- помоги другу,

- как нужно обращаться с просьбой,

- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка,

- как нужно здороваться (прощаться),

- как надо просить прощение

  •  организация выставок детского творчества;
  • воспитывать толерантность, проявляя  интерес к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках;

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания — это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

В этих принципах отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания.

принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса

  • организовать многостороннее педагогическое влияние на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учитывая все факторы и стороны воспитательного процесса;
  • осуществить единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия;

принцип гуманизации воспитания

  • уважать личности каждого ребенка, его права и свободу саморазвития;
  • строить свои отношения с детьми  на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
  • проявлять искренний интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку;
  • уметь создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей;

принцип педагогического оптимизма

  • верить в положительные результаты воспитания

подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко);

  • оказывать педагогическую поддержку и помощь в стремлении освоить новое каждому ребенку;
  • воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку

принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе

  • стимулировать и развивать самостоятельность, инициативу, творчество ребенка

принцип создания перспектив движения к новым целям

  • ориентировать детей на новые дела и свершения
  • помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач

принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей

  • решать задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка
  • хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
  • знать закономерностей воспитательного процесса и детской психологии
  • владеть методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду

принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников

  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

ВЫБОР МЕТОДОВ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

  • методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;
  • методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;
  • методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников,

Приучение

  • побуждать детей в самых разных ситуациях систематически поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе
  • обеспечить единство требований и положительную поддержку детей в группе;
  • четко организовывать жизнь детей, соблюдать режим;
  •  давать доступные, понятные дошкольникам правил поведения;

Упражнение

  • вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения;
  • упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;
  • постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;
  • направлять активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной  форме поведения
  • сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;
  • опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка;

Воспитывающие ситуации

  • побуждать осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.
  • заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения;
  • включать ситуации в содержание занятий и в свободную деятельность детей

Игровые методы воспитания

  • побуждать детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками
  • уметь организовывать совместные и самостоятельные игры.
  • включение игры во все виды деятельности и общения воспитателя с дошкольниками
  • насытить среду разнообразными играми
  • создавать различные игровые ситуации
  • ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности

  • морально просвещать детей
  • формировать представления о нравственных нормах и ценностях
  • способствовать развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении
  • учить соблюдать правила общения и взаимоотношений
  • проводить этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране)
  • проводить рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы
  • привлекать внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей,
  • вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми)
  • оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия.
  • тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому и родителей дошкольников
  • в общении с детьми доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений

Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей

Поощрение

  • вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения
  • вселить веру в свои силы
  • закрепить положительные навыки и привычки
  • стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам

Наказание

Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но не о его личности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста"

Раскрывается проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Привитие патриотических чувств является важной задачей воспитания....

Мастер-класс для педагогов "Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста"

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу....

Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".

Учебно - методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости"....