Значение музыки в экологическом воспитании
статья на тему
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы личности. Именно в этом возрасте формируются основы нравственно-экологического воспитания, позитивного отношения к окружающему миру. Если стимулировать интерес ребёнка к природе, вызывать сопереживание, пробуждая добрые чувства, то экологическое сознание у детей повышается. Воспитание этих чувств является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muzyki_v_ekologicheskom_vospitanii.docx | 23.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для специалистов ДОУ
Составил музыкальный руководитель
Детский сад №139 ОАО «РЖД» г. Пермь
Олешкевич Елена Алексеевна
«Значение музыки в экологическом воспитании»
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы личности. Именно в этом возрасте формируются основы нравственно-экологического воспитания, позитивного отношения к окружающему миру. Если стимулировать интерес ребёнка к природе, вызывать сопереживание, пробуждая добрые чувства, то экологическое сознание у детей повышается. Воспитание этих чувств является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей.
На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна коснуться нашей души, зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, полюбить и научиться беречь её. Безусловно, это должна быть хорошая музыка.
Величайшие композиторы прошлого и наши современники в своём творчестве теме природы отводили большое место. Всем хорошо известны музыкальные циклы «Времена года» П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. Композиторы с помощью музыкальных средств нарисовали яркие, красочные картинки природы. А великий немецкий композитор Бетховен как-то сказал: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в ночной тиши, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности: в слушании, танцевальном движении, музицировании, игре и т.д. Начиная с раннего возраста дети воспринимают через наше отношение: «Посмотрите, какой маленький зайка, он боится и дрожит. Погладим его ласково, нежно. Зайка может испугаться громкого крика. Послушайте, как он прыгает, теперь ему весело»; «Послушайте, как шелестят листочки «Шш-ш…» Напевая потешки, песенки, обыгрывая их, детки могут покормить кошку молоком, пожалеть и покормить зёрнышками птичку, полечить заболевшего петушка. У детей появляется желание защищать животных и птиц, помогать им. Дети постарше представляют себя то бабочкой, то лёгкой снежинкой и в пластике ещё и ещё раз входят в состояние образа, переживают эмоциональную окраску, которую передаёт музыка. В процессе занятий формируется чувство любви к природе. Как можно остаться равнодушным, исполняя песню о берёзке и нежной яблоньке, расцветающей весной, к опадающим листочкам и родному краю, ко всёму, что нас окружает. Русский народный фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Создавая настрой на слушание, необходимо конечно уделять внимание индивидуальной интерпретации музыки. “Слово о музыке” должно быть продумано и нести информацию, быть кратким, ярким, образным. Если глаза ребёнка “потухли” следует завершить слушание музыки, перейти к другому виду деятельности, ведь только так можно поддерживать устойчивый интерес детей.
Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” дошкольников осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребёнку эталон эмоционального отношения к природе. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человеку легче объяснить, что всё растущее и движущееся вокруг нас – живое и требует к себе бережного отношения. Весь музыкальный материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.
Какой вывод можно сделать? Музыка занимает значительное место в экологиеском воспитании дошкольников, а формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологиеского сознания разнообразны и они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными эмоциями, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике. Рассказать о примерах… В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного фольклора, многовековой опыт познания народом окружающей природы и способов гармоничной жизни в согласии с ней.
Закончить хотелось бы следующими словами:
Душа ребёнка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
Литература:
- Легасти де Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 2000.
- Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М.: Айрис Пресс, 2003.
- Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. - Санкт-Петербург: Акцидент, 1998.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. - М., 2004.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2001.
- Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. - М., 2004.
- Г.В. Шпотова “Игровая экология”
- Программа экологического образования детей “Мы”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольников консультация для воспитателей
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", уз...
"Значение игры в экологическом воспитании дошкольников при формировании безопасного поведения в природе
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Совместная деятельность взрослого и детей, ее значение в процессе экологического воспитания»
Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитание. Являясь, носителем экологической культуры владея методикой экологического воспитания он орга...
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Музыка и экологическое воспитание"
Консультационный материал по музыкальному воспитанию.Представляет интерес для родителей дошкольников, воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...
Значение музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В статье описывается личный опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя ...
Значение музыки в экологическом воспитании
Если стимулировать интерес ребёнка к природе, вызывать сопереживание, пробуждая добрые чувства, то экологическое сознание у детей повышается. Воспитание этих чувств является одной из наиболее важных п...
сообщение на тему: значение музыки в экологиеском воспитании
Интересный материал для педагогов...