Использование метода трех вопросов и утреннего сбора
методическая разработка (старшая группа) по теме
В своей работе к планированию совместной и самостоятельной образовательной деятельности привлекаю детей через использование "Метода трех вопросов" и "Утреннего сбора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Ягоды»
Цель: Формирование представлений детей о северной ягоде и ее пользе.
Задачи: закрепить понятие «ягоды», их характерные свойства;
учить рассказывать о пользе ягод для человека;
систематизировать знания о труде людей осенью;
воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаряет нас своими богатствами;
формировать умения выражать свои мысли, формулировать свои суждения, аргументировать высказывания, планировать собственную деятельность;
развивать речемыслительную деятельность детей, инициативу и самостоятельность;
совершенствовать навыки работы в компании сверстников, умения слышать собеседника и уважительно относиться друг к другу.
Мотивация: Пришла Хозяйка чума, расстроенная «В тундре пропал олень, поэтому это целая беда – нечем кормить семью, мяса нету. Что же делать? Как пропитаться в тундре?» Дети выдвигают свои предположения. На основе заинтересованности детей, организую проектную деятельность на неделю, где мы рассматриваем иллюстрации с северной ягодой, организуем экскурсию в тундру, знакомимся с художественной литературой местных писателей, выясняем пользу ягод, придумываем (нарисовать, построить) приспособление для быстрого сбора ягод, совместно с родителями сделать мини-книгу «Рецепты из ягод» и презентовать свое блюдо.
Итоговое мероприятие: Презентация мини-книги «Дары тундры: рецепты из ягод»
Работа с родителями: совместное изготовление мини-книги «Дары тундры»; Пополнение книжной выставки книгами о ягодах. Консультация «Что ребёнок должен знать о ягодах».
Методы и приемы в режимных моментах:
Утро. Утренняя зарядка на свежем воздухе или в спортивном зале, КГН, утренний сбор (обсуждение дел на день- что буду делать и в каком центре, из чего буду делать).
Вечер. Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры после сна, вечерний сбор по результатам дня (Что планировали сделать? Что сделали? Что не успели сделать?).
Прогулка:
Беседы: 1. Приметы, поговорки, пословицы, загадки про ягоды.2. Труд людей в городе и в тундре. 3. О пользе ягод, который растут у нас на Таймыре.
Наблюдения: 1. За ветром. 2. За небом. 3. За погодой в течение дня.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнать об этом? |
1.Ягода бывает сладкая, горькая, вкусная, круглая, спелая, неспелая 2. Из нее можно сварить компот, варенье, морс. А еще если ее посыпать сахаром или сгущенкой, то будет очень вкусно. 3. Можно испечь пироги с ягодой. | 1.Чем полезна ягода? 2.Какая ягода растет на Таймыре? 3.И в какое время года ее можно собрать? 4.Как можно собрать быстро ягоду? 5.Все ли ягоды растут на земле? | 1.Спросить у родителей 2.Прочитать в книгах 3.Посмотреть документальные фильмы 4.Сходить в тундру на экскурсию с родителями или воспитателями |
Наполняемость центров по теме
Центр «Умная книжка» Рассматривание альбома «Таймыр», стихи О.Аксеновой «Бараксан», «Морошка», Рассказы Н. Сладкова, хрестоматия для детей 5-7 лет | Центр «Шустрячок-Быстрячок» Палочки, обручи, мешочки для метания, веревочки, мячи | Центр творчества «Веселые затейники» Карандаши, краски, листы, цветная бумага Пластилин, бросовый материал, пластилин Журналы для работы с ножницами Клей, мелки, фломастеры, ножницы, акварелевые краски |
Центр игры Настольно-печатные игры, шашки, счетные палочки, атрибуты для с/р игр, картинки по теме, мозайка | Неделя: «Ягоды» | Центр «Лаборатория» Гербарий. материалы для экспериментов. Муляжи ягод, счетные палочки |
Центр «Знайки» Презентация «Тундра осенью», «Дры тундры», картины, фотоматериал | Центр театра и музыки Пальчиковый театр, Бибабо, настольный театр, аудиозаписи, магнитофон, муз.инструменты | Центр «Мы-конструкторы» Различный конструктор |
Виды детской деятельности
Игровая Д/и. «Лесовик и лесные ягоды», «Да-Нет», «Посчитай-ка», «Съедобное-несъедобное». «Варим варенье из ягод», «Где что зреет», «Наоборот», «Сложи узор» Пальчиковая игра «Ягодка», «Хозяйка однажды с базара пришла». С.р.игра «Магазин», «Семья». | Двигательная Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения. П.и. «Ловишки», «Лохматый пес», «Шалашик», «Кто быстрее под ягодку», «Лесные тропинки», «У медвея во бору», «Собери урожай», «Великан-карлик» | Продуктивная Аппликация «Дары тундры-ягоды», «ваза с ягодами» Рисование «Ягоды наших краев» Конструирование – оригами «Корзинка для ягод» |
Познавательно-исследовательская Рассматривание и сравнение листьев и ягод брусники с листьями и ягодой клюквы и черники. (гербарий и микроскоп) | Трудовая Расчистка дорожек, уборка мусора, сбор шиповника в тундре. | Коммуникативная Отгадывание загадок, Рассматривание картин, иллюстраций, фотоматериала, |
Музыкально-художественная Заучивание стихотворений О.Аксеновой «Морошка» и П. Воронько «Лучше нет родного края чтение сказки В. Зотова «Брусника» , В Катаева «Дудочка и кувшинчик». Драматизация отрывка из сказки «Дудочка и кувшинчик»; Попевка «Песенка осеннего дождя» |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Понедельник | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «Дары осени (ягоды)»
Д/и. «Лесовик и лесные ягоды» (совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу) | Разговор о пользе лесных ягод для человеческого организма Д/и. «Да – нет» (закрепить правила поведения в лесу | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Рассматривание фотографий на информационном стенде Настольная игра «По тропинке я иду» | Максим, Гоша «Посчитай-ка» Закреплять навыки обратного счета | |
Прогулка | Наблюдение за брусникой (продолжать знакомство с ягодным кустарником - брусникой). | П/и «Шалашик» (упражнять в беге, развивать ловкость) | Самостоятельно упражняются в метании, прыжках П.и. «Лохматый пес» Катание с горки | Аня К., Вероника С. ФИЗО (упражнять в беге) | ||
Вечер | ЧХЛ Н. Сладков «Зелёная тайга» ХТ «Аппликация»: «Дары тундры - ягоды» | Исследовательская деятельность: сравнить листья брусники с листьями клюквы, ягоды брусники с ягодами клюквы. П/и. «Кто быстрее под ягодку» | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Раскрашивание раскрасок по желанию детей С.р.игра «Магазин». Сюжет «Купи ягоды» (продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, распределять роли по интересам и правильно выбирать атрибуты к игре) |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Вторник | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?») И/у. «Съедобное- несъедобное» (дать детям представление о съедобных и несъедобных ягодах) Пальчиковая игра «Ягода» (развитие моторики рук) ХТ «Лепка»: «Корзина с ягодами» | Д\и. «Варим варенье из ягод» (совершенствовать умение образовывать прилагательные из существительных по названиям ягод) Дежурство по столовой Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с листьями брусники. Чем они отличаются, чем схожи. | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» Центр «Лаборатория» | П/и. «Кто быстрее под ягодку» С.р.игра «Магазин» Рассматривание иллюстраций Раскрашивание раскрасок на тему «Ягоды» | Загадывание загадок о ягодах - продолжать учить Надю Т. полно отвечать на вопрос, развивать связную речь. | |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями в природе П/и «Лесные тропинки» Труд в природе: расчистка дорожек (воспитывать ответственность за порученное дело) | Выносной материал | П. и. «У медведя во бору» Самостоятельные игры по желанию детей | Ангелина – закреплять порядковый счет | ||
Вечер | ЧХЛ рассказ В. Зотовой «Брусника» | Д/и. «Где что зреет?» (учить детей активно использовать знания о растениях, воспитывать взаимопомощь, доброжелательность) | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» Центр «Лаборатория» | С/р .игра «Семья». Сюжет «бабушка варит компот из ягод». (закрепить названия ягод, формировать обобщающее понятие «ягоды», учить правильно подбирать атрибуты к игре) | Вероника «Наоборот» Закреплять в представлении и словаре противоположные признаки в предметах и слова-антонимы | |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Среда | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «За ягодами в нашу тундру» Напомнить о правилах безопасности в тундре Д/и. «По ягоды пойдём» (закрепить названия ягод)
Пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла» (развитие моторики рук). | Д/у. «Детки с ветки | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | С/р. и «Семья». Сюжет «Летние заготовки из ягод» Рисование по трафаретам «Ягоды» (развивать моторику и эстетический вкус) | Надя. Гоша «Что происходит в природе» Закреплять в речи глаголы, и согласование слов в предложении | |
Прогулка | Наблюдение за погодой Трудовая деятельность: сбор шиповника в тундре. П/и. «Собери урожай». (Развивать ловкость, быстроту координацию движений). | П/и. «Кто первый добежит» (развитие быстроты и скорости) Упражнение на развитие равновесия – Саша Б. | Паша М. – прыжки на двух ногах через препятствие | |||
Вечер | Разучивание стихотворения О.Аксеновой «Морошка» ХТ «Аппликация» - «Ваза с ягодами» Д/и. «Назови лишнее» ЧХЛ В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Настольные игры «Разрезные картинки», «Лото». | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | С/р. и. «Магазин» (побуждать детей к более широкому использованию в игре их знаний по теме «Ягоды», учить дифференцировать игровые действия в соответствии с сюжетом, развивать игровую деятельность). |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Четверг | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «Гигиена питания» Придумать для остальных «рисунки - напоминалки») Д/и. «Отгадай, что на моей картинке»
Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» Развивающая игра «Сложи узор» ХТ - рисование Тема: Ягоды наших лесов. | Подготовка к презентации мини -книги | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Настольно-печатные игры Работа в уголке природы: «Календарь природы»
| Игорь, Таня «Хватит ли?» Учить видеть равенство и неравенство | |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями. Трудовая деятельность- уборка мусора на участке П/и. «Ловишки» | Упражнение на развитие равновесия - учить вбегать на горку и сбегать с неё | Упражняются в прыжках в длину, через нарты, метании в цель. Катание с горки | |||
Вечер | Д/и. «Угадай, что в мешочке» Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края
| Развивающая игра -собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод) | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Драматизацция отрывка из рассказа «Дудочка и кувшинчик» Дети занимаются по интересам в центрах Раскрашивание раскрасок С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» | Паша, Геля «Посчитай-ка» Закреплять счет в пределах 10 |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Пятница | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Упражнение «Осень, осень, в гости просим» Д/и «Витаминная семья» Презентация детьми и родителями мини-книги «Дары тундры:рецепты» | Игры со счётными палочками: выкладывание из палочек форм различных ягод | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Дети занимаются по интересам Развивающая игра «Ягодный бой» | ||
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Трудовая деятельность: уборка мусора на участке П/и. «Ловишка» | Катание на горке П.и. «Лохматый пес» | ||||
Вечер | Презентация детьми и родителями мини-книги «Дары тундры: рецепты» Конструирование из бумаги – оригами «Корзинка для ягод» |
| Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | П/и. «Великаны, карлики» Развивающая игра «Ягодные вкусности» рисование по трафаретам С/р.и. «Кухня». Сюжет «Готовим кисель из ягод» | Света, Таня «Расскажи про свой узор» Закреплять пространственные представления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики трех вопросов в реализации проектной деятельности
Использование методики трех вопросов в реализации проектной деятельности....

Метод трех вопросов в рамках Дошкольного образования (конспект по теме: "Что такое музей?")
Что такое музей? История создания музеев.(Метод трех вопросов)...

Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых. Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на...

Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых. Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на...

Метод трех вопросов
Предлагаю Вашему вниманию "Методику трех вопросов". Это эффективная методика и заключается она в следующем....

Проект «День Рождения детский сад» с использование модели трех вопросов
Проект «День Рождения детский сад» с использование модели трех вопросов. Цель: Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории. Укреплять связи ДОУ с семья...