Использование метода трех вопросов и утреннего сбора
методическая разработка (старшая группа) по теме
В своей работе к планированию совместной и самостоятельной образовательной деятельности привлекаю детей через использование "Метода трех вопросов" и "Утреннего сбора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_nedelya_yagody.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Ягоды»
Цель: Формирование представлений детей о северной ягоде и ее пользе.
Задачи: закрепить понятие «ягоды», их характерные свойства;
учить рассказывать о пользе ягод для человека;
систематизировать знания о труде людей осенью;
воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаряет нас своими богатствами;
формировать умения выражать свои мысли, формулировать свои суждения, аргументировать высказывания, планировать собственную деятельность;
развивать речемыслительную деятельность детей, инициативу и самостоятельность;
совершенствовать навыки работы в компании сверстников, умения слышать собеседника и уважительно относиться друг к другу.
Мотивация: Пришла Хозяйка чума, расстроенная «В тундре пропал олень, поэтому это целая беда – нечем кормить семью, мяса нету. Что же делать? Как пропитаться в тундре?» Дети выдвигают свои предположения. На основе заинтересованности детей, организую проектную деятельность на неделю, где мы рассматриваем иллюстрации с северной ягодой, организуем экскурсию в тундру, знакомимся с художественной литературой местных писателей, выясняем пользу ягод, придумываем (нарисовать, построить) приспособление для быстрого сбора ягод, совместно с родителями сделать мини-книгу «Рецепты из ягод» и презентовать свое блюдо.
Итоговое мероприятие: Презентация мини-книги «Дары тундры: рецепты из ягод»
Работа с родителями: совместное изготовление мини-книги «Дары тундры»; Пополнение книжной выставки книгами о ягодах. Консультация «Что ребёнок должен знать о ягодах».
Методы и приемы в режимных моментах:
Утро. Утренняя зарядка на свежем воздухе или в спортивном зале, КГН, утренний сбор (обсуждение дел на день- что буду делать и в каком центре, из чего буду делать).
Вечер. Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры после сна, вечерний сбор по результатам дня (Что планировали сделать? Что сделали? Что не успели сделать?).
Прогулка:
Беседы: 1. Приметы, поговорки, пословицы, загадки про ягоды.2. Труд людей в городе и в тундре. 3. О пользе ягод, который растут у нас на Таймыре.
Наблюдения: 1. За ветром. 2. За небом. 3. За погодой в течение дня.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнать об этом? |
1.Ягода бывает сладкая, горькая, вкусная, круглая, спелая, неспелая 2. Из нее можно сварить компот, варенье, морс. А еще если ее посыпать сахаром или сгущенкой, то будет очень вкусно. 3. Можно испечь пироги с ягодой. | 1.Чем полезна ягода? 2.Какая ягода растет на Таймыре? 3.И в какое время года ее можно собрать? 4.Как можно собрать быстро ягоду? 5.Все ли ягоды растут на земле? | 1.Спросить у родителей 2.Прочитать в книгах 3.Посмотреть документальные фильмы 4.Сходить в тундру на экскурсию с родителями или воспитателями |
Наполняемость центров по теме
Центр «Умная книжка» Рассматривание альбома «Таймыр», стихи О.Аксеновой «Бараксан», «Морошка», Рассказы Н. Сладкова, хрестоматия для детей 5-7 лет | Центр «Шустрячок-Быстрячок» Палочки, обручи, мешочки для метания, веревочки, мячи | Центр творчества «Веселые затейники» Карандаши, краски, листы, цветная бумага Пластилин, бросовый материал, пластилин Журналы для работы с ножницами Клей, мелки, фломастеры, ножницы, акварелевые краски |
Центр игры Настольно-печатные игры, шашки, счетные палочки, атрибуты для с/р игр, картинки по теме, мозайка | Неделя: «Ягоды» | Центр «Лаборатория» Гербарий. материалы для экспериментов. Муляжи ягод, счетные палочки |
Центр «Знайки» Презентация «Тундра осенью», «Дры тундры», картины, фотоматериал | Центр театра и музыки Пальчиковый театр, Бибабо, настольный театр, аудиозаписи, магнитофон, муз.инструменты | Центр «Мы-конструкторы» Различный конструктор |
Виды детской деятельности
Игровая Д/и. «Лесовик и лесные ягоды», «Да-Нет», «Посчитай-ка», «Съедобное-несъедобное». «Варим варенье из ягод», «Где что зреет», «Наоборот», «Сложи узор» Пальчиковая игра «Ягодка», «Хозяйка однажды с базара пришла». С.р.игра «Магазин», «Семья». | Двигательная Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения. П.и. «Ловишки», «Лохматый пес», «Шалашик», «Кто быстрее под ягодку», «Лесные тропинки», «У медвея во бору», «Собери урожай», «Великан-карлик» | Продуктивная Аппликация «Дары тундры-ягоды», «ваза с ягодами» Рисование «Ягоды наших краев» Конструирование – оригами «Корзинка для ягод» |
Познавательно-исследовательская Рассматривание и сравнение листьев и ягод брусники с листьями и ягодой клюквы и черники. (гербарий и микроскоп) | Трудовая Расчистка дорожек, уборка мусора, сбор шиповника в тундре. | Коммуникативная Отгадывание загадок, Рассматривание картин, иллюстраций, фотоматериала, |
Музыкально-художественная Заучивание стихотворений О.Аксеновой «Морошка» и П. Воронько «Лучше нет родного края чтение сказки В. Зотова «Брусника» , В Катаева «Дудочка и кувшинчик». Драматизация отрывка из сказки «Дудочка и кувшинчик»; Попевка «Песенка осеннего дождя» |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Понедельник | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «Дары осени (ягоды)»
Д/и. «Лесовик и лесные ягоды» (совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу) | Разговор о пользе лесных ягод для человеческого организма Д/и. «Да – нет» (закрепить правила поведения в лесу | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Рассматривание фотографий на информационном стенде Настольная игра «По тропинке я иду» | Максим, Гоша «Посчитай-ка» Закреплять навыки обратного счета | |
Прогулка | Наблюдение за брусникой (продолжать знакомство с ягодным кустарником - брусникой). | П/и «Шалашик» (упражнять в беге, развивать ловкость) | Самостоятельно упражняются в метании, прыжках П.и. «Лохматый пес» Катание с горки | Аня К., Вероника С. ФИЗО (упражнять в беге) | ||
Вечер | ЧХЛ Н. Сладков «Зелёная тайга» ХТ «Аппликация»: «Дары тундры - ягоды» | Исследовательская деятельность: сравнить листья брусники с листьями клюквы, ягоды брусники с ягодами клюквы. П/и. «Кто быстрее под ягодку» | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Раскрашивание раскрасок по желанию детей С.р.игра «Магазин». Сюжет «Купи ягоды» (продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, распределять роли по интересам и правильно выбирать атрибуты к игре) |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Вторник | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?») И/у. «Съедобное- несъедобное» (дать детям представление о съедобных и несъедобных ягодах) Пальчиковая игра «Ягода» (развитие моторики рук) ХТ «Лепка»: «Корзина с ягодами» | Д\и. «Варим варенье из ягод» (совершенствовать умение образовывать прилагательные из существительных по названиям ягод) Дежурство по столовой Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с листьями брусники. Чем они отличаются, чем схожи. | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» Центр «Лаборатория» | П/и. «Кто быстрее под ягодку» С.р.игра «Магазин» Рассматривание иллюстраций Раскрашивание раскрасок на тему «Ягоды» | Загадывание загадок о ягодах - продолжать учить Надю Т. полно отвечать на вопрос, развивать связную речь. | |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями в природе П/и «Лесные тропинки» Труд в природе: расчистка дорожек (воспитывать ответственность за порученное дело) | Выносной материал | П. и. «У медведя во бору» Самостоятельные игры по желанию детей | Ангелина – закреплять порядковый счет | ||
Вечер | ЧХЛ рассказ В. Зотовой «Брусника» | Д/и. «Где что зреет?» (учить детей активно использовать знания о растениях, воспитывать взаимопомощь, доброжелательность) | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» Центр «Лаборатория» | С/р .игра «Семья». Сюжет «бабушка варит компот из ягод». (закрепить названия ягод, формировать обобщающее понятие «ягоды», учить правильно подбирать атрибуты к игре) | Вероника «Наоборот» Закреплять в представлении и словаре противоположные признаки в предметах и слова-антонимы | |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Среда | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «За ягодами в нашу тундру» Напомнить о правилах безопасности в тундре Д/и. «По ягоды пойдём» (закрепить названия ягод)
Пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла» (развитие моторики рук). | Д/у. «Детки с ветки | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | С/р. и «Семья». Сюжет «Летние заготовки из ягод» Рисование по трафаретам «Ягоды» (развивать моторику и эстетический вкус) | Надя. Гоша «Что происходит в природе» Закреплять в речи глаголы, и согласование слов в предложении | |
Прогулка | Наблюдение за погодой Трудовая деятельность: сбор шиповника в тундре. П/и. «Собери урожай». (Развивать ловкость, быстроту координацию движений). | П/и. «Кто первый добежит» (развитие быстроты и скорости) Упражнение на развитие равновесия – Саша Б. | Паша М. – прыжки на двух ногах через препятствие | |||
Вечер | Разучивание стихотворения О.Аксеновой «Морошка» ХТ «Аппликация» - «Ваза с ягодами» Д/и. «Назови лишнее» ЧХЛ В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Настольные игры «Разрезные картинки», «Лото». | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | С/р. и. «Магазин» (побуждать детей к более широкому использованию в игре их знаний по теме «Ягоды», учить дифференцировать игровые действия в соответствии с сюжетом, развивать игровую деятельность). |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Четверг | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Беседа «Гигиена питания» Придумать для остальных «рисунки - напоминалки») Д/и. «Отгадай, что на моей картинке»
Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» Развивающая игра «Сложи узор» ХТ - рисование Тема: Ягоды наших лесов. | Подготовка к презентации мини -книги | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Настольно-печатные игры Работа в уголке природы: «Календарь природы»
| Игорь, Таня «Хватит ли?» Учить видеть равенство и неравенство | |
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями. Трудовая деятельность- уборка мусора на участке П/и. «Ловишки» | Упражнение на развитие равновесия - учить вбегать на горку и сбегать с неё | Упражняются в прыжках в длину, через нарты, метании в цель. Катание с горки | |||
Вечер | Д/и. «Угадай, что в мешочке» Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края
| Развивающая игра -собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод) | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Драматизацция отрывка из рассказа «Дудочка и кувшинчик» Дети занимаются по интересам в центрах Раскрашивание раскрасок С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» | Паша, Геля «Посчитай-ка» Закреплять счет в пределах 10 |
День недели, дата | Режимный момент | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Реализация ИОТР детей с ООП | ||
Пятница | Фронтальная/подгрупповая | Индивидуальная | Организация РППС для самостоятельной и совместной деятельности детей (центры активности) | Самостоятельная и совместная деятельность детей в центрах активности | ||
Утро | Упражнение «Осень, осень, в гости просим» Д/и «Витаминная семья» Презентация детьми и родителями мини-книги «Дары тундры:рецепты» | Игры со счётными палочками: выкладывание из палочек форм различных ягод | Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | Дети занимаются по интересам Развивающая игра «Ягодный бой» | ||
Прогулка | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Трудовая деятельность: уборка мусора на участке П/и. «Ловишка» | Катание на горке П.и. «Лохматый пес» | ||||
Вечер | Презентация детьми и родителями мини-книги «Дары тундры: рецепты» Конструирование из бумаги – оригами «Корзинка для ягод» |
| Центр «Умная книжка» Центр «Знайки» Центр «Веселые затейники» Центр «Мой Таймыр» | П/и. «Великаны, карлики» Развивающая игра «Ягодные вкусности» рисование по трафаретам С/р.и. «Кухня». Сюжет «Готовим кисель из ягод» | Света, Таня «Расскажи про свой узор» Закреплять пространственные представления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики трех вопросов в реализации проектной деятельности
Использование методики трех вопросов в реализации проектной деятельности....
Метод трех вопросов в рамках Дошкольного образования (конспект по теме: "Что такое музей?")
Что такое музей? История создания музеев.(Метод трех вопросов)...
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых. Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на...
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.
Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых. Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на...
Проект по методу "Трех вопросов"
Проект по методу "Трех вопросов" "За что можно любить зиму?"...
Метод трех вопросов
Предлагаю Вашему вниманию "Методику трех вопросов". Это эффективная методика и заключается она в следующем....
Проект «День Рождения детский сад» с использование модели трех вопросов
Проект «День Рождения детский сад» с использование модели трех вопросов. Цель: Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории. Укреплять связи ДОУ с семья...