публикация на тему коллекционирования с детьми дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Киреева Надежда Леонидовна

Представлен опыт работы по обучению детей коллекционированию; создание мини-музея в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_kollektsionirovanie_vyborka.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в последние десятилетия
приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания
– создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические
рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой,
Н.А.Рыжовой и т.д.)  В каждом детском
саду, работающем в режиме развития,   встает вопрос о необходимости обновления
методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о
необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог
не только с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном
человеком.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение , проживает две жизни.”

- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

- В -третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы

К концу средней группы дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование . Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты., фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

        В настоящее время в группе собраны коллекции...

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию “Что было до…”. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка, калькулятор, автомобиль и другие.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступныминтересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Коллекционирование как форма познания окружающего мира

Таким образом, коллекционирование как одна из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников позволяет мне углублять познавательные интересы детей, расширять их кругозор, развивать познавательную активность, умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы, повышать продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС

Модернизация в дошкольном образовании дает свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.

Педагогами используются различные варианты современных форм обучения: игры-путешествия; экспериментирование; занятия с музейными экспонатами в детском саду; коллекционирование; инсценировки; занятия-сказки; занятия-сюрпризы.

Исходя из этого, решила показать работу по коллекционированию, как форму развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.

Собирать можно все, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку. Выбирать должны дети, а воспитатель способствовать этому.

Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Экспонаты коллекции можно трогать руками и заниматься, играть с ними, рассматривать. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с коллекцией приветствуется, что способствует развитию социально - коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Мы не только создаём новые экспонаты, но используем этот материал на занятиях. Таким образом, еще одним достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность (связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием)

С рождением нашей коллекции рождались и новые экспонаты коллекции. Они принимали все новые и новые формы.

Экспонаты коллекций не прекращают своей жизни после демонстрации.

Они служат:

-подарками родным и близким (рисунки - календарики) ;

-подарки малышам ДОУ (Крошки-календари погоды) ;

-подарки участникам Аукциона (календари – закладки) ;

-экспонатами тематических выставок в ДОУ.

Цель моей работы: развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально- коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

• создать условия для развития детского коллекционирования;

• развивать любознательность и познавательную активность детей;

• способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

• учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Работа по созданию коллекций в группе создала хороший микроклимат между всеми участниками. Как интересно нам было все делать вместе: экспериментировать, узнавать новое, делиться информацией, впечатлениями, что-то создавать, делать поделки…

Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу и родственникам, более доброжелательно стали обращаться между собой

Хочется отметить еще один положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка, наблюдалось значительное продвижение в развитии. Повысилась речевая активность

        Малыши-дошкольники еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима:

• Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает необходимость больше узнать о предметах своей коллекции.

• Во-вторых, в процессе коллекционирования развивается память, внимание, интеллект, аккуратность и бережливость.

• В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.

• В-четвертых, коллекционирование воспитывает в ребенке очень ценные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, умение работать с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные как для повседневной жизни, так и для исследовательской работы.

• Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Организуя деятельность по коллекционированию необходимо руководствоваться основными принципами его организации:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.

В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Так же коллекция может использоваться в качестве развивающей речевой среды, способствующей решению следующих задач:

- расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций и выставок;

- осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, металла, стекла, фарфора, бумаги и др)

- знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежий)

В процессе восприятия предметов коллекции у детей развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

При формировании элементарных математических представлений в свободной деятельности дети могут закреплять представления о величине, раскладывая предметы разной величины (высоты, длины) в возрастающем или убывающем порядке; объясняя, в каком порядке расположены предметы.

По познавательному развитию можно провести следующие занятия:

«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.

«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.

«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.

Можно предложить такие дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность)

Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Коллекционирование – эффективный метод работы с детьми.

1) Это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт;

2) В детях всегда заложена страсть к собирательству;

3) Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения;

4) Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;

5) Расширяется круг общения детей, повышается авторитет среди сверстников, формируется уверенность в своих силах.

Виды интегрированной деятельности, реализуемые в коллекционировании.

- Коммуникативно – познавательная;

- Изобразительно – познавательная;

- Познавательно – игровая;

- Изобразительно – игровая;

 Познавательно – трудовая;

- Изобразительно – трудовая;

-Коммуникативно – игровая.

показать, продемонстрировать, что нет предела формам, размерам, материалам, которые люди выбирают для изготовления какого-либо предмета своего быта, украшения интерьера или просто для души.

Экспонаты «Музея одного образа» периодически оформлялись в ходе подготовки к комплексно - тематическим занятиям, досугам, открытым педагогическим формам, выставкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...

Презентация на тему:"Общение с детьми дошкольного возраста"

Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывает...

Публикация на тему: "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством мини-музея".

В статье раскрывается значение мини-музеев в детском саду для поликультурного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

laquo;Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Публикация на тему: «Формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо ...

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

Доклад для МО на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Консультация на тему: "Конфликты между детьми дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО пре...