семинар выступление
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кшаловская Елена Алексеевна

СЕМИНАР

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :

«ИГРА. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-kom_razv._v_igre.docx49.25 КБ

Предварительный просмотр:

Кшаловская  Елена Алексеевна, воспитатель
Высшая квалификационная категория

ГБДОУ  детский сад 601 Дошкольное отделение
Приморского Района  города  Санкт - Петербурга
2017 - 2018 учебный год

СЕМИНАР

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :

«ИГРА. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Формировать коммуникативные умения можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста остается актуальной.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.

1. Понятие коммуникативные умения.

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

В словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании».

В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия.

Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Под коммуникативными умениями в педагогике понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения .

2. Особенности развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

В процессе оценки развития коммуникативных умений учащихся выделяют базовые коммуникативные умения, связанные с соблюдением этикетных норм и процессуальные коммуникативные умения, необходимые ребенку в процессе сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками

В их числе следующие:

  1. степень эмоционального благополучия в общении;
  2. характер отношения к себе;
  3. характер отношения к одноклассникам 
  4. уровень успешности в общении;
  5. социометрический статус в классе;
  6. степень внешних проявлений дружелюбия;
  7. степень проявления неуверенности;
  8. степень проявления эгоцентризма;

9.степень проявления эгоизма.

Кластерный анализ показателей учащихся по пунктам 1-9 дает возможность говорить о  трех типах личности младших школьников как субъектах общения  в классе. Качественное своеобразие учащихся каждого типа определяет подходы к развитию их коммуникативных умений.

Учащиеся первой группы, условно названные как  «эгоцентричный тип».Для них характерен недостаточно высокий  уровень положительного отношения к себе при  высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в различных формах. Таких учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников.  Учащиеся этой группы испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе (вежливо обращаться к сверстникам,   просить о помощи,  помогать, благодарить, договариваться,  подчиняться,  слушать на уроке и в свободном общении). 

Ко второму «дружелюбному типу» могут быть отнесены школьники у которых ярко выражена позиция положительного  отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий    уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. У детей  «дружелюбного типа» имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними.

К третьей группе «неуверенного типа» принадлежат школьники, которые имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений. Они крайне недоверчивы, настороженно относятся к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма. Эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении).

3Формы развития коммуникативных умений младших.

Рискну утверждать, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы, с учётом типа личности ребёнка, при соблюдении следующих педагогических условий.

- организация сюжетно – ролевых игр на уроках и во внеурочное время;

- организация коллективных творческих дел;

- организация групповых форм работы на уроках и во внеурочное время.

Рассмотрим особенности этих условий в сфере коммуникации.

1.КТД – коллективное творческое дело – это общественно важное дело, направленное на заботу об улучшении окружающей жизни на радость и пользу себе и людям, что предполагает активное творческое участие каждого члена коллектива на всех этапах организации и подготовки дела.

КТД — форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.

Обучение правилам и формам совместной работы.

2. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

3Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения.

Имеются 2 основных типа игр:

1. Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели.

2. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий. И все это переносится на общение со сверстниками, формирует его личные качества.

Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка в целом очень велика. С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается воображение, развивается личность ребенка, так как во время сюжетно-ролевой игры ребенок может примерять на себя различные роли. Также сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми. Механизм управления своим поведением и подчинение правилам развивается как раз во время сюжетно-ролевой игры.

    Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

    Сознательное овладение коммуникативными  умениями, является доступным детям дошкольного возраста, это еще способность детей управлять своим поведением.

    Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего,  речь (вербальные коммуникации) и другие системы знаков, составляющие (невербальные коммуникации). К ним относятся (жесты, мимика, тональность), организация пространства и времени коммуникативного процесса.

 Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности. На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками видоизменяются.

Учитывая возрастные особенности дошкольника  можно сказать, что наилучшим способом формирования социально-коммуникативных способностей является сюжетно-ролевая игра, как наиболее точная и доступная модель общения дошкольника.

         В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

Через сюжетно-ролевую игру у ребенка  развивается:

  1. Способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни  с помощью условных  действий: действия с игрушками, заменяющие настоящие вещи; речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме».

2.  Игра имеет значение для развития личности, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

3. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает    правила этого взаимодействия; в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

           Сюжетная игра строится как цепочка ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий.

Взаимодействия со сверстниками в игре происходит следующим образом:

  • в 1,5–3 года – ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями, выстраивая их  в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;
  • 3–5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником;
  •    5–7 лет – ребенок развертывает в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслом 2 – 3 партнеров – сверстников, реализовывая  сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

 Сюжетная игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею.

  Игра – это школа социальных отношений, в которой  моделируются формы поведения.

В совместной игре дети учатся: языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и  процесс общения.

.

Учитывая возрастные особенности дошкольника можно сказать, что наилучшим способом формирования социально-коммуникативных способностей является сюжетно-ролевая игра, как наиболее точная и доступная модель общения дошкольника.

В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

Через сюжетно-ролевую игру у ребенка развивается:

  1. Способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: действия с игрушками, заменяющие настоящие вещи; речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме».

2. Игра имеет значение для развития личности, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

3. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Сюжетная игра строится как цепочка ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий.

Взаимодействия со сверстниками в игре происходит следующим образом:

  • в 1,5–3 года – ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;
  • 3–5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником;
  • 5–7 лет – ребенок развертывает в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслом 2 – 3 партнеров – сверстников, реализовывая сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Сюжетная игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею.

Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения.

В совместной игре дети учатся: языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности(например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

В игре воспитываются физические и психологические навыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры.

Игра для детей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно сюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала - взрослого, а затем - сверстника).

В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является грамотный подбор разнообразных игрушек. Так же, наряду с сюжетными игрушками, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки вместо градусника, кирпичики вместо хлеба, кубики вместо мыла и т. д.). Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается вследующем:

1. Вовлечение детей в игру. Игра должна вызывать у детей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступать в контакт.

2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга«замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения. Подражательность свойственна детям данного возраста. Ребенок трех-четырех лет недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно повторяет за другими, воспроизводит готовые образцы слов, манер, жестов.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Для развития сюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры - придумывания. Например, предлагается новая игра -«Бабушкина избушка». Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

В играх с куклами типа «День рождения куклы»«Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, воспитатель показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.

Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому воспитатель должен использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры. Обращается внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, тем самым побуждая их так же общаться между собой.

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельностинавыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.

Из опыта работы

В построении учебно-воспитателного процесса я пыталась соединить идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения. Это представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

Очень эффективным методом развития коммуникативных умений, учитывая типологические особенности детей, были организованные на уроках групповые формы работы. Я стараюсь организовывать работу в разноуровневых группах, среди учащихся с разным типом личности, что заставляет младших школьников, для достижения конечной цели, вырабатывать определённую стратегию поведения в микрогруппе.

Развивать коммуникативные умения младших школьников с успехом можно и на классных часах, что я и использую в своей работе. Мной был разработан цикл классных часов, направленных на развитие коммуникативных умений с использованием различных диагностик, тренингов, игр, бесед.

Кроме всего вышеперечисленного существует ещё очень много приёмов, систем методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений.

Поэтому стоит остановиться на приемах, играх которые применялись на уроках, воспитательных мероприятиях, перед которыми также ставилась задача решения проблем коммуникативного общения детей. Это упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, на развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), на создание соответствующего положительного эмоционального фона общения, на развитие его содержательных мотивов, адекватной манеры поведения.

К ним относятся:

- Ролевая гимнастика - снятие напряжения, расширение поведенческого репертуара.

  • походить как: лев, цапля, лягушка и т.д.
  • спеть известную песню на другой мотив, шепотом, прокукарекать, с разной скоростью.
  • посидеть как: пчела на цветке, кот в засаде, курочка на жердочке.

- Упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. «Изобрази ситуацию».

  • - помирись с другом,
  • - попроси прощение у бабушки,
  • - приласкай, пожалей маленького брошенного котенка.

«Как поступить?»

  • - ребенок не участвует в общей игре,
  • - один из всех детей не ест конфеты,
  • - один из всех не помогает маме в уборке.

Конечно, это только первые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития коммуникативных умений и навыков, которые в дальнейшем помогут учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что многие дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, очень часто могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит«Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Что, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».

Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, что бы завоевать внимание взрослого и сверстников, показать свою уникальность.

Также, согласно ФГОС ДО, содержание образовательных областей Программы школьного учреждения может реализовываться в различных видах деятельности, а для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в том числе в таких, как игровая икоммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).

Для полноценного игрового общения детей используем формы речевой работы как игровые образовательные ситуации. Существует 4 вида таких ситуаций: - ситуации - иллюстрации

- ситуации - упражнения

- ситуации – проблемы или ситуации - партнерского взаимодействия

- ситуации - оценки

Игровая образовательная ситуация – одна из форм совместной деятельности и может быть использована на протяжении всего образовательного процесса, т. е. во всех режимных моментах и в режиме всего пребывания в детском саду, будь то организованная или совместная деятельность. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой образовательной ситуации, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия способствует освоению ими векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других людей, используя для того ситуации упражнения. Например: Упражнение «Улыбка» используется для приветствия с применением невербальных средств, дети упражняются, что бы посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, что бы партнер понял, что рады именно ему и приветствует именно его.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Моя тема по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе игры».

Цель: Развивать положительную эмоциональную среду детей, способствовать преодолению барьера в общении, лучшему пониманию себя и других. Сформировать у детей навыки общения, посредством коммуникативных игр.

Игры проводились в определенной последовательности.

В самом начале работы были предложены игры, направленные на преодоление у детей замкнутости, скованности, пассивности. Учились представлять себя коллективу сверстников, воспитывали доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировали в речи детей ласковые, нежные слова. Можно погладить, обнять, поцеловать.

Игры«Позови ласково»«Медвежата»«Путаница»«Волшебный стул».

Затем проводились игры на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: детям давались понятия, что кроме языка существуют и другие средства общения. Учились передавать различные эмоциональные состояния, перевоплощались в животных, птиц, развивали умения невербально «описывать» предметы. Дети понимали, что выразительные движения и жесты – помощники общения.

Игры«Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем»«Отгадай, кого изображаю»«Передача чувств» «Подарок другу»«Лесные звери»«Утята»,«Муравьишки»«Злой дракон».

Следующие игры знакомили с эмоциями человека, учили распознавать эмоциональное состояние других людей, изучали эмоции и чувства свои и окружающих.

Игра «Определи эмоции» (по схемам, Изучение мимики своего лица – работа с зеркалом. Описание собственного чувственного состояния. Игра «Барометр настроения». Символическое изображение различных настроений детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом, сравнениями (надулся как пузырь)Игры«Мимическая гимнастика»«Музыка и эмоции»«Рисуем эмоции пальцами» 1. Какое чувство выражает та эмоция?

2. Какие эмоции у вас вызывает та музыка?

На заключительном этапе проводились игры, способствующие развитию сплоченности в группе, умению сотрудничать. Развивали умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации, подчиняться правилам, воспитывали доверие, чувство ответственности за другого. Учились взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты, получая от того радость и удовольствие, развивали коммуникативные способности.

Игры «Менялки»«Связующая нить»«Разноцветный букет»«Волшебники»,«Пирамида любви» «Солнечный зайчик» «Зеркало движений»

Мы проводили игровую ситуацию «Путешествие на корабле» в средней группе, путешествовали в Африку. На корабле было детское кафе «Морская звезда», был свой повар, т. е. кок, официанты, был врач, который оказывал медицинскую помощь, работала сувенирная лавка, комната отдыха, где можно почитать книгу и сделать прическу. Всех детей надо было обучить навыкам общения в различных ситуациях, а так же речевым навыкам связанных с профессиями.

Игры с педагогами

Игра «Зеркало» - Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения.

Игра «Чем мы все похожи» - надо разделиться на 3 команды, и каждой команде придумать по 10 слов чем мы все похожи.

Игра «Радио» - ведущий загадывает ребенка, описывает его внешность, а другие должны угадать по внещним особенностям, про кого идет речь.

Игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.

При проведении и организации игр придерживаюсь следующих правил: не стараюсь использовать за один раз несколько игр (у 6-7 летних детей работоспособность еще невелика, быстро утомляются и на том фоне может сложиться негативное отношение к игре). Использую время для игр до обеда и после сна, в течении 20 -25 минут, не говорю, что ребенок сделал что то не правильно, иначе в дальнейшем будет бояться давать искренние ответы.

Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент –Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь – то роскошь человеческого общения.

Литература: Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет [Текст] / Ю. В. Авдеева, — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова, — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев, — М.: Просвещение, 1995. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова, — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский, — СПб.: Союз, 1997. — 418 с. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, — 1996. — № 6. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, О. Е. Смирнова, — М.: Просвещение, 1992. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина, М.: Книголюб, 2006. — 64 с. Ермолаева, М. В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермолаева, — М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. [Текст] / Е. В. Зворыгина, — М.: Просвещение, 1988 Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский, — М.: 1995. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] /Н Ф. Комарова, — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 160 с. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина, — М.: 1986. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6–10 лет [Текст] / А. А. Максимова, — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 78 с. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, — М.: 1991. — 128 с. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе [Текст] / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание, — 2001. — № 8. — С. 27–34. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, — 1989. — № 4. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, — М.: Психологический институт Российской академии образования, 1997. — 80 с. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина, — М.: Эксмо-Пресс, 2000. Недопасова, В. А. Растем играя [Текст] / В. А. Недопасова, — М.: Просвещение, 2002. — 93 с. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин, — М.: Педагогика, 1989. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова, — М.: Тривола, 2002. Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова, — М.: Издательство «Гном и Д», 2002. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет [Текст] / под ред. О. В. Дыбиной, — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А. Г. Рузской, — М.,1989. Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Скоролупова. — М.: Скрипторий 2003, 2006. — 111 с. Смирнова, О. Е. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / О. Е. Смирнова. — М.: Академия, 2000.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Конченко С. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 334-337.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

семинар выступление конференция

ФГОС«Развитие творческих способностей дошкольников. Новые технологии и методы работы »(Из опыта работы)...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Семинар (выступление) «Познавательное развитие дошкольников путем формирования художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»

       В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных про...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...